Сказание об Андрее Рублёве
Сказание об Андрее Рублёве
Давно это было... Так давно, что и представить себе нельзя. Но давай всё-таки попробуем заглянуть в далёкое прошлое.
Вообрази, будто летишь ты, как птица, высоко-высоко над землёй. Вот она, наша Родина, лет шестьсот тому назад. Вся в дремучих лесах, но то тут, то там, по берегам речек и озёр стоят деревянные города с каменными церквями. Это ещё не Россия, а Русь. Говорят здесь по-русски, но вряд ли ты понял бы что-то, хотя на похожем языке и сейчас читают молитвы в русских церквях.
Разделена Русь на много мелких княжеств, и каждый князь хочет быть первым. Поэтому идёт между ними нескончаемая война. Брат не жалеет брата, идут в ход безжалостное предательство и коварство. И в каждом сражении убивают друг друга русские люди.
А тут новое горе, ещё страшнее. Будто огромные волны, накатывают на Русь бесчисленные конные орды кочевников, монголо-татар. Жгут города, убивают или уводят в плен жителей. Обложили непомерной пóдатью, последнее отнимают. Стон и плач стоит над русской землёй и нет ему конца.
Но постепенно собирают русичи силы. Уже узнали они радость победы над могучим врагом, уже наголову разбили татар в Куликовской битве.
Сам князь московский Дмитрий Донской повёл их на бой. Скоро вся Русь соберётся «под руку» Москвы.
А пока Москва - вон она, посмотри - ещё небольшой деревянный город. Но уже растут-поднимаются белокаменные стены с башнями вокруг Кремля.
А теперь - видишь, вон там, к северу от Москвы, в глухом лесу, стоит маленький монастырь. Его основал святой Сергий Радонежский, слава о котором идёт по всей русской земле. Пройдут века и этот монастырь превратится в Троице-Сергиеву лавру.
А теперь спустись совсем низко и «наведи фокус», как в подзорной трубе, на во-о-н того человека, что стоит сейчас, поднявши лицо к небу и улыбается чему-то. Знаешь, кто это? Это великий русский художник - Андрей Рублёв. Он чернец, монах и одет в старенькую чёрную рясу, подпоясанную верёвкой, на голове чёрная круглая шапочка. Волосы у него русые, бородка небольшая, а глаза ясные и добрые, как у малого ребёнка.
А знаешь, почему он улыбается? Потому что только что закончил Андрей Рублёв самую прекрасную свою икону. И знает, что достойно послужил Богу и людям.
Не будем тревожить его в этот счастливый момент. Лучше послушай, что я расскажу тебе.
Слушание: Рахманинов. «В молитвах неусыпающую Богородицу».
В Древней Руси художники писали только иконы. На иконах изображают всегда только Бога и святых, а также события из жизни Иисуса Христа, о которых рассказывается в Евангелии.
Андрей Рублёв тоже был иконописцем. Древние летописи рассказывают о том, что Андрей Рублёв всех превосходил мудростью и добродетелью. Недаром потом его признали святым.
Слушание: Денисова. Кондак акафиста Св. апостолу Андрею Первозванному.
Как и другие художники Древней Руси, Рублёв работал по заказу. Тогда он собирал свои кисти и краски и отправлялся пешком вместе со своим другом Даниилом Чёрным, тоже монахом и замечательным художником, иногда за сотни вёрст, чтобы расписать стены собора и иконы для него.
А если был праздник и работать было нельзя, Рублёв ставил перед собой какую-нибудь любимую икону и часами смотрел на неё. «Любовался?» - спросишь ты. Нет, то было совсем другое. Ведь икона - это не картина. Она - чудесное окно в другой мир, тот прекрасный, обычно невидимый мир, который Бог открывает не всякому, далеко не всякому человеку. А Андрею Рублёву этот мир открывался часто, ведь он был человеком необыкновенной доброты, ума и чистоты.
Видел он, что творится на русской земле, и очень страдал от этого. Так хотелось ему сделать что-то, что помогло бы его Родине стать сильнее, а людям - счастливее.
И однажды, как всегда, встал Андрей Рублёв на молитву и обратился к Богу: «Господи, - сказал он, - я слаб и немощен. Но всё в руках Твоих. Ты ведаешь мои мысли. Помоги мне, Господи, послужить моей Родине, чтобы уничтожилась ненавистная рознь и братоубийство, чтобы жила Русь в любви и согласии».
И тут явился перед ним светлый ангел и молвил с улыбкой:
«Даны тебе силы великие. Но вот, прими это в помощь, дабы не сомневался ты ни в чём. Береги только сей дар от чужого глаза», - и протянул ему небольшую чашечку, вроде тех, в которых художники растирали краски. И разлился вдруг от неё в полумраке тесной кельи, где молился Рублёв, чудесный свет. И наступила дивная, небывалая тишина. Ни малейшего шороха не было слышно вокруг. И в этой небесной тишине вдруг понятны стали Рублёву самые важные, самые тайные секреты жизни.
Слушание: Глинка. «Херувимская песнь».
Долго он стоял на коленях, прислушиваясь к чему-то, никому не слышному. А потом со слезами поблагодарил Бога за Его милость. Теперь он знал, что должен делать.
Слушание: Чайковский. «Ангел вопияше благодатней».
Тем же утром Рублёв начал писать икону «Троица».
В Библии рассказывается о том, что к старцу Аврааму и жене его Сарре пришли однажды три ангела. Только потом догадались пожилые супруги, что это был Сам Бог. На русских иконах часто изображают Единого Бога в виде трёх ангелов. Но раньше иконописцы обязательно рисовали и Авраама с Саррой, и их дом, и слуг, готовящих еду, и дуб, под которым все ели.
Рублёв задумал написать икону по-другому.
Он выбрал очень большую, хорошо высушенную доску. Покрыл её белым грунтом, левкасом. Отшлифовал его так, что он стал гладким, как кость. Потом взял тонкий уголь и при свете небесного огня, бесшумно изливающегося из чашечки, провёл первую линию. Какой певучей и плавной она была! Как легко скользила его рука по огромной белоснежной поверхности доски!
И вот уже готов рисунок - три ангела не сидят, а словно парят в воздухе вокруг стола - трапезы. Поднимаются за их спинами лёгкие крылья. Головы склоняются друг к другу. Как несколько голосов, сливающихся в прекрасную мелодию, «текут», поднимаясь и снижаясь, объединяясь в круг, похожие, но ни разу не повторившиеся линии. Три ангела – и больше никого. Только дуб и «палаты» позади них напоминают о библейском рассказе.
После этого художник взял растёртые в тонкий порошок краски в горшочках, добавил в каждую яичный желток, смешанный с квасом и стал писать. То была долгая и радостная работа. Всякий раз нужно было ждать, пока нижний слой краски высохнет до конца и только тогда наносить новый слой. С каждым разом Рублёв разводил краски всё жиже, они делались всё прозрачнее, растекались тоньше и из-под них просвечивали нижние слои. А потом он взял в руки горшочек с самой редкой, драгоценной краской, что звалась у иконописцев «голубец». Как засияла она своей небесной чистотой в центре иконы, на плаще среднего ангела!
Одежды двух других ангелов сделал великий Мастер не такими яркими, но несказанной красоты. Он так тонко наложил друг на друга разные цвета, что они начали переливаться нежными, невиданными оттенками.
А потом пришёл черед писать лики. Это было самое трудное и самое главное. Потому как хотел Рублёв показать в иконе то, чего нельзя ни понять, ни объяснить. Ведь Троица - это образ одного Бога, Который существует в трёх лицах - Бог-Отец, Бог-сын - Иисус Христос, и Бог - Дух Святой. Как такое умом понять? Понять нельзя. Нужно просто верить.
С горячей молитвы начинал Андрей Рублёв каждый свой день. В великой тишине вершил он свой труд. И под его рукой всё отчётливей проступали нежные и строгие, «будто дымом писанные» лики. Три ангела очень похожи друг на друга, и всё-таки они разные.
Они молчат, уста их закрыты, но в полной тишине между ними идёт разговор о самом главном. Видишь, на столе стоит чаша? Это не простая посуда для еды - в иконе нет и не бывает «просто» вещей. Это символ - то есть знак чего-то гораздо более важного. Чаша - знак жертвы. Раньше люди приносили Богу в жертву животных, чтобы Бог помог им в делах и простил их грехи. А Бог-Отец отдал в жертву людям своего Сына - Иисуса Христа, чтобы Он Своими страданиями и смертью искупил все грехи людей и открыл им путь к новой жизни.
Видишь, ангел в центре иконы указывает на Чашу, а двое других, один благословляя её, другой склоняя голову, соглашаются с ним. Их трое, но они едины, как одно существо. Их лики печальны, но икона полна светлой радости. Почему? Потому что здесь царит самое главное на земле - любовь и согласие.
Ну вот... А теперь посмотри на икону. Долго-долго... И может быть ты тоже сумеешь услышать ту Великую тишину, которую услышал Рублёв. И увидишь, как струится от иконы чудесный, удивительный свет. И почувствуешь то, что хотел сказать художник каждому: «Люди - не боги. Но только любовь и понимание могут сделать их такими прекрасными, какими сотворил их Бог».
Слушание: Чайковский. Всенощное бдение, соч. 52. «Свете тихий».
Текст Галины Ветровой.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Херувимская песнь
Денисова. Кондак акафеста св. апостолу Андрею Первозванному
Рахманинов. В молитвах неусыпающую Богородицу
Чайковский. Ангел вопияше благодатней
Чайковский. Всенощное бдение. Свете тихий
3. Сопровождающая статья, docx.