Бетховен. Соната № 23 фа минор «Аппассионата»

Бетховен. Соната № 23 фа минор «Аппассионата»

Бетховен это - Шекспир масс. Моцарт отвечал только за отдельные личности. Бетховен же - только и думал об истории и всём человечестве…

(В. Стасов)

Бетховен - одно из величайших явлений мировой культуры. Его творчество занимает место в одном ряду с искусством таких титанов художественной мысли, как Толстой, Рембрандт, Шекспир. По философской глубине, демократической направленности, смелости новаторства Бетховен не имеет себе равных в музыкальном искусстве, Европы прошлых веков,

В творчестве Бетховена запечатлелось великое пробуждение народов, героика, драматизм революционной эпохи... Мировоззрение Бетховена формировалось под воздействием революционного движения, распространившегося в передовых кругах общества на рубеже XVIII и XIX столетий. Как его своеобразное отражение на немецкой почве, сложилось буржуазно-демократическое Просвещение в Германии. Протест против социального угнетения и деспотизма определил ведущие направления немецкой философии, литературы, поэзии, театра и музыки.

...Творчество Бетховена явилось наиболее обобщающим и художественно совершенным выражением в искусстве народных движений Германии на рубеже XVIII и XIX столетий.

Великий общественный переворот во Франции оказал непосредственное и мощное воздействие на Бетховена. Этот гениальный музыкант, современник революции, родился в эпоху, как нельзя лучше соответствующую складу его дарования, его титанической натуре. С редкой творческой силой и эмоциональной остротой Бетховен воспел величественность и напряжённость своего времени, его бурный драматизм, радости и скорби гигантских народных масс. До наших дней искусство Бетховена остаётся непревзойдённым как художественное выражение чувств гражданского героизма.

Революционная тема ни в коей мере не исчерпывает собой наследия Бетховена. Несомненно, самые выдающиеся бетховенские произведения относятся к искусству героико-драматического плана.

Основные черты его эстетики наиболее рельефно воплощены в произведениях, отражающих тему борьбы и победы, воспевающих общечеловеческое демократическое начало жизни, стремление к свободе. «Героическая», Пятая и Девятая симфонии, увертюры «Кориолан», «Эгмонт», «Леонора», «Патетическая соната» и «Аппассионата» - именно этот круг, произведений почти сразу завоевал Бетховену широчайшее мировое признание...

«Аппассионата»

Весной 1805 года (или предыдущим летом) была создана ещё одна фортепианная соната, которая приобрела огромную популярность сразу же после публикации и по сей день остаётся одной из наиболее известных и любимых бетховенских сонат. Сегодня мы знаем, что своё знаменитое название «Аппассионата» («страстная») получила благодаря издателю, потрясённому страстью этого произведения.

«Аппассионата» среди фортепианных сонат Бетховена, по словам Р. Роллана, «как Монблан царит над альпийским массивом». Достойная грандиозных симфоний самого Бетховена, «Аппассионата» - одно из величайших творений мировой музыкальной литературы.

Всё поражает в «Аппассионате»: нечеловеческая сила стремлений, прометеевская мятежность духа, неистовство чувств, сдерживаемых железной волей, которая организует этот бушующий поток мыслей и, страстей в классически строгие, прекрасные по красоте и чистоте рисунка, формы. «Пламенный поток в гранитном русле»,- определяет «Аппассионату» Ромен Роллан.

Ссылаясь на свидетельство ученика Бетховена Шиндлера, принято называть «Аппассионату» и сонату ре минор «шекспировскими». Шиндлер рассказывает, что когда он спросил своего учителя о содержании этих сонат, Бетховен коротко ответил: «Прочтите «Бурю» Шекспира».

Однако сочинения Бетховена нельзя понимать как иллюстрации к литературным произведениям. Центральный мотив шекспировской «Бури» - укрощение стихийных сил природы разумом и волей - по-иному преломляется в сознании Бетховена: титаническое единоборство человека с природой приобретает у него ярко выраженную социальную окраску, становится равнозначным борьбе с тиранией, борьбе, которой человек отдаёт свою жизнь.

Если по красоте тематического материала с «Аппассионатой» могут соперничать многие другие сонаты, то интенсивностью динамики она превосходит все предшествующие и последующие. Именно динамичность «Аппассионаты» раздвинула до колоссальных размеров её масштабы.

Первая часть начинается с самой низкой ноты, но вскоре взлетает почти до высшей. Величественная и в то же время исполненная лиризма вторая часть сменяется бурным финалом, практически невероятной технической сложности. Если вторая часть даёт краткое ощущение покоя и безмятежности, то третья ввергает слушателя в водоворот стихии.

Чем объясняется такое смятение чувств? Ответ прост. Музыка Бетховена, как всегда, была отражением его жизни. Незадолго до сочинения этой фортепианной сонаты, Бетховен пережил несколько мучительных месяцев. Венский «Театр ан дер Вин», небольшой частный театр, дирекция которого не только заказала композитору написать оперу, но и предоставляла жильё, перешёл в новые руки. В апреле 1804 года новое руководство разорвало контракт с Бетховеном. Затем последовал инцидент с посвящением «Героической симфонии» и вычёркиванием имени Наполеона с титульного листа партитуры. В то же время Бетховен страстно влюбился в свою ученицу Жозефину фон Брунсвик и почти сразу же понял, что его ухудшающийся слух и её аристократическое происхождение делают сколько-нибудь глубокие отношения невозможными.

В конце августа недоразумения с театром были закончены, и Бетховен смог продолжить работу над оперой, однако столкнулся с огромными трудностями, а в довершение всех злоключений уже готовая опера «Леонора» (Фиделио») была запрещена цензурой.

В промежутке между созданием «Патетической сонаты» и «Аппассионаты» Бетховен написал ещё одну сонату, которую посвятил графу Вальдштейну, покровительствовавшему ему во время жизни в Бонне. «Вальдштейновская соната», «Патетическая соната» и «Аппассионата» стали величайшими фортепианными произведениями Бетховена, написанными в самый жестокий и мучительный период его жизни.

Под дождём

Бетховен готовил «Аппассионату» к публикации, когда получил предложение посетить в летней резиденции князя Лихновски в Силезии (тогда принадлежавшей Австрии). Во время этого визита князь попросил Бетховена сыграть для его гостей, французских солдат, оккупировавших Австрию. Бетховен пришёл в такую ярость, что выскочил на крыльцо и уехал, оставив записку следующего содержания: «Князь, тем, что вы собой представляете, вы обязаны случайности рождения. Я же стал тем, кем стал, только благодаря себе. На свете были и будут тысячи князей, Бетховен же только один!»

К несчастью, когда Бетховен выбежал из дома, сжимая под мышкой рукопись «Аппассионаты», на улице был ливень. Следы дождя до сих пор видны на партитуре сонаты.

Звуки музыки

Первая часть. Allegro assai

Первая часть вырастает из мрачно-трагической темы, состоящей из двух, крепко сцепленных, но одновременно и драматически противопоставленных мотивов. Несколько позже присоединяется новый мотив, обособленный от первых, напоминающий «удары судьбы» в Пятой симфонии.

Значение этого четырёхзвучного мотива, по аналогии с Пятой симфонией названного нами «мотивом судьбы», велико. Он прорезает всю ткань Allegro и всегда противопоставлен остальному тематическому материалу. Каждое его появление - знамение надвигающейся опасности, всё возрастающей, вплоть до заключительного раздела коды.

Современникам композитора первая часть, полная мятежного чувства, казалась чем-то диким. Она действительно насыщена угрожающими голосами. Конфликт заложен уже в строении первой темы. Затаённо и настороженно звучит героическая фанфара, за которой следуют интонации трепетного беспокойства...

Мрачные силы воплощены в коротком мотиве, упорно повторяющемся, настойчивом и неумолимом...

Вокруг него развёртывается беспощадная борьба. Человеческое сознание то объято ужасом, то бесстрашно вступает в единоборство с угнетающим началом. Но вот звучит вторая, ясная, спокойная тема, противопоставленная первой...

В коде первой части эта тема приобретает необычайную страстность. Человеческая воля победила, но победа досталась ценою крови. Угрожающая тема ещё напоминает о себе, хотя отступает на дальний план. Только успели исчезнуть последние отголоски титанической борьбы, как вступают величественно спокойные, кристально ясные аккорды второй части Andante con moto…

Вторая часть. Andante con moto

Написана в форме темы с вариациями – это вдохновенное размышление, излучающее теплоту, надёжность, задушевность, которое как бы подготавливает новый эмоциональный взрыв.

Множество вариаций звучит в нижнем тёмном диапазоне клавиатуры фортепиано. Слышится простая, но благородная тема, и вслед за тем вариации переносят слушателя в более светлый регистр, перед тем как вернуться обратно в тень.

3 часть. Allegro ma non troppo

Переход к финалу - многократно повторяющийся резкий крик боли и страдания, внезапно врывающийся в спокойный мир Andante. Порывы ветра, волны, бьющиеся о берег, разбушевавшаяся природа - вот круг образов, возникающих при слушании финала и ассоциирующихся с атмосферой ожесточённой борьбы. Взвихренные звуки словно летят навстречу зрителю и сбивают его с ног, стремясь унести за собой. Сквозь звуки бури, то растущей, то замирающей, мы слышим повелительные призывные интонации первой темы, главенствующей в финале…

Вторая тема не вносит резкого контраста, не приносит успокоения. В ней то же стремительное движение, но, пожалуй, ещё больше тревоги, с оттенком жалобы...

В разработке борьба достигает своего апогея. В середине разработки слышится молящая мелодия... Лишь к концу разработки постепенно стихает волнение, наступает минутное успокоение с тем, чтобы тотчас же снова, с началом репризы, возникла картина героической борьбы.

В эпилоге даётся завершение предшествующей борьбы. Проявляется могучий, редкий, по волевой сосредоточенности, по героической непреклонности эпизод в ритме массового танца...

Трагические аккорды венчают эту удивительную сонату один из шедевров мировой классической музыки.

После появления «Аппассионаты» в печати «Всеобщая музыкальная газета» отозвалась на неё следующей рецензией: «В первой части этой сонаты Бетховен вновь расколдовал многих злых духов, но, по правде говоря, вещь стоит того, чтобы бороться не только с коварными трудностями, но также и с приступами недовольства по поводу изысканных странностей. Некоторые люди вероятно, улыбнутся, если рецензент признается, что в высшей степени простая вторая часть, длиной лишь в три страницы, милее его чувству и пониманию, чем первая часть... если вы не почувствуете, как эта музыка идёт от сердца к сердцу, то у одного из нас - сердца нет...»


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, 10 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Бетховен. Соната № 23 фа минор (в исполнении Анни Фишер):
        I. Allegro assai-piu Allegro, mp3;
        II. Andante con moto, mp3;
        III. Allegro, ma non troppo - Presto, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

На постере: коллажированный портрет 1815-го года Людвига ван Бетховена, кисти Джозефа Виллиброрда Мелера. В работе использованы репродукции картин Роже Сюро.

Композиторы и исполнители