Настоящая музыка не бывает «старой»

Настоящая музыка не бывает «старой»

Настоящая музыка не бывает «старой»

Содержание:

  1. Традиции и новаторство в деятельности человека.
  2. Относительность понятий «старое» и «новое» применительно к искусству (на примере сравнения музыкальных произведений - пьесы X. Родриго «Пастораль» и финала Концерта № 4 для гобоя с оркестром Л. А. Лебрена).

Музыкальный материал:

  1. Х. Родриго. «Пастораль» из Концерта для гитары с оркестром «Мадригал», (слушание);
  2. Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание);
  3. Т. Хренников, стихи М. Матусовского. «Московские окна» (пение).

Живопись:

  1. П. Боннар. «Ранняя весна»;
  2. Братья Лимбург. «Сентябрь. Из Роскошного часослова герцога Беррийского».

Архитектура:

  1. В. Васнецов. «Проект теремка»;
  2. А. Гауди. «Каса Мила», Барселона, Испания (фото).

Поэзия:

  1. Б. Пастернак. Стихотворение (фрагмент).

Планируемые результаты учебной деятельности:

  1. Метапредметные: формирование представлений об истории искусства, о соотношении исторического прогресса и вечных культурных ценностей.
  2. Личностные: укрепление представлений о роли музыки в формировании человека.
  3. Предметные: умение определить принадлежность музыки к старинному стилю или современной эпохе.

Форма проведения занятия.

  1. Беседа о вечной ценности и актуальности искусства на примере музыки.

Характеристика видов деятельности:

  1. Участие в беседе о традициях и новаторстве в искусстве, о вечных духовных ценностях и их соотношении с историческим прогрессом.
  2. Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох.
  3. Сравнивать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, форме) музыку отдельных композиторов прошлого и современности (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  4. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.
  5. Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника.

«Истинное содержание музыки – вечные тайны бытия и человеческой души»

(В. Медушевский)

У каждого человеческого дела есть своя история.

Можно даже сказать так: каково само это дело, такова и его история. Есть вещи очевидные; они возникли в сравнительно недавние времена и не нуждаются в разгадке, так как хорошо изучены и описаны во множестве книг, учебников и справочников. Таковы различные области практической деятельности - например, техника. Самым различным её видам свойственна, как правило, одна и та же схема развития: сначала возникают простые формы, которые, постепенно усложняясь, разрастаются в такие обширные и разнообразные области человеческой деятельности, какие даже вообразить не могли люди, жившие в прежние века.

Представим какой-нибудь музей старых вещей, в котором можно увидеть прялку или веретено: едва ли нас заинтересует практическая ценность этих древних механизмов. Скорее, мы увидим в них поэтическую прелесть далёких времён, пришедшую из сказок, из прочитанных в детстве историй о «трёх девицах под окном», о старой колдунье, о спящей красавице.

Теперь уже нам нет надобности собственноручно прясть пряжу, как и заниматься множеством других ремёсел, простых и естественных для наших предков.

Такое развитие человеческой деятельности имеет название: прогресс. Мы говорим о прогрессе, когда видим, как на наших глазах преобразуется материальный мир, более совершенными становятся машины, дома или дороги. И может даже возникнуть впечатление, что прогрессу подвержено всё, с чем сопряжена человеческая жизнь.

Отчасти так и есть.

Бессмысленно спорить с тем, что очевидно: меняется человек, меняется и жизнь вокруг него.

Однако очевидно и другое: не всё в жизни подвержено изменениям. В ней много такого, что неуклонно повторяется из века в век. Рассветы и закаты, радости и страдания, добрые и злые дела, поиски истины, стремление к свету... Никакой прогресс не властен над такими вечными, как мир, явлениями: не в силах он их ни изменить, ни отменить.

Именно из этих - вечных - начал берет свои истоки искусство. Оно зарождалось тогда, когда человека пленяло обаяние весеннего дня или очарование лунной ночи; когда душа, согретая пробуждающейся любовью, раскрывалась навстречу миру; оно бывало подчас единственной поддержкой и утешением в дни глубокого горя.

Поэтому история искусства так мало похожа на историю других человеческих дел: в ней нет своего «музея старых вещей», ставших не нужными только потому, что на смену им пришли новые, более совершенные вещи. Даже наоборот: в искусстве разных веков есть произведения, подобные вершинам,- их не удалось превзойти никому.

Да и само понятие «история» в искусстве носит скорее условный характер: ведь нельзя достоверно судить о том, что пришло к нам из глубины далёких веков, что возникло в мире вместе с самим человеком.

Есть у Бориса Пастернака такие строки:

Так начинают. Года в два
От мамки рвутся в тьму мелодий,
Щебечут, свищут, - а слова
Являются о третьем годе.

Эти строки - о музыке, о том, что она является человеку прежде других искусств. Эти строки также о том, что только музыка была способна выразить человеческие чувства прежде, чем он научился выражать их в словах.

Как звучала она, эта первая музыка?

Была ли похожа на наши младенческие песни, такие одинаковые, в каком бы уголке мира они ни звучали? Или в ней было что-то от мерного и тихого звучания колыбельных, которые матери всех времён пели в ритме собственного дыхания, собственного сердца? А может быть, её отзвуки слышны в весёлых плясках крестьян, празднующих богатый урожай или удачную охоту?

В этом - неразгаданная тайна, которая, подобно многим другим тайнам музыки, едва ли когда-нибудь откроется нам во всем своём богатстве.

Однако на некоторые её загадки мы постараемся найти ответы в нашем учебнике. Его главная тема – «Традиция и современность в музыке» - как раз и задумана с целью ответить на некоторые важные вопросы музыкального искусства.

Почему нам может быть так близка «старая» музыка? Почему порой она даже кажется нам более понятной, чем многое из того, что создаётся в наши дни?

Почему музыканты снова и снова обращаются к традиции?

И чему может научиться у музыки современный человек?

Отвечая на эти вопросы, мы ещё раз увидим: музыка не замыкается сама в себе, она открывает нам путь в иные области понимания - человеческой жизни, её смысла, места человека в мире. Мы увидим, что музыка не только выражает чувства, но и воздействует на душу, она порождает такие силы, какие без её помощи, возможно, никогда бы не возникли. Мы увидим также и то, что настоящая музыка не бывает «старой», она по-прежнему, как и в былые времена, созвучна душе человека, будто бы в ней, как в каждой душе, заключена великая и непостижимая для нас тайна бессмертия. 

Испанский композитор Хоакин Родриго в раннем детстве почти полностью потерял зрение. Музыкой он начал заниматься в возрасте восьми лет, играл на фортепиано и скрипке. С шестнадцати лет изучал гармонию и композицию с преподавателями Валенсийской консерватории.
Родриго учился и долгое время работал во Франции, много гастролировал в Европе, Японии и Америке - давал мастер-классы, устраивал фестивали собственной музыки. Среди сочинений Родриго концерты, симфонические и хоровые произведения, романсы и песни, пьесы для фортепиано и гитары, музыка к кинофильмам и театральным постановкам. Родриго также писал музыкально-критические статьи. Композитор прожил очень долгую жизнь, охватившую весь XX в., 97 лет.

Слушание: Х. Родриго. «Пастораль» из Концерта для гитары с оркестром «Мадригал»

Слушание: Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III часть

Людвиг Август Лебрен - немецкий композитор XVIII в. (1752 – 1790), современник В. А. Моцарта, представитель эпохи классицизма. Лебрен был одним из лучших исполнителей на гобое, играл в мангеймском Придворном оркестре, гастролировал в разных странах. Лебрен писал концерты для гобоя с оркестром, балетную музыку, камерно-инструментальные ансамбли. Вся семья Лебрена была музыкальной - жена и дочь были певицами, другая дочь стала пианисткой.

Вопросы и задания:

  1. Согласны ли вы с утверждением, что музыка – самое древнее из искусств? Можно ли найти этому подтверждение в нашей современности?
  2. Существует ли в музыке то, что принято называть «модой»? Приведите примеры.
  3.  Послушайте два музыкальных произведения – Концерт для гитары с оркестром «Мадригал» Х. Родриго (фрагмент «Пастораль») и финал Концерта № 4 для гобоя с оркестром Л. А. Лебрена. После прослушивания постарайтесь определить принадлежность каждого из этих произведений к «Старой» или «новой» музыке. Аргументируйте своё мнение.
  4. Соотнесите звуковые образы прослушанных произведений с образами, запечатлёнными на картинах художников (стр. 8,9). Что объединяет эти, такие разные произведения?
  5. Изучи концертные афиши в вашем городе или программы классической музыки на радио и телевидении. Попробуй определить, какие композиторы и произведения исполняются сегодня наиболее часто.

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Музыкальный материал: 
    Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III ч. (фр-т), mp3;
   Родриго. Пастораль из Концерта для гитары с оркестром Мадригал (фр-т), mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Дополнительные рекомендации педагогам:

В качестве иллюстраций к уроку даны разнообразные картины, рисунки, фотографии архитектурных сооружений. Они принадлежат разным эпохам, стилям, художественным школам. Здесь и сказочный теремок, и современное здание, и весенний пейзаж, и полотно с символическим изображением осенней сценки. Если теремок, изображённый В. Васнецовым, является воплощением традиционной постройки в русском стиле, то здание испанского архитектора представляет оригинальный современный взгляд на архитектуру. Ученики замечают, что в этом доме совсем нет углов, все линии - плавные и закруглённые. В весеннем пейзаже подчёркивается идея нового, зарождающегося, что выражено и в присутствии детей на картине, и в изображении птичек, расцветающих деревьев и лугов. В осеннем пейзаже, напротив, воплощаются традиционные образы и занятия, в центре изображён старинный замок готического стиля, на переднем плане находится сценка уборки урожая. Учитель обращает внимание учеников именно на богатство и многообразие тем, сюжетов, техник предложенных произведений изобразительного искусства.

Пастораль - это произведение искусства, посвящённое описанию мирной пастушеской жизни, происходящей на лоне природы, любование красивыми пейзажами. Идиллические сельские пейзажи были распространены в эпоху Возрождения. В музыке в жанре пасторали могли быть написаны небольшие оперы, пантомимы, балеты, позже инструментальные пьесы. Пасторали встречаются в творчестве Ф. Куперена, А. Вивальди, И. С. Баха, Д. Фрескобальди. У Л. Бетховена есть «Пасторальная симфония» № 6, у П. Чайковского - пасторальная сцена в опере «Пиковая дама». Музыку безмятежно пасторального склада композиторы продолжают сочинять и в наши дни.

Мадригал. Адресованный даме остроумный стихотворный комплимент, короткое пасторально-любовное стихотворение. Мадригал - это не просто музыкальный жанр, без него невозможно представить европейскую музыку Возрождения так же, как невозможно представить музыку прошлого века без романса.

Да, мадригал - жанр музыкально-поэтический. У музыкального мадригала на протяжении XVI-XVII вв. была непростая и динамичная история. Будучи популярным в XIV в., он представлял собой двух- и трёхголосную песню, иногда с инструментальным сопровождением, на тексты любовно-лирического, сатирического или мифологического характера. Мелодика его была нарядна и витиевата. В XV в. вышел из моды и был забыт. Однако с 1530-х гг. произошло мощное возрождение этого жанра, которое продлилось целое столетие. Впрочем, возрождение касалось, скорее, внешней стороны - названия, характера поэтических текстов. Что же касается музыки, то можно сказать, что жанр родился заново. Новые мадригалы сочинялись в виде многоголосных, обычно пяти-голосных полифонических вокальных ансамблей, где содержание текста передавалось с тончайшим мастерством, изысканностью и выразительностью. Мастерами мадригала были Дж. Палестрина, К. Монтеверди, У. Берд, Г. Шютц, К. Джезуальдо и многие композиторы Италии и других европейских стран.

Антонио Гауди считается одним из величайших архитекторов прошлого столетия. Он строил причудливые здания, в которых оригинально сочетались модерн и готика. Семи его творениям присвоен статус Всемирных наследий ЮНЕСКО. Именно к таким шедеврам и относится дом Каса Мила в Барселоне.

Фасад Каса Мила напоминает скалы, омываемые морскими волнами. Кованые элементы балконов похожи на морские водоросли. Волнистые линии, переходящие одна в другую, и игра светотени создают иллюзию постоянного движения. Гауди был глубоко религиозным человеком, поэтому каждое его творение содержит определённую религиозную символику. На верхнем карнизе здания расположены резные бутоны роз с надписями из молитвы «Аве Мария» на латыни.

Вячеслав Вячеславович Медушевский (1939) - советский и российский музыковед и педагог, доктор искусствоведения, профессор (1980) Московской консерватории, Заслуженный деятель искусств России.

Пьер Боннар — французский художник, тесно связанный с группой «Наби». Боннара называли Японцем или «самим японским набидом» за его пристрастие к японской гравюре и восточной орнаментальности. Впоследствии художник отошёл от принципов «Наби», его палитра стала более насыщенной, а цветовые контрасты сменило сияние света.

В картине «Ранняя весна. Маленькие фавны» (фавн – римский бог лесов, полей, пастбищ, защитник стад от волков). Первоначально его изображали с козлиными рогами и копытами, позднее – красивым юношей. Боннар поместил козлоногих демонов в конкретный пейзаж городка Вернуйе. Радостное чувство от пробуждения природы соседствует с лёгкой иронией. Она возникает от сопоставления пейзажа, написанного в манере импрессионистов и высокой поэтики символистов.

Своим творчеством Боннар показал, что современное искусство должно брать свои истоки в окружающей реальности. Оно не должно слепо копировать природу, но и не может обойтись без неё. Художник большого таланта, он переносил созерцаемое на интеллектуальный уровень. Он доказал, что мир неисчерпаем, надо только научиться видеть в нем прекрасное.

И Боннар видел красоту в самых обыденных вещах, заставляя и зрителей по-новому взглянуть на них. Этим он обогащал жизнь людей, подчёркивая в ней всё прекрасное и доброе. Именно мудрая доброта художника делает его творчество и в наше сложное время непреходяще важным для современного человека с его проблемами, тревогами и потерей духовных ориентиров.

Братья Поль, Жан (Ян, Иоанн) и Эрман (Херман) Лимбург – самые известные мастера средневековой книжной миниатюры, создатели прославленного шедевра иллюминованной книги – «Роскошного часослова герцога Беррийского».

Как правило, часословами, или часовниками назывались рукописные книги. Они начинались с календаря, который обычно сопровождался изображениями трудов и развлечений в различные времена года и знаками Зодиака. Далее следовала Литургия, приуроченная к определённому часу, состоявшая из библейских чтений, молитв. Часослов украшался миниатюрами и был одет в великолепный переплёт. Как правило, часослов дарили на бракосочетание, рождение первенца и многие другие торжества. Так же часослов содержал ряд сведений практического характера по астрономии, астрологии, медицине и другим отраслям знаний, что делало его, не только желанным подарком, но и своеобразной домашней энциклопедией.

Композиторы и исполнители