Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки

Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 17

Тема: Самый значительный жанр вокальной музыки.

Цели урока:

Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки - опере как синтетическому виду искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия   интонаций, музыкальных тем. 

Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, иллюстрации картин, фото.

Ход урока:

Организационный момент:

Звучит вступление «Рассвет на Москве-реке» из оперы М. Мусоргского «Хованщина».

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Я открывал трепещущей рукой больших театров расписные двери…»
                                                  (С. Данилов)

Сообщение темы урока:

- Не правда ли, ребята, когда попадаешь в огромный, сверкающий огнями зал оперного театра, чувствуешь себя словно окрылённым радостью! Сегодня на уроке мы будем говорить об опере.

Работа по теме урока,

1. Опера - сплав искусств.

- Оркестранты уже настраивают инструменты. И пёстрый шум этот обещает нечто таинственное, чудесное... Но вот свет меркнет. Вспыхивает рампа. Светильники скрестили лучи на бархатном занавесе, расшитом золотыми узорами. Дирижёр взмахнул палочкой, и звуки оркестра слились в удивительную увертюру.

Большинство опер начинается с увертюры (от фр. слова «ouverture» - открывать), исполняемой оркестром до поднятия занавеса. Увертюра передает идейный замысел· оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля, где музыкальные темы являются основными характеристиками героев и развернутся в дальнейшем в опере в большие сцены.

Занавес медленно поднимается, и мы оказываемся на солнечной площади в испанском городе Севилье, или в Древнем Киеве на свадьбе Руслана и Людмилы, либо в тенистом саду имения Лариных, а то и вовсе на дне морском - каждый раз в новом, похожем на сказку мире.

Мелодичная музыка, прекрасные голоса, красочные декорации, костюмы, сценические эффекты - всё разворачивается на сцене, и мы с волнением следим за драматичной, порой трагической судьбой героев, сочувствуем им, переживаем или весело смеёмся вместе с ними. Воздействие оперы огромно. При всей своей сложности она предельно доходчива. Опера не только в доступной, «зримой» форме раскрывает какое-то жизненное явление, но помогает силой музыки проникнуть в его глубину - мы ощущаем, какие горячие чувства, какие душевные порывы скрыты за ним. Музыка, не спрашивая вашего согласия, проникает в сердца и вызывает восторг или слезы сочувствия.

Опера - это чудодейственный сплав многих искусств. И музыка играет в нём ведущую роль. Ведущую, но не исключительную.

Как в литературе существует повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры - оратория, опера, балет. В этом ряду больше всего связана с литературой опера: во-первых, она обязательно предполагает литературный первоисточник - художественное произведение или специально написанное либретто, во-вторых, большинство оперных фрагментов предназначается для пения хором, различными вокальными ансамблями или солистами. Таким образом, словесный текст, его содержание, композиция и звучание играют при создании оперы первостепенную роль.

История оперы отражает все многообразие литературных образов и идей. Огромное количество великих произведений прозы и поэзии зазвучало в музыке, иногда лишь дополняющей их содержание средствами, недоступными слову, но значительно чаще - возносящей их в область самоценной музыкальной интерпретации, дающей им собственную жизнь в искусстве.

«Пиковая дама» А. Пушкина и П. Чайковского, «Кармен» П. Мериме и Ж. Бизе, «Снегурочка» А. Островского и Н. Римского-Корсакова - вся эта великая литература и великая музыка существуют независимо, не вторгаясь в область друг друга, но находясь в вечном животворящем культурном диалоге.

Но для того чтобы опера состоялась, написать музыку на литературный сюжет недостаточно. Опера – синтетический вид искусства, её исполнение - всегда спектакль, поэтому огромную роль в её создании приобретают театральное действие и декоративное оформление.

Оперный исполнитель должен быть не только хорошим певцом, но и актёром - недаром с оперой связывали свою творческую деятельность такие выдающиеся артисты, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова, И. Козловский и многие другие.

Выдающиеся художники нередко работали над оформлением оперных декораций. Богатство образного содержания оперы, ее психологическая глубина и красочная изобразительность музыки, эффектность театрального представления, популярность у публики - все это привлекало лучшие творческие силы живописцев.

Это далеко не полный перечень выдающихся имён, связанных с историей оперы, способствующих ее расцвету. Занавесы, костюмы, декорации - каждый элемент оперного представления входил в единую художественную концепцию спектакля, наряду со словом и музыкой участвовал в создании целостного образа музыкальной драмы.

2. История оперы.

Первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в итальянском городе Флоренция в 1594 году. Сюжетом для него послужил греческий миф о борьбе Аполлона с чудовищем - змеем Пифоном; Такие представления сначала назывались музыкальной сказкой, потом музыкальной драмой. Прошло немало лет, пока их стали именовать музыкальным произведением (opera in musica), и наконец, осталось одно слово опера (по латыни «opus») - деяние, труд, сочинение.

Поначалу спектакли предназначались только для придворной знати. Но позже в разных странах стали открываться музыкальные театры, доступные для более широких слоёв городского населения, и опера постепенно заняла важное место в жизни общества.

3. Что такое либретто?

Прежде всего, композитору необходимо либретто. Мы привыкли считать, что либретто - это содержание оперы. Это не совсем точно. На самом деле либретто - полный словесный текст музыкально-сценического произведения. Итальянское слово libretto означает «книжечка».

Очень часто основой либретто становится какое-либо литературное или драматическое произведение. Мы знаем случаи, когда в качестве либретто композитор выбирает законченное драматическое произведение. Например, опера «Каменный гость» Даргомыжского написана на полный текст Маленькой трагедии Пушкина.

Но обычно либретто перерабатывается в связи со спецификой оперы. Текст её должен быть сжатым, лаконичным. Ведь когда слово поётся, оно звучит дольше, чем произносимое. Не может быть в опере и большого количества персонажей, как в романе, например. Поэтому из романа чаще всего выбирается какая-то одна сюжетная линия. Это сильно изменяет литературный первоисточник, но ведь либретто – это самостоятельное произведение.

Либретто целиком подчинено музыке. Либреттист работает под руководством композитора, чутко прислушиваясь ко всем его замечаниям. В таком творческом контакте создано большой количество произведений. Брат Петра Ильича Чайковского Модест Ильич написал либретто двух его опер: «Пиковая дама» и «Иоланта». Над либретто оперы Антона Григорьевича Рубинштейна «Демон» по поэме Лермонтова работал известный биограф и исследователь творчества поэта П. А. Висковатый.

М. Глинка, обращаясь к созданию либретто «Руслана и Людмилы», сократил ряд сцен пушкинской поэмы, объединил их в иную композицию. Всем известно прекрасное, полное поэтического очарования вступление к «Руслану и Людмиле» А. Пушкина:

 У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.

Такое начало поэмы вводит читателя в волшебную атмосферу русских сказок, с их излюбленными образами и персонажами: здесь и избушка на курьих ножках, леший и русалка, колдун и богатырь. Из этого вступления повествование о Руслане и Людмиле выплывает эпически - неспешно, как неторопливый рассказ учёного кота-сказителя, знатока старинных преданий.

Опера М. Глинки тоже открывается вступлением (увертюрой). Это исключительно оркестровый эпизод, в котором не участвуют ни хор, ни солисты. Таким образом, введение в атмосферу оперы целиком возлагается на музыку.

Если бы композитор полностью следовал замыслу Пушкина, то музыка увертюры звучала бы в духе былинного повествования: в русской музыке сложилась богатая традиция интонационности и ритмики былинного характера. Однако великий музыкант решает иначе: с первых тактов слушателя захватывает стремительная, ликующая мелодия: она увлекает за собой, она обещает сюжет, полный событий и приключений.

Слушание увертюры из оперы «Руслан и Людмила» (фрагмент).

- Расскажите, что вы услышали? (Сначала в музыке звучат фанфары, предвосхищающие победу добра над злом. Затем звучат темы главных героев, чувствуется некоторое напряжение, понятно, что борьба будет нелёгкой. Музыка звучит динамично, стремительно, увлекая в мир сказочный и волшебный.)

В музыке увертюры слышны интонации, предвосхищающие многие сюжетные эпизоды оперы: в первоначальном мотиве фанфар угадываются звуки будущей победы Руслана - затем, в финале, они снова прозвучат в торжественном хоровом апофеозе «Слава великим богам!», однако в последующих темах содержится предсказание того, что эта победа достанется нелёгкой ценой.

Столкновение сил добра и зла, динамичность музыкально-драматического действия, яркость музыкально-образных характеристик, богатство сказочно-фантастического колорита - и вместе с тем веселье, юмор, оптимизм - все это обещает музыка увертюры, и все это находит затем подтверждение в опере.

Произведение М. Глинки, восторженно принятое современниками (в том числе и самим А. Пушкиным), похоже на свой литературный первоисточник лишь общей сюжетной канвой. В остальном же - это яркое и самобытное явление музыкального искусства, ставшее выдающимся именно благодаря музыкальному гению и мастерству своего создателя.

3. Лирические отступления в опере.

- Мы уже говорили о том, что смысл в оперных спектаклях передаётся через словесно-музыкальный синтез, в котором музыка играет очень важную роль, выражая подчас глубину смысла того или иного эпизода.

Один из примеров - сцена в лесу из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», в которой Иван Сусанин, углубляясь всё дальше в дремучий лес, ведёт за собой поляков. Они ещё не знают, что с ними произойдет дальше, но музыка оркестрового сопровождения в искажённом виде воспроизводит мазурку из второго действия оперы, которая звучит, как зловещее предчувствие гибели врагов.

Слушание.

Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя». II действие. Фрагмент.

Искажённая тема мазурки из оперы «Жизнь за царя» - IV действие. Фрагмент.

- В этом примере психологический подтекст, заключённый в музыкальном сопровождении, вторгаясь в драматическое действие, не замедляет его, а, наоборот, делает ещё более динамичным.

Итог урока.

- Сегодня наш урок был посвящён значительному вокально-драматическому жанру - опере. Вы узнали много разных специальных терминов, которые необходимо знать для того, чтобы быть более образованными в мире музыки. А об опере мы продолжим разговор на следующем уроке.

Вопросы и задания:

  1. В какой стране родилась опера?
  2. Какие виды искусства объединяются в опере?
  3. Как называется полный словесный текст оперы?
  4. Назовите известные виды опер.
  5. Какие произведения русских писателей легли в основу известных вам оперных сочинений?
  6. В дневнике музыкальных наблюдений (стр. 17) продолжите ряд создателей оперного спектакля.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 30 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», mp3;
    Глинка. Мазурка из оперы «Жизнь за царя», mp3;
    Глинка. Искаженная тема мазурки из оперы «Жизнь за царя». «Устали мы, продрогли мы...», mp3;
    Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx., mp3;

Композиторы и исполнители