Кабалевский. Клоуны
МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ
Кабалевский. Клоуны
1-е занятие
Программное содержание. Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыку шутливого, задорного характера.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, сегодня вы познакомитесь ещё с одним произведением композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. Д. Б. Кабалевский написал музыку, которую знают во всём мире. Он очень любил детей, прилагал много сил для того, чтобы они узнали и почувствовали красоту музыки, полюбили её, нашли друга на всю жизнь. Ведь музыка передает столько чувств, переживаний, которые испытывает человек в жизни. Д. Б. Кабалевский создал для детей пионерские песни, марши, музыкальные картинки, произведения для дошкольников. Какие его произведения вы помните?
Д е т и. «Вальс», «Походный марш».
П е д а г о г. Сейчас я напомню вам фрагменты этих произведений, а вы скажите, какой характер пьес (исполняет фрагменты).
Д е т и. «Вальс» - нежный, ласковый, танцевальный, мягкий, а «Походный марш» - бодрый, задорный, решительный, смелый.
П е д а г о г. Правильно, пьесы эти очень разные - одна лирическая, мечтательная, светлая, а другая - торжественная, маршевая, бодрая. Д. Б. Кабалевский передаёт в своих произведениях самые различные чувства, настроения, существующие в жизни, образы, знакомые и близкие детям. В новой пьесе Д. Б. Кабалевского вы услышите рассказ о цирковых артистах. Она называется «Клоуны». Послушайте и скажите, какая музыка по настроению (исполняет пьесу).
Д е т и. Весёлая, задорная, озорная.
П е д а г о г. Правильно, эта музыка шутливая, живая, бойкая, забавная. Послушайте пьесу ещё раз (исполняет её).
2-е занятие
Программное содержание. Различать смену характера музыки, форму музыкального произведения, выделять выразительные средства - динамику, направление мелодических интонаций.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, послушайте отрывок из пьесы и вспомните её название (исполняет среднюю часть).
Д е т и. «Клоуны» Д. Кабалевского.
П е д а г о г. Послушайте её целиком и скажите, меняется ли характер музыки (исполняет пьесу).
Д е т и. В начале музыка весёлая, задорная, в середине звучит тихо, неуверенно, а потом опять весело, как в начале.
П е д а г о г. Правильно, в пьесе три части. В средней части характер её меняется: она начинает звучать осторожно, робко, неуверенно (исполняет фрагмент). Почему пьеса называется «Клоуны», а не «Клоун»?
Д е т и. В музыке рассказывается о двух клоунах.
П е д а г о г. А какие это клоуны? (Исполняет фрагменты.)
Д е т и. Весёлый и грустный.
П е д а г о г. Один клоун весёлый, умелый, а другой - неудачник, всё у него валится из рук, всё он делает наоборот. Послушайте, как звучит мелодия. В начале она направлена вверх, а в средней части - вниз (исполняет фрагменты). А в конце средней части как звучит музыка? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Громко, неуклюже.
П е д а г о г. Мелодия несколько раз повторяется, всё громче, второй клоун пытается подражать своему собрату, но все его попытки заканчиваются неудачей (исполняет фрагмент). Послушайте всю пьесу целиком (исполняет её).
3-е занятие
Программное содержание. Закреплять представления детей о выразительном значении динамики, характере мелодических интонаций, находить выразительные тембры инструментов, передающие разный характер музыки.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, послушайте пьесу Д. Кабалевского «Клоуны» и скажите, почему вы определили, что клоуны разные. Как музыка рассказала об этом? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. В первой и третьей частях музыка громкая, смелая, задорная. У весёлого клоуна всё получается легко, а средняя часть - осторожная, неспокойная, тихая.
П е д а г о г. Правильно, прислушайтесь, как уверенно заканчивается мелодия в крайних частях пьесы (исполняет фрагмент). Она звучит каждый раз с акцентом, смело, устойчиво, законченно. А в средней части? (Исполняет 9 -12-й такты.)
Д е т и. Тихо, неуверенно, несмело.
П е д а г о г. Как меняется направление мелодии? (Исполняет фрагменты.)
Д е т и. В начале она движется вверх, а в середине - вниз.
П е д а г о г. Когда мелодия направлена вверх, она звучит решительно, чётко и заканчивается ярким акцентом - у клоуна всё получается с блеском, шутя. В средней части, когда мелодия направлена вниз, она звучит тихо, неуверенно, понуро (исполняет фрагмент). А потом движется вверх, несколько раз повторяется всё громче и настойчивее (исполняет фрагмент). А какой аккомпанемент? Давайте сравним его с началом пьесы (исполняет фрагменты аккомпанемента).
Д е т и. В начале – отрывистый, лёгкий, а в средней части - твёрдый.
П е д а г о г. Он изложен аккордами, напряжённо, остро. Музыка в средней части внезапно прерывается, все попытки клоуна закончились смешной, забавной неудачей. Послушайте пьесу ещё раз и скажите, какие инструменты можно использовать для передачи характера музыки в разных частях (показывает детям колокольчики, погремушки, барабаны). (Исполняет пьесу).
Д е т и. Когда музыка изображает весёлого клоуна, возьмём колокольчики, а когда грустного - погремушки.
П е д а г о г. Правильно, музыка первой и третьей частей звучит шутливо, игриво. Колокольчики помогут подчеркнуть весёлое, праздничное звучание. А погремушки - тихо, осторожно; они хорошо передадут образ клоуна-неумехи. В конце средней части, когда музыка звучит громко, какой инструмент можно использовать?
Д е т и. Барабан.
П е д а г о г. Давайте попробуем исполнить пьесу все вместе. Вы разделитесь на три группы. Первую и третью части одна группа будет играть на колокольчиках. Начало второй части - вторая группа на погремушках. Конец второй части – третья группа на барабанах (исполняет пьесу вместе с детьми).
П е д а г о г. К следующему занятию попробуйте нарисовать обоих клоунов такими, какими вы их представляете, слушая пьесу Д. Кабалевского.
4-е занятие
Программное содержание. Различать ладовую окраску как выразительное средство музыки. Уметь передавать в движении различный характер музыкальных образов.
Ход занятия:
П е д а г о г (выставляет все рисунки детей). Дети, давайте посмотрим нарисованных клоунов. Они разные - и весёлые, и грустные, и все очень добрые. А какие пёстрые цветные костюмы! Почему вы использовали яркие краски?
Д е т и. В цирке всегда красиво, празднично. Клоуны одеты в разноцветные смешные костюмы.
П е д а г о г. Пьеса «Клоуны» такая же яркая и разноцветная, как эти рисунки. Сейчас я её сыграю вам, а вы выберете те рисунки, которые наиболее удачно выражают характер музыки (исполняет пьесу).
П е д а г о г. Мы говорили с вами, что в пьесе Д. Кабалевского два различных образа - умелого клоуна (в начале и в конце) и его смешного, неудачливого партнёра (в середине). Если мы прислушаемся внимательно, то услышим, что уже в самом начале пьесы есть противопоставление этих характеров. Сравним маленькие мотивы, из которых состоит мелодия: один звучит светло, радостно, а другой приглушённо, грустно. Они всё время чередуются (исполняет фрагмент, заостряет внимание на звучании мажорной и минорной терции). Перед нами оба клоуна уже в начале пьесы. Но начинает представление весёлый клоун.
Первая часть пьесы звучит радостно, легко (исполняет фрагмент). А в средней части слышится, как второй клоун смешно и неловко пытается повторить его трюки (исполняет фрагмент). Но вот снова первый клоун с ещё большим блеском и смелостью демонстрирует своё мастерство (исполняет фрагмент). Давайте попробуем передать характер клоунов в движении. Музыка звучит то отрывисто и легко, то более робко, то тяжело и неуклюже.
Педагог исполняет фрагменты, предлагает детям выразить характер музыки в движении - вызывает по нескольку человек. Обсуждает удачно найденные движения. Можно сравнить исполнение пьесы на фортепиано с оркестровым - в аудиозаписи и двигаться под её звучание.
Клоуны
Рекомендации по исполнению. Шутливый, озорной характер музыки создаётся лёгким, отрывистым звучанием аккомпанемента, акцентами.
В практике работы детских садов часто приходится слышать исполнение пьесы в преувеличенно быстром темпе, что влечёт за собой невнятность артикуляции, неясное звучание кульминации, сумбурность. Пьеса во многом теряет свою выразительность. Дети бывают не в состоянии расслышать многие существенные для понимания её содержания выразительные моменты - ладовую переменность мелодии, смену направлений движения, окраску гармоний в кульминации.
Иногда встречается и замедленный темп игры. В этом случае, как правило, начало лиг в затактах звучит тяжеловесно. Пьеса исполняется статично, монотонно, скучно. Пьеса должна звучать ясно, собранно, в умеренно быстром ритме, чётко, ритмично. Определённую сложность исполнения представляет собой обилие мелких лиг, первый звук каждой из которых необходимо играть легко. Кроме того, они усложняют объединение мелодии в длинные фразы.
В кульминации (конец средней части) заключительные акцентированные аккорды необходимо исполнять ярко, определённо.
При пояснении содержания пьесы особую трудность вызывает средняя часть. Иногда педагог не определяет её характер вообще, а лишь констатирует смену динамики. Бывают и такие пояснения: «клоуны крадутся, прячутся друг от друга», «клоуны поссорились, а потом помирились» и др.
Проанализируем интонации мелодии. Прежде всего отметим постоянное мерцание звуков до и до диез, которые образуют мажорную и минорную терции трезвучия и окрашивают звуки то в светлые, то в более приглушённые тона. Это делает возможным интерпретировать пьесу как противопоставление двух различных образов: клоуна, играющего роль весёлого, умелого человека, и клоуна, изображающего неудачника.
В 1-ой и 3-ей частях пьесы инициатива явно принадлежит весёлому клоуну. Каждая фраза заканчивается акцентом на тонике, уверенно, устойчиво - клоун добивается успеха. Начальные интонации мелодии направлены вверх и звучат смело, решительно, благополучно.
В средней части характер музыки меняется. Она становится более осторожной, вкрадчивой, робкой. Это позволяет интерпретировать её как образ клоуна-неудачника. Все интонации мелодии меняют своё направление – клоун пытается подражать первому, но делает всё наоборот.
Во 2-м разделе средней части меняется характер аккомпанемента - повторяющиеся аккорды создают напряжение. Мелодия также состоит из настойчивых мотивов, устремлённых вверх, - клоун делает попытки добиться успеха, но они заканчиваются неудачей. Заключительный диссонирующий аккорд и обрывающаяся на неустойчивом звуке мелодия красноречиво говорят об этом. Такими средствами достигнут комический эффект.
Вальс
Рекомендации по исполнению. Мелодию необходимо играть гибко, плавно, мягко, длинными фразами без акцентов, с устремлением к вершинам. Сочетание плавной мелодии с прерывистым аккомпанементом придаёт характеру трепетность, лёгкость. Темп вальса (умеренно) допускает различные варианты исполнения.
Первый - спокойно, сдержанно, нежно, мечтательно, с очень мягким аккомпанементом; второй - немного оживлённее (но не быстро, оставаясь в пределах темпа- умеренно), трепетно, взволнованно, устремлённо, характер аккомпанемента, более встревоженный. Исполнитель должен остановиться на варианте, наиболее доходчивом для детей. Можно использовать приём сравнения детьми двух вариантов интерпретации. При этом недопустимо какое-либо искажение текста. Меняется только интонация произнесения мелодии, аккомпанемента - чуть-чуть более спокойная или трепетная, чуть-чуть взволнованная.
Презентация:
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Кабалевский. Марш, mp3;
Кабалевский. Вальс, mp3;
Кабалевский. Клоуны (2 варианта исполнения - струнные и фортепиано), mp3;
3. Конспект и методические рекомендации к проведению занятий, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.