Клиберн Ван
Харви Лейвэн Клайберн (Лаван Клиберн) (12 июля 1934 г. - 27 февраля 2013 г.), американский пианист.
Известность пришла к этому музыканту (которого советские люди узнали под именем Вана Клиберна) 2 апреля 1958 года, когда он впервые вышел на сцену Большого зала Московской консерватории. После конкурса имени П. Чайковского, где он стал первым в его истории лауреатом, Ван выступил с концертами в разных городах СССР. В то время он был больше чем просто музыкантом. Во время «холодной войны» имя Вана Клиберна стало олицетворением общего для всех людей стремления к миру и веры в ценности жизни.
Клайберн родился в маленьком городке Шривпорте на юге США в штате Луизиана. Его отец был инженером-нефтяником, поэтому семья часто переезжала с места на место. Детство Вана прошло на крайнем юге страны, в Техасе, куда семья перебралась вскоре после его рождения.
Уникальную одаренность мальчика впервые заметила его мать Рильдня Клайберн. Она была пианисткой, ученицей Артура Фридгейма, немецкого пианиста, педагогом которого был Ф. Лист. Однако после замужества она не выступала и посвятила свою жизнь преподаванию музыки.
Незаметно для окружающих Ван овладел нотной грамотой и стал самостоятельно разбирать пьесы для фортепиано из домашней библиотеки. После его успешного выступления на одном из школьных концертов мать поняла, что необходимо начать систематические занятия с сыном. Поэтому она сократила количество своих учеников и постаралась дать Вану настоящую музыкальную подготовку.
Под её руководством он не только освоил необходимые приемы игры на фортепиано, но и накопил достаточно обширный репертуар, в который входили произведения Мендельсона, Шопена и Шумана. Любопытно, что с самого начала он показал феноменальную музыкальную память. Уже позже Рильдня Клайберн рассказывала, что ее сын мог повторить на фортепиано мелодию, которую лишь однажды услышал по радио.
В возрасте двенадцати лет Ван впервые принял участие в музыкальном конкурсе, который проходил в городе Хьюстоне. Характерно, что для выступления он выбрал первый концерт Чайковского. Эта музыка лучше всего отвечала несколько бунтарскому характеру мальчика. Победив в состязании лучших музыкантов штата, Клайберн получил право выступить с оркестром. Для юного пианиста этот успех был очень важен, поскольку только на эстраде он впервые смог осознать себя настоящим музыкантом. Однако сразу продолжить музыкальное образование юноше не удалось. Он так много и усердно занимался, что подорвал здоровье, поэтому учебу пришлось на некоторое время отложить.
Только через год врачи разрешили Клайберну продолжить занятия, и он отправился в Нью-Йорк, чтобы поступить в Джульярдскую школу музыки. Выбор этого учебного заведения оказался вполне осознанным. Основатель школы - американский промышленник А. Джульярд – установил несколько стипендий, которые получали самые талантливые студенты.
Клайберн блестяще сдал вступительные экзамены и был принят в класс, которым руководила известная пианистка Розина Левина. Она была выпускницей Московской консерватории, которую закончила практически одновременно с С. Рахманиновым.
Левина приехала в США после революции 1905 года, много лет концертировала, а с 1922 года начала преподавать в музыкальной школе Джульярда. Причем Левина работала со своими студентами круглый год. Даже летом она вывозила своих учеников в штат Колорадо, где группа видных американских музыкантов организовала летний музыкально-образовательный лагерь. Поэтому в ее класс был огромный конкурс, и Клайберн мог считать, что ему страшно повезло. Именно классическая, академическая манера исполнения и сделала впоследствии его игру столь яркой и выразительной.
Во время обучения Левина не только совершенствовала технику Клайберна, но и расширила его репертуар. Ван превратился в пианиста, которому прекрасно удавалось передавать особенности таких разных произведений, как прелюдии и фуги Баха и фортепианные сонаты Прокофьева.
Однако ни выдающиеся способности, ни диплом первой степени, полученный при окончании школы, еще не гарантировали блестящей карьеры. Клайберн почувствовал это сразу же после окончания школы. Чтобы завоевать прочное положение в музыкальных кругах, он начинает систематически выступать на различных музыкальных конкурсах.
Наиболее престижной оказалась награда, которую он завоевал на весьма представительном конкурсе имени Э. Левентритта. После блестящего выступления в финальном туре конкурса Клайберн получил право выступить с концертом в самом крупном концертном зале Америки - Карнеги-холле. Его концерт прошел с большим успехом и принес пианисту ряд выгодных контрактов.
В течение трех лет Ван пытался получить постоянный контракт на выступления. Но его преследовали неудачи. Вдобавок ко всему внезапно тяжело заболела мать, и ему пришлось заменить ее, став преподавателем музыкальной школы.
Казалось, с карьерой пианиста было покончено. Все изменил телефонный звонок Р. Левиной. Она сообщила Клайберну о том, что в Москве решено провести международный конкурс музыкантов, и сказала, что ему стоит поехать туда. Кроме того, она предложила свои услуги по его подготовке. Чтобы получить необходимые для поездки деньги, Левина обратилась в Рокфеллеровский фонд, который и предоставил Клайберну именную стипендию для поездки в Москву.
Вместе с Ваном в Москву отправились еще три музыканта, причем все они были учениками Р. Левиной. Но только Вану было суждено стать первым среди пианистов. Когда он приехал на родину, поклонники устроили ему грандиозный прием, и он мгновенно стал знаменитым.
На заключительном, третьем туре конкурса Клайберн выступал вместе с оркестром под управлением К. Кондрашина. Это выступление положило начало их дружбе, и впоследствии Кондрашин стал постоянным концертным партнером американского пианиста как во время концертов в СССР, так и в ряде западноевропейских турне.
После возвращения в США уже известным пианистом Клайберн совершил обширное концертное турне, во время которого дал двадцать шесть концертов в разных городах страны. А вскоре он заключает долгосрочное соглашение с известным американским импресарио Родзинским, который и стал организатором всех его последующих концертов.
Теперь можно было сказать, что судьба Клайберна предопределена. Однако в 1978 году, после смерти отца, неожиданно для всех он практически полностью оставляет концертную деятельность и становится профессиональным импресарио. В 1961 году Клайберн выступил в качестве организатора первого конкурса пианистов в США. Первую премию на нем разделили советский музыкант Н. Петров и американец Р. Вотапек. В декабре 1987 года, Клайберн выступил с концертом во время визита президента СССР М. Горбачёва в Америку, после визита Горбачёва он совершил еще одну поездку в Россию, где выступил с несколькими концертами.
В свой семидесятилетний юбилей в 2004 году музыкант посетил с гастролями Москву. В сентябре 2009 года в Москве в рамках I Международного фестиваля мастер-классов «Слава маэстро!», посвящённого музыканту и педагогу Мстиславу Ростроповичу, маэстро дал серию мастер-классов. В июне 2011 года Клиберн был председателем жюри конкурса пианистов на Международном конкурсе имени Чайковского в Москве.
В один из последних визитов выдающегося пианиста в Москву он сказал: «На протяжении многих лет я черпал свое вдохновение в России и в ее слушателях, и теперь даже не знаю, как мне выразить свою благодарность!». Клиберн стал откровенным, ярким и чрезвычайно необходимым вдохновением для российской культуры. Тот уровень и мастерство, которое музыкант показал на конкурсе им. Чайковского в 1958 году, стал эталоном для всех советских, и потом уже российских молодых пианистов.
Ван Клиберн скончался 27 февраля 2013 года в возрасте 78 лет.