Наш вечный спутник
Наш вечный спутник
Содержание:
- Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни.
- Мир вещей и мир музыки (соотнесение материального и духовного в жизни человека).
Музыкальный материал:
- И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание).
- Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение).
- М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны (пение).
Характеристика видов деятельности:
- Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
- Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
- Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
Тут целый мир, живой, разнообразный,
Волшебных звуков и волшебных снов, –
О, этот мир, так молодо-прекрасный,
Он стоит тысячи миров.
Ф. Тютчев
«Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живёт», – сказал немецкий поэт Л. Тик. Музыка образует целый мир человеческой жизни. Этот мир рождается вместе с человеком, растёт, оказывает влияние на его характер, поступки и облик.
Каждый помнит песни своего детства – песни бабушки и мамы, песни, которыми встречает и провожает нас школа. Каждый помнит, как «звучат» праздники: ведь своя музыка есть у дней рождения, у проводов зимы или встреч Нового года. Она бывает весёлой, шуточной, и бывает волшебной, таинственной, как бы приоткрывающей завесу над чудесами жизни, в которые так хочется верить.
Поначалу может казаться, что мы растём - и старая музыка уходит, отступает, на смену ей приходит совсем другая, подобно тому как выбрасываются старые ненужные вещи, из которых мы вырастаем. И лишь с течением времени человек начинает понимать, что музыка никуда не уходит, что она всегда с ним - и та, совсем далёкая, детская, и та, что пришла вместе с юностью, помогала взрослеть, любить и думать.
Почему так происходит?
Почему мы «перерастаем» свои игрушки и платья, мебель и даже дома, весь этот мир вещей, который с течением времени становится нам тесен и узок?
Почему этого никогда не случается с любимой нами музыкой, которая, как и всё, что мы ценим по-настоящему, остаётся с нами всю нашу жизнь?
Не потому ли, что во всём, что нам дорого, мы оставляем частицу собственной души? Она и в памяти первых лет, овеянных любовью близких друзей, и в детском восхищении чудесной мелодией, когда-то открывшей невиданные миры музыкальной фантазии, и в живых воспоминаниях о первых радостях и надеждах.
Иоганнес Брамс известен как серьёзный глубокий композитор, писавший симфонии и концерты, хоровые и камерные произведения. Но его музыка всегда была наполнена романтикой, любовью к народным песням, венгерскому фольклору.
Нелёгкая судьба сделала из Брамса одинокого, разочаровавшегося в жизни человека, но его музыка всегда была наполнена светом, покоем и теплом.
Послушайте небольшой фрагмент из Симфонии № 3 (III часть) немецкого композитора Иоганнеса Брамса (слушание).
Эту музыку трудно описывать словами: в ней нет литературной программы, нет изобразительности. Зато с уверенностью можно сказать: как сильно она воздействует на нас своим благородным звучанием, проникновенной мелодией, пробуждая в душе светлые и возвышенные чувства.
Вопросы и задания:
- Какие песни, какая музыка запомнились и полюбились вам с детства? Кто их пел?
- Какая музыка больше всего нравится вам сейчас? Как вы думаете, вы скоро её забудете или запомните надолго?
- Есть ли у вас любимые старые игрушки или какие-нибудь другие вещи, которые вы не хотите выбросить? Задумайтесь и ответьте себе: почему? Постарайтесь вспомнить какие-нибудь случаи, связанные с ними (запиши воспоминания в Дневник).
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Баю-баюшки-баю (народная), mp3;
Котенька-коток (народная), mp3;
Красев. Маленькой ёлочке холодно зимой, mp3;
Крылатов. Прекрасное далеко, mp3;
Чичков. Из чего же, из чего же, mp3;
Шаинский. Вместе весело шагать, mp3;
Шаинский. Песенка крокодила Гены, mp3;
Шаинский. Чему учат в школе, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.