Музыкальные сюжеты в литературе

Музыкальные сюжеты в литературе

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 22

Тема: Музыкальные сюжеты в литературе.

Цели урока: Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов и наоборот; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы; анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы; анализировать примеры преобразующего воздействия музыки на человека.

Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, иллюстрации картин.

Ход урока:

Организационный момент:

Звучит песня Булата Окуджавы «Надежды маленький оркестрик» (автор музыки и слов – Б. Окуджава).

Когда внезапно возникает
Ещё неясный голос труб,
Слова как ястребы ночные
Срываются с горячих губ,
Мелодия как дождь случайный
Гремит и бродит меж людьми,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.

В года разлук, в года смятений,
Когда свинцовые дожди
Лупили так по нашим спинам,
Что снисхождения не жди,
И командиры все охрипли,
Тогда командовал людьми
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.

Кларнет пробит, труба помята,
Фагот как старый посох стёрт,
На барабане швы разлезлись,
Но кларнетист красив, как черт,
Флейтист как юный князь изящен,
И вечно в сговоре с людьми,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Что общего в стихотворении Константина Никольского и песне Булата Окуджавы?

Запись на доске:

«О несчастных и счастливых, о добре и зле,
О лютой ненависти и святой любви,
Что творилось, что творится на твоей земле –
Всё это в музыке, ты только улови».

                                       (К. Никольский)

Сообщение темы урока:

- Музыка жила в литературе всегда. Она несла надежду и спасение, оплакивала потери и возвеличивала любовь. В музыке вся наша жизнь. Музыка бросала вызов судьбе - и нередко выигрывала, потому что перед её силой отступала даже смерть.

Не случайно эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова Константина Никольского из песни «Музыкант».

Сегодня мы продолжаем разговор о музыкальных сюжетах в литературе.

Работа по теме урока:

Легенды о музыке.

Люди всегда знали божественную силу музыки. Не случайно ещё во времена глубокой древности они сложили миф об Орфее - легендарном прародителе самоотверженного племени певцов и музыкантов, чей голос покорял не только людей и природу, но даже богов. Каков был его голос, как звучала его лира, - этого мы, к сожалению, не услышим никогда. История навсегда унесла живую музыку Орфея.

Она осталась только в древнем предании, бессмертном памятнике литературы, получившем название «Миф об Орфее».

Миф об Орфее

«...Орфей был животворящим гением священной Греции, пробуждающим её божественную душу. Его лира о семи струнах обнимала всю вселенную. Каждая из струн соответствовала также одному из состояний человеческой души и содержала закон одной науки и одного вида искусства. Мы потеряли ключ к её полной гармонии, но её различные тона никогда не переставали звучать для человечества...»

(Эдуард Шюре)

В легендах мы читаем об Орфее:

«...Однажды ранней весной, когда на деревьях появилась первая зелень, сидел великий певец на невысоком холме. У ног его лежала золотая кифара. Поднял её певец, тихо ударил по струнам и запел. Вся природа заслушалась дивным пением. Такая сила звучала в песне Орфея, так покоряла  она и влекла к певцу, что вокруг него, как зачарованные столпились дикие звери из окрестных лесов и гор. Птицы слетелись слушать  певца, даже деревья двинулись с  места и окружили Орфея...» (Н. А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»)

- Прочитайте миф об Орфее в учебниках на стр. 140-141. Самостоятельное чтение учащимися.

Орфей, сын фракийского царя 3агра и музы Каллиопы, был самым известным из когда-либо живших поэтов и музыкантов. Аполлон подарил ему лиру, а музы научили играть на ней, да так, что он не только очаровывал диких зверей, но и заставлял деревья и скалы двигаться под звуки его музыки. Во Фракии несколько древних горных дубов так и остались стоять в танце.

Орфей участвовал в походе аргонавтов, своей музыкой помогая им преодолевать множество препятствий. По возвращении он женился на юной нимфе Эвридике.

Когда Эвридика внезапно умерла от укуса змеи, Орфей смело спустился в Аид в надежде вернуть её назад. Там он не только сумел очаровать перевозчика Харона, пса Цербера и судей своей чарующей музыкой, но и на время прекратил муки осуждённых.

Пленительная музыка тронула даже грубое сердце Гадеса, и он позволил Эвридике вернуться в мир живых. Гадес поставил лишь одно условие: по пути назад Орфей не должен оборачиваться до тех пор, пока Эвридика не выйдет на солнечный свет.

Эвридика шла по тёмному проходу, ведомая звуками лиры, и, уже завидев солнечный свет, Орфей обернулся, чтобы убедиться, что Эвридика идёт за ним, и в тот же миг потерял жену навеки.

Смерть Орфея, погибшего от дикого неистовства вакханок, оплакивали птицы, звери, леса, камни, деревья, очарованные его музыкой.

Со слезами на глазах музы собрали его останки и погребли у подножия горы Олимп, и соловьи там теперь поют слаще, чем где бы то ни было на свете.

Лиру Орфея волны прибили к острову Лесбос, где её возложили на почётное место в храме Аполлона. По просьбе Аполлона и муз лиру поместили на небесах в виде созвездия.

- Кто же такой Орфей? (Согласно легенде, это самый известный поэт и певец, когда-либо живший на свете. Сила его искусства была настолько велика, что, когда он пел и играл на лире, которую подарил ему Аполлон, даже скалы двигались под его музыку. Он участвовал в походе аргонавтов, помогая им своим талантом преодолевать различные трудности. Силой своего искусства он даже воскресил умершую жену, прекрасную Эвридику.)

Древнегреческий миф прославлял великую силу музыки, покорившей даже бессмертных богов. Для К. Глюка Орфей стал не мифическим героем, а живым человеком. Рассказывая в музыке о его судьбе, композитор словно заглянул в душу Орфея, раскрыл скорбь, верность и мужество его страдающего сердца.

Образы поэтического мифа  исключительно популярны в мировом искусстве. Опера К. Глюка - не единственное произведение, созданное на этот сюжет.

Легенда об Орфее вдохновляла композиторов на протяжении многих веков. Так, одна из первых опер в Европе, созданная и поставленная в Италии в 1600 году, называлась «Эвридика». В начале XVII века за ней последовала опера итальянского композитора Клаудио Монтеверди «Орфей». В конце XVIII века в России появилась мелодрама Евстигнея Фомина «Орфей». Жак Оффенбах написал оперетту «Орфей в аду». В ХХ веке миф об Орфее возродился в балете Игоря Стравинского. Оригинальную трактовку мифа дал американский драматург Теннесси Уильямс в драме «Орфей спускается в ад».

По его мотивам написаны полотна  великих живописцев Тинторетто, Рубенса, Брейгеля и др.

Многие годы в Польше  в Сопоте проходил международный фестиваль певцов «Золотой Орфей».

И может быть, мы ещё увидим и услышим новые выдающиеся произведения на этот бессмертный сюжет.

Слушание: «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка.

- Расскажите, как называется эта «Ария без слов», кто написал эту оперу и как звучит эта музыка? О чём же дальше повествует миф? (Орфей не выполнил условия Аида обернулся, Эвридика тут же исчезла в царстве смерти. Музы погребли Орфея у подножия горы Олимп, а соловьи там поют теперь более красиво, чем где бы то ни было. Лиру, на которой играл Орфей, по просьбе муз и Аполлона поместили на небе в виде созвездия.)

- Слово и Музыка. Язык слов и язык музыки... На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой.

Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Речь человека - универсальный язык нашего общения между людьми. Разговаривая, мы отлично понимаем друг друга. Но не всё можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке.

Однако язык музыки не обладает конкретностью, а слово проигрывает в соревновании со своим другом-соперником в передаче эмоций. Именно поэтому между словом и музыкой издавна существует стремление слиться в едином произведении. Музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придаёт музыке большую определённость.

Слушание: песня «Слово и нота» в исп. А. Иванова (автор слов и музыки - М. Шелег).

Где найти мне такое слово,
Чтобы скептик не мог оспорить,
Чтобы даже самого злого
Слово это могло успокоить?

Разбудило б любовь и нежность,
Подарило бы веру снова,
Чтоб вселяло в сердца надежду,
Где найти мне такое слово?

Ночью, когда за окном стемнеет,
Ночью, когда лишь Луна и звёзды,
Слово это над миром реет,
Словно птица, пронзая воздух.
 

Ночью, когда засыпает город,
Ночью, когда сон смыкает вежды,
Я в тишине разыщу это слово -
Слово Веры, Любви и Надежды,
Слово Веры, Любви и Надежды.

Где найти мне такую ноту
И так к слову её поставить,
Чтоб сердца пригласить к полёту,
Чтобы души летать заставить?

Чтоб струной натянулась тонко,
Не сфальшивила б ни на йоту,
Чтоб звучала легко и звонко,
Где найти мне такую ноту?

Утром проявится дня рисунок,
Утром, когда горизонт проснётся,
На золотых лучах, как на струнах,
Ноту эту сыграет солнце.

Утром, когда всколыхнёт природу
Птичий гомон светло и нежно,
Я в пеньи птиц разыщу эту ноту -
Ноту Веры, Любви и Надежды,
Ноту Веры, Любви и Надежды.

Утром, когда всколыхнёт природу,
Птичий гомон светло и нежно,
Я в пеньи птиц разыщу эту ноту -
Ноту Веры, Любви и Надежды,
Ноту Веры, Любви и Надежды.

Вопросы и задания:

  1. Почему поэзию принято считать самой музыкальной из форм литературы?
  2. Назови известные тебе произведения литературы, посвящённые музыке или музыкантам.
  3. В «Дневнике музыкальных наблюдений» запиши стихотворение, которое, на твой взгляд, особенно отличается музыкальностью.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 12 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Окуджава. Надежды Маленький Оркестрик (в исп. автора), mp3;
    Глюк. Мелодия из оперы Орфей и Эвридика, mp3;
    Шелег. Нота и слово, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Также дополнительно вложено в архив:
   Окуджава. Надежды Маленький Оркестрик (фонограмма «минус»), mp3;

Композиторы и исполнители