«Музыкальная живопись» сказок и былин. Сказочные герои в музыке
МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
Урок 29
Тема: «Музыкальная живопись» сказок и былин. Сказочные герои в музыке.
Цели урока: анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства; рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке; ориентироваться в специфике выразительных средств музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике).
Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: Н. Римский-Корсаков. «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко».
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Искусство - есть способность видеть невидимое, осязать неосязаемое и рисовать то, что не имеет облика…»
(Жозеф Жубер)
Сообщение темы урока:
Ребята, тема нашего урока сегодня «Сказочные герои в музыке». Мы с вами на уроках много раз слушали фрагменты, посвящённые различным музыкальным героям. Достоверно ли композиторы рисуют звуками музыки портреты этих героев?
Работа по теме урока:
1. Разнообразие сказочных образов.
Сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся частью волшебного мира чудес, праздников и светлых надежд. И может быть, оттого сказочная музыка так живописна, что она заключает в себе все представления о волшебном, таинственном, что она - воплощённая мечта человека о прекрасном?
Ведь не случайно прекрасные сказочные образы в фантазии художников превосходят всю мыслимую красоту, которая встречается в реальности.
Учащиеся зачитывают фрагмент стихотворения из учебника на стр. 185.
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой: блестит,
А во лбу звезда горит.
Как вы помните, этими словами А. С. Пушкин рисует нам дивную красоту Царевны Лебедь. Такая неземная красота отличает многие сказочные персонажи - неслыханно хороша Василиса Прекрасная, загадочно прекрасна Шемаханская царица из «Сказки о золотом петушке», очаровательна хрупкая Золушка...
Но не только люди в сказках красивы сверхъестественной красотой - тот же чарующий облик могут иметь и животные, и птицы, и цветы. Музыка, воссоздающая сказочные образы в своих звучаниях, достигает небывалой красочности - может быть, даже большей, чем это возможно на полотнах живописцев.
2. Образы в балете И. Стравинского.
Одному из самых фантастических и красочных сказочных образов - Жар-птице - посвящён балет И. Стравинского.
Жар-птица и сама неслыханно прекрасна, её оперение сияет всеми мыслимыми цветами и оттенками, буквально ослепляет.
Но пейзаж, в котором она является,- безмолвное причудливое Кащеево царство, нарисованное как будто неземными, «потусторонними» красками,- ещё более усиливает впечатление безграничной колористичности.
Не случайно французский критик Анри Леон писал о балете «Жар-птица», что это произведение представляет собою «чудо восхитительного равновесия между движениями, звуками и формами. Отливающая темно-золотистым цветом декорация заднего плана как будто сделана тем же способом, как и полная оттенков ткань оркестра.
Музыка ещё больше усиливает впечатление фантастической красочности. В оркестре поистине слышны голоса волшебника и беснующихся ведьм и гномов. Когда пролетает птица, кажется, что её несёт музыка».
Слушание: И. Стравинский «Заколдованный сад Кощея».
Посмотрите эскизы костюмов Жар-птицы на странице 188, выполненные Л. Бакстом. Для того чтобы достигнуть определённого настроения как в живописи, так и в музыке, нужна особая тонкость работы с цветом. Композиция полотна объединяет все выразительные элементы, вызывая законченное стройное звучание.
3. Сказочная тема в искусстве.
О том, какую роль играла сказочная тема в искусстве, можно судить по ещё одному необыкновенно красочному живописному произведению М. Мусоргского «Картинки с выставки». Мы с вами слушали одну из пьес этого цикла, вспомните, как она называлась? (Эта пьеса называлась «Гном», она была посвящена забавному гномику, превращённого композитором в глубоко страдающего человека.)
А что явилось толчком к написанию этого цикла? (Рисунки близкого друга композитора В. Гартмана.)
Гартман был весёлым, живым, быстрым на разные выдумки и очень требовательным к себе и другим. Он умер неожиданно, совсем молодым, в возрасте 39 лет. Чтобы почтить память художника, была организована выставка произведений Гартмана в Петербурге. Были собраны архитектурные проекты, чертежи, эскизы декораций и костюмов к русским операм, рисунки и наброски.
Мусоргский не один раз обошёл выставку. Всматриваясь в работы друга, он загорелся страстным желанием запечатлеть его «картинки» в своей музыке.
Весь цикл «Картинки с выставки» был написан меньше, чем за три недели. Из множества экспонатов выставки композитор отобрал всего десять.
Открывает цикл своеобразный пролог «Прогулка». Что-то родное русскому сердцу слышится в этой музыке - звучит русский распев, а потом мелодия «Прогулки» будет сопровождать нас по выставке, служа как бы связующим звеном между пьесами. И даже там, где надобность в такой интермедии отпадает, мелодия её входит в музыкальную ткань очередной картинки - изменённая и преобразованная, но всегда узнаваемая.
«В интермедиях, - усмехнулся Мусоргский, - моя физиономия видна». Это музыкальный автопортрет композитора. Русский человек пришёл на выставку работ русского по духу художника. Мелодия «Прогулки» ведёт нас от экспоната к экспонату - «Старый замок», «Балет Невылупившихся птенцов», «Катакомбы», «Гном» и т.д.
В «Картинках с выставки» Мусоргский рисует и музыкальный портрет Бабы-Яги, излюбленного персонажа русских волшебных сказок и русского классического искусства.
Гартман набросал эскизы для часов, на которых изобразил домик на курьих ножках - жилище лесной колдуньи. Композитор сделал домик обитаемым.
Музыкант хорошо представлял себе домик Бабы-Яги. Однажды он даже появился в её костюме на маскараде в Академии художеств: рыжие космы, мохнатая шапка, надвинутая на глаза, ноги в лаптях, костлявые руки, реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза на размалеванном лице. Колдунья быстро семенила, разметая перед собой дорогу взмахами громадной метлы. Вот такую героиню русских народных сказок - смешную и страшную – изобразил в своей музыке Мусоргский, а вовсе не манерный проект часов, сделанный Гартманом в модном тогда стиле а La russe.
Баба-Яга Мусоргского настоящая волшебница. Она способна на неожиданные превращения.
Полёт Бабы-Яги в ступе – полёт шумный, дикий, «с треском и посвистом».
В средней части пьесы резкие скачки и свист стихают, сменяются звуками колдовского леса. Лес наполняют шорохи: трещат сучья, оживают пни, скрипят ветви. Старуха оборачивается сказочной царевной, прогуливающейся по берегу таинственного озера. Скользят по небесной лазури стрекозы, порхают нарядные бабочки. Весело щебечут птицы.
В музыке снова возникает вихрь резких скачущих звуков. Злая колдунья продолжает свой разбойничий полёт.
Слушание: М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга) из цикла «Картинки с выставки».
Какие у вас есть мнения? (Прозвучала пьеса «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга) М. П. Мусоргского из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Музыку можно разделить на три части. Первая часть звучала резко, угловато, со свистом, изображён, наверное, полёт Бабы-Яги в ступе. Во второй части, видимо, происходили какие-то превращения, музыка звучала нежно, красиво, волшебно, а в третьей части колдунья, очевидно, опять летит в ступе.)
«Картинки с выставки» во всём мире звучат в исполнении лучших пианистов. Сделано несколько переложений «Картинок» для симфонического оркестра. Самая яркая из них - оркестровка французского композитора Мориса Равеля, автора знаменитого «Болеро». Композитор сознательно стремился к «картинности» своей музыки, справедливо считая, что благодаря этому его сочинения станут более доходчивыми, волнующими всех. И оказался совершенно прав.
Итог урока:
Музыка необыкновенно живописно рисует нам сказочных персонажей, будь то люди, животные, птицы, либо несуществующие в реальной жизни сказочные персонажи. И именно музыка и живопись могут при помощи выразительных средств настолько реально нарисовать сказочных героев, что иногда начинаешь верить в их существование...
Вопросы и задания:
- Каким в музыке И. Стравинского предстаёт фантастический мир Кащеева царства? Звучание какого инструмента придаёт этой музыке волшебный колорит?
- Какие картины представляются вам в музыке пьесы «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)» М. Мусоргского?
- В чём проявляется в этой пьесе контраст между крайними разделами и серединой?
- Выполните задание в «Дневнике музыкальных наблюдений» - стр. 30.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Римский-Корсаков. «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко», mp3;
Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» или Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» (2 варианта исполнения), mp3;
Стравинский. «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-Птица», mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.