Музыка в произведениях изобразительного искусства. «Хорошая живопись - это музыка, это мелодия». Мир Чюрлёниса
МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
Урок 32
Тема: Музыка в произведениях изобразительного искусства. «Хорошая живопись - это музыка, это мелодия».
Цели урока: воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством»; исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов; анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; различать характерные признаки музыки и изобразительного искусства.
Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.
Ход урока:
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Нет рубежей между искусствами, музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру.
Живопись тоже может иметь свою архитектуру, как музыка, и в красках выражать звуки...»
(М. Чюрлёнис)
Сообщение темы урока:
- Мы продолжаем с вами тему предыдущего урока «Музыка в произведениях изобразительного искусства.
Работа по теме урока:
1. «Звучащие» картины.
Мелодии обычно вызывают у слушателя определённые мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные или более или менее ясные картины когда-то увиденного пейзажа или сцены из жизни. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как бы звучат мелодии.
«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия», - говорил великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти. Илья Ефимович Репин отмечал, что красочный колорит картин Рембрандта звучит, как дивная музыка оркестра. Аналогию между красками в живописи и тембрами в музыке Римский-Корсаков считал «несомненной». Много общего между музыкой и живописью можно найти даже в терминах, которые употребляют музыканты и художники. И те и другие говорят о тональности, о колорите и красочности полотен и музыкальных сочинений.
Наивно было бы думать, что каждая картина, на которой изображены люди, играющие на каких-либо инструментах или поющие, «излучает» музыку. Многие художники вообще не думали об этом, хотя часто прибегали к «музыкальным» сюжетам. Первые изображения музицирующих людей пришли к нам из глубокой древности.
В Египте на стенах храмов запечатлены целые музыкальные ансамбли - юноши и девушки, играющие на кифарах, лютнях, гобоях.
В Древней Греции ни одно изображение певца Орфея не обходилось без лиры, которую он непременно держал в руках. В средние века и в эпоху Возрождения появилось немало полотен и скульптур с поющими ангелами. Святые играли на органе.
Или же странствующие музыканты перед восхищённой толпой народа исполняли свои бесхитростные мелодии, извлечённые из волынок, дудочек, виол.
И хоть в старину, особенно в эпоху Ренессанса, живописцы несколько свысока смотрели на музыкантов, так как тогда царицей искусств была именно живопись, в некоторых картинах, изображающих музицирование, они старались подсказать зрителю, что же исполняется героями их сюжетов.
Так, на полотне неизвестного мастера XVI века «Музыкантши», хранящемся в Эрмитаже, три молодые женщины занимаются музицированием - две из них играют на старинных инструментах, а третья поёт. Перед ними - нотные листы. Теперь эти ноты расшифрованы. Оказалось, что женщины исполняют арию «Я дам вам радость» популярного в те времён композитора Клодена де Сермизи.
Глубоко поэтичная, истинно русская картина И. Левитана «Вечерний звон» наполнена звучанием колоколов, разлитом в вечернем воздухе подобно краскам летнего заката.
Так же наполнены звуками морские пейзажи И. Айвазовского, в которых не только образ моря, но его настроение, его мощный гул, его колорит образуют своеобразную музыкальную стихию.
«Колыбелью всех хоров» назвал море поэт Поль Верлен в стихотворении, ставшем основой одного из лучших романсов К. Дебюсси «Прекрасней соборов стихия морская...»
Слушание: К. Дебюсси. «Прекрасней соборов стихия морская...». Слова П. Верлена.
Прекрасней соборов стихия морская,
Колыбель всех хоров, где, не умолкая,
Возносит прибой гимн деве святой.
Дарит море гром и чудный напев,
И звучат в нем то кротость, то гнев.
Беспредельность вод величьем влечёт.
О, друг милосердный, даже став бурливым,
Как целитель верный, чаруешь нас призывом:
«В ком нет упованья - усни без страданья!»
От ласки небес над простором твоим
Бываешь стальным, алым, голубым...
Стихия моя, нет краше тебя!
Шум деревьев на полотнах И. Шишкина, А. Рылова, И. Левитана, звуки дождя в живописи Н. Ромадина, И. Левитана, Ю. Пименова, зловещее предгрозовое затишье на картинах И. Шишкина, Ф. Васильева - всё это по-разному звучит, всё входит в единую музыкально-драматургическую концепцию изобразительного искусства, так же по-своему обращённого к звукам мира, как и сама музыка.
Но не только музыкой изображаемого «звучит» живопись; музыкальность проникает в глубь изображения, охватывает средства художественной выразительности. Многие художники, характеризуя своё ремесло, уподобляют линию мелодии, цветовые сочетания - мажорному и минорному ладам, композицию сравнивают с организацией музыкального целого. И чем меньше присутствует в живописи развитие сюжета, связанное с поэтическим началом, тем более рельефно проступает начало музыкальное, обнаруживающее себя в возрастании лирики, в ритмической композиции линий, цветов, штрихов.
Таковы картины М. Врубеля - тонкого и своеобразного художника, чьё творчество благодаря глубоко самобытной манере ярко выделяется среди других художественных стилей. Любая тема, к какой бы он ни обращался, любое изображение - и сказочная Царевна-Лебедь, и древний мифологический Пан, и лермонтовский Демон, и былинный Богатырь - одухотворены особой красотой, рождаемой из игры красок и бликов, особого ритма мазков, граней, мозаичных элементов. Его композиции, подобно композициям музыкальным, как будто приобретают своё волшебное единство из неповторимого сочетания этой россыпи «первоэлементов».
Даже его знаменитую «Сирень» можно уподобить музыкальному произведению, где не содержание изображения, не детали, не подробности, а вся полнота эмоционального состояния, вся глубина переживаемого образа сосредоточились в этом почти звучащем выражении весеннего мироощущения.
По-своему музыкальна живопись В. Борисова-Мусатова, И. Грабаря, В. Бялыницкого-Бирули. Музыкальность настроений, как будто берущая начало в «живописном» цикле «Времена года» П. Чайковского, «переплавляется» в яркие, зримые образы художников последующих поколений. Примечательно, что сами музыканты после Чайковского мало обращались к тематике времён года, поэтике настроений природы. В живописи же музыка увядания природы, музыка нежного и прозрачного колорита, мягких и плавных линий, нежного сочетания цветовых гармоний как будто обрела вторую жизнь.
По отношению к творчеству этих художников уместны такие чисто музыкальные метафоры, которые определяют «звонкость» и «приглушённость» их красок, текучесть и мелодичность линий, лиричность общего эмоционального «звучания».
2. Мир Чюрлёниса. «Вселенная представляется мне большой симфонией…»
Говоря о музыкальности произведений изобразительного искусства, нельзя не сказать о творчестве выдающегося музыканта и художника одновременно - М. Чюрлёниса. Зная музыкальное искусство «изнутри», будучи автором значительных музыкальных произведений, Чюрлёнис глубоко чувствовал природу обоих искусств, их возможные «точки пересечения», из которых могли бы зародиться новые художественные открытия.
«Вселенная представляется мне большой симфонией; люди – как ноты...»
(М. Чюрленис)
Микалоюс Константинас Чюрлёнис был тихим, мечтательным человеком. Когда он садился за рояль, то весь преображался.
Его музыка мягка, лирична, красочна, сдержанно драматична. Она рождена литовскими народными напевами, родной природой - трепетная, как осенний воздух, медлительная и плавная, словно течение рек по равнинам Литвы, неброская, как холмы его родины, задумчивая, точно дымка литовских предутренних туманов.
И главное - она живописна. Сочиняя музыку, Чюрлёнис сам видел эти картины «очами своей души». Они жили в его воображении настолько ярко, что композитору хотелось перенести их на полотно.
И Чюрлёнис становится живописцем. Не обычным живописцем. А художником-музыкантом.
Не оставляя музыки, он пишет одну картину за другой - около трёхсот живописных композиций. И каждая - это философская поэма в красках, симфония живописных ритмов, музыкальных видений.
Красота мира, увиденного М. Чюрлёнисом, оригинальность его взгляда запечатлены в его картинах: «Сотворение мира», «Приветствие солнцу», «Сказка. Путешествие королевны», «Знаки Зодиака», «Короли. Сказка» - и музыкальных произведениях: фортепианных прелюдиях, симфонических поэмах «Море», «В лесу», сочинениях для хора.
Его картины носят названия музыкальных жанров: соната, фуга, прелюдия.
Музыканты называют сонатой сложную инструментальную пьесу, в которой сталкиваются, борясь друг с другом, различные, часто противоположные темы, чтобы в финале прийти к победе основной мелодии. Соната делится на четыре (реже - на три) части. Первая - аллегро - самая напряжённая, быстрая, наиболее активная. В ней конфликт разноречивых чувств с наибольшей полнотой раскрывает душевный мир человека. Эту борьбу трудно передать словами, только музыка способна сделать это.
Чюрлёнис решил призвать на помощь живопись. Она тоже бессловесна и порою «звучит», как музыка. Художник задумал создать живописные сонаты, построив их по законам музыкальной формы.
«Соната моря» - самая известная живописная сюита Чюрлёниса. Три её части, составляющие триптих, имеют музыкальные названия: «Аллегро», «Анданте» и «Финал».
В то же время М. Чюрлёнис сочинил и музыкальное произведение, рисующее картину моря, и назвал его поэмой «Море».
Описание моря есть у Чюрлёниса и в его литературных зарисовках.
Могучее море. Велико, беспредельно, безмерно.
Целое небо обводит своею голубизной твои волны,
А ты… дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь,
Что нет конца твоей мощи, нет пределов твоему величию,
Твоё бытие бесконечно.
Велико, могуче, прекрасно море!
Так в творчестве М. Чюрлёниса тесно переплетаются жанры музыки и поэзии.
Море властно влекло к себе музыканта и художника. Оно поражало его воображение своей мощью, праздничным изобилием красок. Жизнь волн сливалась для него с жизнью человека. Широко и размашисто, ровной геометрической грядой, одна за другой наступают на берег волны. Пронизанные солнцем, они искрятся мириадами прозрачных пузырьков, светящимися кусочками янтаря, радужными ракушками, камешками. Холмистый берег, повторяющий очертания волн, противостоит их напору. Белая тень чайки ложится на воду. Настроение скорее радостное, приподнятое. Будто сверкающие на солнце трубы играют бодрый марш.
В Анданте морская стихия утихомирилась. Глубоким сном заснули волны. Спит и подводное царство с затонувшими кораблями. Но бодрствуют светильники на горизонте, широкими лучами освещая небесный свод. От них уходят вниз два ряда светящихся пузырьков. Они ведут в морскую бездну с таинственно мигающими огоньками. И чья-то милосердная рука заботливо поднимает из глубины парусник, возвращая его к жизни. Спокойная, величавая мелодия в темпе анданте звучит с картины.
И наконец, Финал. Стихия разыгралась во всю. Море кипит, беснуется. Огромная волна готова поглотить, искромсать, уничтожить судна. Ещё мгновение, и всё исчезнет. Растворятся и буквы МКC, каким-то чудом появившееся на волне, образованные клочками пены. МКC - это инициалы художника, его подпись под живописными работами - Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Автор как бы говорит, что волею судеб он сам попал в этот грозный водоворот жизни, где ему суждено погибнуть… но волна не сможет поглотить эти корабли, кажущиеся такими беспомощными перед разбушевавшейся стихией, не уничтожит и его имя… Его творения переживут века.
Слушание: Чюрлёнис. Симфоническая поэма «Море».
Ромен Роллан был буквально потрясён музыкальной магией картин литовского кудесника. Французский писатель назвал его первооткрывателем в живописи, нашедшим новый «духовный континент», как Колумб - новые земли.
«Окинем взглядом панораму его грандиозных построений, - говорит поэт Эдуардас Межелайтис. - Чюрлёнис - философ. Прежде всего, философ, изложивший свои оригинальные взгляды на Вселенную с помощью звуков, контуров, линий, красок, поэтических образов. Трудно определить, где тут кончается музыка и начинается живопись, где кончается живопись и начинается поэзия».
Музыкальность произведений искусства следует искать там, где в поисках единственно возможной художественной целостности мастер отбрасывает всё лишнее, а каждая краска «звучит» по-своему, образуя с другими красками неповторимую гармонию этой картины, только этого эмоционального состояния.
Итог урока:
Итак, мы видим, что музыкальность почти всегда присутствует в значительных произведениях изобразительного искусства. Она может присутствовать за пределами изображения - в том общем настроении картины, которое иногда даже называют музыкальным словом «тональность».
Музыкальность живописи - это не только угадываемые, предполагаемые звуки - звуки, зарождающиеся в душе композитора, звуки музыкальных инструментов, звуки природы, - но и такие чисто изобразительные свойства картины, как её колорит, композиция линий и цветовых сочетаний, расположение ритмических элементов, вся организация художественного пространства.
Музыкальность произведения искусства следует искать там, где оно стремится к преодолению первоначального хаоса бытия, где в поисках единственно возможной художественной целостности мастер отбрасывает все лишнее, где каждая краска по-своему «звучит», образуя с другими красками собственную неповторимую гармонию только этой картины, только этого эмоционального состояния.
Такая связь живописи и музыки, конечно же, метафорична, но то, что она существует, подтвердит каждый художник.
Вопросы и задания:
- В каких формах музыка может присутствовать в произведениях изобразительного искусства?
- Какие средства художественной выразительности в изобразительном искусстве могут быть в наибольшей степени уподоблены музыкальным?
- Почему М. Чюрлёнис своей картине «Соната моря» дал такое название?
- В «Дневнике музыкальных наблюдений» попробуйте выразить какую-нибудь наиболее близкую тебе музыкальную идею. Дай своему рисунку название.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 41 слайд, ppsx;
2. Звуки музыки:
Дебюсси. «Прекрасней соборов стихия морская...», mp3;
Чюрлёнис. Симфоническая поэма «Море», mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.