Выразительные средства музыки: От адажио к престо
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ
Ритм: От адажио к престо
Музыка созерцательного, углубленного характера редко имеет быстрый темп, музыка же веселого или шуточного характера, наоборот, почти никогда не бывает медленной. Вот почему, даже не зная многих музыкальных произведений, мы можем заранее угадать их темп по тому, что известно об их содержании или жанре.
Например, органные хоральные прелюдии И. С. Баха. Как должны они звучать?
Прежде всего, вспомним, что орган был первоначально церковным инструментом и с его звучанием связывались самые светлые и возвышенные образы. Точно так же и хорал возник как церковное песнопение, и лишь со временем некоторые композиторы стали включать мелодии хоралов в свои инструментальные сочинения. Духовная музыка, просветленная, свободная от суеты мира, являет собой царство медленных и величественных темпов, то спокойно-отрешенных, то исполненных затаенной горести, но всегда благородно-сдержанных. «Прекрасное должно быть величаво» - эти слова А. Пушкина в полной мере относятся к данной области музыкального искусства.
Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи» BWV639 фа минор И. С. Баха отличается особой, печальной красотой, свойственной многим произведениям композитора.
Мелодия хорала, изложенная в верхнем голосе, столь выразительна, что напоминает пение. Медленный темп в этой прелюдии предстает как выражение строгости и собранности, глубокой сосредоточенности музыкальной мысли.
Совсем по-иному звучат в музыке быстрые темпы. Быстрые темпы - это мир живых и радостных эмоций, стремительных танцев, движений, душевных порывов.
3авязалась, закипела,
Все идет живей, живей,
Обуяла тарантелла
Всех отвагою своей ...
Эй, простору! Шибче, скрипки!
Юность мчится! С ней цветы,
Беззаботные улыбки,
Беззаветные мечты!
Эти слова из «Неаполитанской тарантеллы» итальянского композитора Дж. Россини. Тарантелла - один из самых жизнерадостных и зажигательных народных танцев Италии.
Быстрый темп - Allegro con brio (быстро, возбужденно) кажется еще более стремительным благодаря непрерывному движению трехдольных ритмических фигур, а также многочисленным подбадривающим возгласам и повторам, особенно ярким в итальянском оригинале: «Frinche, frinche, frinche, frinche, frinche, frinche, mamma mia!»
Однако, как мы уже отмечали, единый темп редко сохраняется на протяжении всего произведения. Только в маленьких пьесах может быть выдержано одно настроение от начала до конца. Гораздо чаще темп чутко следует поворотам и нюансам музыкального развития, то чуть ускоряясь, то замедляясь.
Более крупные произведения вообще, как правило, строятся по принципу контрастного чередования разделов: быстрые части или фрагменты сменяются медленными, что способствует и более глубокому раскрытию музыкального содержания, и большему вниманию со стороны слушателей.
Вспомните, как звучит хор «Поет зима - аукает» из кантаты Г. Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина». Музыкальный темп на протяжении звучания неоднократно меняется, следуя за изменениями поэтического сюжета. Ведь и само стихотворение имеет свою собственную внутреннюю динамику темпа, рассказывая нам о «песнях и плясках» суровой зимы.
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки шаловливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна,
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
В начале стихотворения мы слышим, как звенит мохнатый лес, укачиваемый зимним ветром, затем - как кружит во дворе холодная метелица, наконец, как злится и ревет вьюга, стуча по ставням. Усилению злого зимнего образа соответствует нарастание темпа: музыка звучит все быстрее и быстрее.
И лишь на словах «И снится им прекрасная, в улыбках солнца ясная Красавица весна» в музыке наступает успокоение, темп становится неторопливым, принося ощущение весеннего тепла и безмятежности.
О чем же рассказывает музыкальный ритм?
Что слышится нам в мерной поступи метра, в причудливом и порой неожиданном рисунке ритма; какую загадку таят музыкальные темпы? И как все это, сочетаясь множеством связей, преобразуется в стройное, совершенное и гармоничное целое - музыкальное произведение?
Наверное, в каждом из нас живут представления о красоте. И мы, современные люди, в этих Представлениях ушли не так уж далеко от древних греков, живших двадцать столетий назад. То, что казалось прекрасным в те далекие века, что породило такие неумирающие шедевры гармонии, как Парфенон или афинский Акрополь, остается прекрасным и сейчас, рождая красоту не только в симфониях и сонатах, но и в детских стихах, рисунках или песнях.
Из всех искусств только музыка способна показать нам красоту в движении, в развитии, в ее становлении шаг за шагом. А. Блок говорил, что в мире «катятся звуковые волны, волны духа». Но точно так же, как сейчас, эти волны катились и сто, и двести лет назад. В них - наши радости и надежды, поражения и разочарования, все, чем полна человеческая жизнь. Лишь музыке подвластно выражение этого грандиозного непрекращающегося движения - движения звезд и земли, океанов и рек, людских судеб и чувств. Лишь музыка доносит до нас живой ритм давно ушедших времен. И хотя мы знаем, что музыка никогда не воздействует какой-либо одной своей стороной, выступая всегда в единстве всех своих выразительных средств, все же отдадим должное ритму - одной из важнейших природных ее первооснов. Ведь не случайно выдающийся музыкант Г. фон Бюлов сказал: «Библия музыканта начинается словами: вначале был ритм».
Вопросы и задания:
1. Почему именно ритм является основой музыки? Могла бы музыка существовать без ритма?
2. Как ты можешь объяснить слова: «Порядок, симметрия - коренные свойства ритма».
3. Как ты думаешь, почему из жанров музыкального искусства именно танцы наиболее ритмически характерны?
4. Назови известные тебе музыкальные произведения, написанные в быстром или медленном темпе. Каким образным сферам соответствуют их темы?
5. Приведи примеры, где еще, кроме музыки, проявляет себя ритм.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 12 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи» (Ich ruf’zu dir, Herr Jesu Christ (BWV 639)), mp3;
Россини. Неаполитанский танец. Тарантелла, mp3;
Свиридов. Поэма памяти Сергея Есенина - Поёт зима. Allegro non troppo, mp3;
3. Сопроводительная статья, docx.