Вечные сюжеты. Арам Хачатурян. Балет Спартак
Вечные сюжеты
Содержание:
- Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке XX века.
- Балет А. Хачатуряна «Спартак»: содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения.
Характеристика видов деятельности:
- Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.
- Понимать характерные особенности музыкального языка.
- Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового содержания.
- Самостоятельно подбирать историко-литературные произведения к изучаемой теме.
- Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных источников.
- Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму) музыку отдельных выдающихся композиторов (А. Хачатуряна).
Планируемые результаты учебной деятельности:
- Метапредметные: понимание вечности и современности тем и сюжетов в искусстве, воплощающих категории добра, истины, красоты.
- Личностные: понимание этического значения и эстетического совершенства воплощения вечных сюжетов в искусстве XX в. на примере мифа об античном герое Спартаке.
- Предметные: знакомство с творчеством А. Хачатуряна на примере фрагментов балета «Спартак».
Форма проведения занятия: аналитическое занятие по балету А. Хачатуряна «Спартак».
Учебно-дидактическое обеспечение:
Живопись:
- Б. Беллотто. «Вид на Колизей»;
- Ж.-Л. Жером. «Смерть гладиатора».
Фотография:
- Сцены из балета «Спартак».
Музыкальный материал:
- А. Хачатурян. Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии (из балета «Спартак», слушание);
- М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшинцева. «Песня о дружбе» (из кинофильма «Три мушкетёра», пение).
Виды деятельности учащихся:
- Беседа о жизни и творчестве А. Хачатуряна.
- Изучение и обсуждение либретто балета «Спартак».
- Участие в беседе об особенностях музыки А. Хачатуряна, соединяющей армянские и европейские традиции.
- Беседа о личности и подвиге Спартака.
- Анализ двух нотных примеров.
- Разучивание и исполнение песни.
- Просмотр и обсуждение репродукций картин, сравнительный анализ репродукций и музыкальных фрагментов.
«Эпоха Спартака – волнующая историческая эпоха в жизни человечества…»
(Арам Хачатурян)
При бесспорной устойчивости технического культа в искусстве - а он просуществовал достаточно долго - всё же каждый значительный художник рано или поздно снова возвращался в чистое лоно живой природы и живых чувств. Ведь в искусстве, как и в жизни, есть своего рода моды, господствующие направления, знание которых составляет неотъемлемую часть профессионализма художника.
Спустя годы, когда притягательность модных течений уступает место спокойному и зрелому поиску собственного пути, художники возвращаются к вечным категориям добра, истины, красоты. Эти категории могут выражаться по-разному: в обращении к вечным сюжетам, образам, к историческим преданиям, заключающим глубокую мудрость.
Арам Хачатурян одно из лучших своих произведений - балет «Спартак» - написал на сюжет об античном герое Спартаке, вожде римских рабов. «Мне кажется, что тема Спартака созвучна и близка нашему времени»,- писал композитор, подчёркивая единство прошлого и настоящего, глубокую поучительность исторического опыта.
Древний Рим предстаёт в балете как пышный многоликий город, отмеченный и величественной архитектурой (действие разворачивается на площади у Триумфальной арки), и богатством человеческих персонажей.
Гладиаторы (гладиатор в Древнем Риме - боец из рабов или военнопленных, сражавшийся на арене цирка с другим бойцом или с диким зверем), патриции (патриций - аристократ в Древнем Риме), рабы, легионеры (легионер – солдат легиона. Легион в Древнем Риме – крупная войсковая единица.), пираты, торговцы и простые горожане - такова пёстрая картина жизни рабовладельческого Рима, этого города контрастов, сочетающего и подлинное величие, и глубокую нищету.
«Жить надо с расправленными крыльями…»
(Сергей Коненков, русский скульптор 20 века)
Сюжет, положенный в основу либретто, повествует о восстании рабов против римских поработителей и его жестоком подавлении. Через весь балет проходит основная тема – неприятие рабства, страстная устремлённость к победе.
Здесь показаны две противостоящие силы, охарактеризованные выразительной и образной музыкой. Олицетворение представителей роскошного и могущественного Рима мы видим в образах жестокого и коварного полководца Красса и его наложницы-куртизанки Эгины. Другая сюжетная линия воплощается в образах пленённых рабов в лице их вождя – исполина Спартака и его преданной возлюбленной Фригии.
В основе наиболее значительных номеров балета – подлинные исторические факты. Именно с ними связана та неповторимая атмосфера исторической эпохи, которая пронизывает всю музыку балета, несмотря на современность её языка. Причём дух времени, красочно и выразительно показанный в балете, отмечен яркой эмоциональностью, живыми и многообразными чувствами.
Слушание: Хачатурян. «Смерть гладиатора» из балета «Спартак»
Наиболее трагические сцены переданы композитором при помощи близких и родных ему народно-национальных интонаций. Такова, например, «Смерть гладиатора», вызывающая у слушателей ассоциации с народной лирической музыкой, то возвышенно-декламационной, то печальной-драматичной.
Примечательно, что композитора волнует совсем не зрелищность, столь ценимая древними римлянами во время боёв гладиаторов. Он обращает внимание на другое – ценою потехи патрициев в развращённом городе становится жизнь человека.
Слушание: Хачатурян. «Адажио Спартака и Фригии» из балета «Спартак»
Иным настроением отмечена сцена, получившая название «Адажио Спартака и Фригии». Один из самых ярких фрагментов балета, этот эпизод звучит как гимн яркой и возвышенной любви двух главных героев, любви истинной и потому бессмертной.
Так мы видим, что и в ХХ веке композиторы по-прежнему обращаются к вечным темам, которые продолжают звучать в современной музыке, освещая лучшие её страницы.
Вопросы и задания:
- Что по-вашему, даёт основание считать сюжет о восстании Спартака вечным сюжетом?
- Как вы считаете, почему А. Хачатурян воплотил легенду о восстании Спартака именно в жанре балета?
- Послушайте фрагменты «Смерть гладиатора» и «Адажио Спартака и Фригии» из балета А. Хачатуряна «Спартак». При очевидной разнице их содержания можно ли говорить о присущих им чертах сходства? В чём они проявляются – в интонационных или гармонических особенностях, эмоциональной насыщенности кульминаций? Аргументируйте ответ.
- Известны ли вам какие-либо историко-литературные описания боёв гладиаторов? Расскажите о них. При подготовке задания используйте возможности сети Интернет.