Иоганн Штраус. Русская возлюбленная «короля вальсов»

Иоганн Штраус. Русская возлюбленная «короля вальсов»

Русская возлюбленная «короля вальсов»

«Ольга Смирнитская - адресат ста любовных писем Иоганна Штрауса» - так называется книга австрийского музыковеда Томаса Айгнера, выпущенная издательством «Время». В ней два героя: венский композитор Иоганн Штраус и его русская возлюбленная - Ольга Смирнитская. История их романтической любви и составляет сюжет книги, адресованной не только и не столько музыковедам, сколько тем, кого занимают сентиментальные истории ушедших эпох, кто любит открывать тайны сердечных приключений. Письма Штрауса, впервые переведенные на русский язык, складываются в сюжет, богатый бурными страстями и исповедальными подробностями, близкий духу сентиментального романа...

Историю русской любви Штрауса нельзя назвать открытием. О ней российские зрители узнали лет тридцать назад, когда на экранах Советского Союза появился фильм Яна Фрида «Прощание с Петербургом». Эта печальная мелодрама о красивой любви, гибнущей из-за сословных предрассудков, воспринималась тогда как плод фантазии замечательного сценариста Анатолия Гребнева. На фоне бескрайних российских просторов и роскоши имперских интерьеров под звуки прелестных вальсов бушевала любовь композитора-романтика и мечтательной барышни в исполнении Гирта Яковлева и Татьяны Пилецкой...

Легенда о нежной переписке существовала всегда, но оставалась легендой, ибо письма считались безвозвратно потерянными. Лет пятнадцать назад, в самом начале 90-х годов, специалисты Международного института творчества Иоганна Штрауса приступили в подготовке полного каталога жизни и творчества композитора. Период «российских гастролей» был доверен директору Венского музыкального собрания Томасу Айгнеру, который в архивных фондах городской библиотеки Вены обнаружил точные копии писем Иоганна Штрауса к Ольге Смирнитской. Когда-то Ольга передала письма на хранение Паулине Сверчковой, своей верной подруге и свидетельнице этого романа. Тому была причина - мать неоднократно и настойчиво требовала от дочери отдать компрометирующие послания, чтобы их уничтожить. Уехав за границу, Паулина захватила с собой и письма. Айгнер предполагает, что в 1899 году, вскоре после смерти композитора, она предложила их вдове Штрауса Аделе (несколько писем она опубликовала в 1926 году в сборнике эпистолярного наследия мужа) в надежде на вознаграждение. «Какова при этом была позиция Ольги? Знала ли она о рискованном поступке Паулины? Если да, то была ли согласна с публикацией? Может быть, не Паулина, а она сама была в этой ситуации движущей силой, стремясь воздвигнуть себе памятник рядом с «королем вальса»?» (Томас Айгнер). Ответы Смирнитской на письма к Штраусу не найдены. Возможно, композитор выполнил обещание - унес их с собой в могилу или предал огню. Но остается и надежда на то, что письма Ольги найдутся в будущем.

 

Иоганн Штраус - сын в молодости

 

Ольга Смирнитская (1837-1920)

 

Афиша фильма «Прощание с Петербургом»


Адель Штраус (1856-1930), супруга Иоганна Штрауса

 

Обнаруженные письма композитора Айгнер провел через несколько экспертиз, в том числе и стилистическую. После подтверждения подлинности этих копий, точно переписанных Паулиной, он издал книгу писем в Австрии, где она произвела настоящий фурор.

Предлагаемое русскоязычное издание ценно, конечно, прежде всего самими письмами композитора, но не менее увлекательное чтение - комментарии Томаса Айгнера, который восстанавливает родословную действующих лиц, создает их психологические портреты, описывает «жизнь и страдания» героев. Он использует архивные материалы, анализирует газетно-журнальные публикации середины ХIХ столетия, сверяет даты встреч и посланий по афишам концертов Штрауса в России.

 

Павловские вечера

«Живут лишь в России!» - письма с такими словами посылал Штраус на родину из далекого Павловска, куда приехал в 1856 году. То было его первое путешествие по России, открывшее в Павловске одиннадцать триумфальных летних сезонов. Гастрольному турне в Павловск предшествовал контракт музыканта с Дирекцией Царскосельской железной дороги, согласно которому ежедневно, за исключением одного дня в неделю, Штраус должен был дирижировать своим оркестром в павловском павильоне «Воксал».

 

Павловский музыкальный вокзал


Железнодорожный транспорт еще пугал скоростями, его просто-напросто побаивались. Тогда-то и придумали гениальный рекламный ход: чтобы привлечь народ к новому виду передвижения, в железнодорожном вокзале устраивались музыкальные вечера. Расчет дирекции оказался прицельно верен, и уже через год летний Павловск становится музыкальной столицей, куда элегантных и состоятельных гостей все чаще привозят поезда.

 

 

«Воксал» представлял собой изящное деревянное здание, на верхнем этаже располагались меблированные номера, где и останавливался композитор. Иоганну Штраусу, как и его братьям Йозефу и Эдуарду, понравился пригород Северной столицы у берегов быстрой Славянки. Концерты собирали не только дачников Павловска, сюда съезжались меломаны Петербурга и Царского Села. Зал, рассчитанный на три тысячи мест, не мог вместить всех желающих. Отсюда, из Павловска, Штраус нередко отправляется на выступления в знатные аристократические салоны Петербурга, «выезжает ко двору», развлекает гостей императорских резиденций, играет на балах его величества.

В судьбе Штрауса-сына случилась такая история. Вальсы отца, Иоганна Штрауса-старшего, покорили Петербург. Супруга Николая I Александра Федоровна бережно  хранила ноты переписанных от руки вальсов.

В 1834 году русский император звал Штрауса-отца в Россию, но поездка не осуществилась - неведомая страна внушала страх. Александра Федоровна познакомилась и с Иоганном Штраусом-сыном. Это произошло в 1850 году в Варшаве. Она с восторгом приняла его музыку: «Ваши вальсы восхитительны. Предрекаю вам большое будущее». В довершение сказанного подарила юному композитору, которого признала музыкальным преемником отца, бриллиант. Он, в свою очередь, отблагодарил русскую императрицу музыкой - посвятил Её Величеству «Варшавскую польку».

 

Императрица Александра Федоровна


Российская слава Штрауса, кажется, не знает границ: его приветствуют высочайшие особы и боготворят меломаны. Окружают влюбленные улыбки и восхищенные глаза, тосты и восторги. Поклонницы раскупают кольца и броши с изображением музыканта. Успех измеряется и нарушением привычного образа жизни Павловска, где в цветочных магазинах составляются букеты, которым присваиваются названия его вальсов и маршей, гостиные знатных домов наполняются ароматом папирос «Штраус», а парикмахеры укладывают волосы своих клиентов в прически «а'ля Штраус».


Жан и Ольга

Итак, едва разменявший четвертый десяток Штраус получает в России полную свободу творчества и значительные гонорары. За ним прочно следует слава ветреного ловеласа и нарушителя спокойствия женских сердец. «Северная пчела» и «Голос», «Отечественные записки» и «Искра» публикуют не только статьи и отзывы о его выступлениях, но и карикатуры и фельетоны. Газетные страницы гласят, что совсем скоро темпераментный маэстро «в состоянии будет ходить от своей квартиры до эстрады по ковру, сложенному из нежных записок восторженных поклонниц». На шаржах - гибкая фигура «танцующего дирижера» под перекрестными взглядами обмирающих от восторга дам в кринолинах и негодующих ревнивых мужей. В Павловске Штрауса не оставляет вдохновение, он пишет едва ли не лучшие произведения тех лет, среди них - «Кадриль на стрельнинской террасе», «Прощание с Петербургом», вальс «Воспоминания о Павловске», «Полька-Нева».

Ольге Смирнитской едва исполнилось двадцать. Воспитанница института благородных девиц проводит лето на даче в Павловске вместе с родителями и младшим братом. В полном соответствии с модой времени увлекается литературой и музыкой, сочиняет романсы на стихи Лермонтова, Пушкина, Фета, Кольцова. Печально-сентиментальные мелодии, написанные девушкой, ожидающей любви и готовой к встрече с ней, таят в себе предчувствия разочарований. И неженатый красавец-композитор становится идеальным объектом обожания.

 

Иоганн Штраус-сын (1850 г.)

 

Нет никаких сомнений в том, что прелестная Ольга - из числа почитателей Штрауса. Она часто бывает среди павловской аристократической публики вместе с родителями. Почему непременно с родителями? Да потому, что дворянским происхождением чопорная чета Смирнитских необычайно гордится, стараясь навек позабыть о купеческих корнях матери семейства. Так люди, перебравшиеся в столицу, всегда кичились своей «пропиской».

Сведения о том, когда были представлены друг другу Штраус и Ольга, остались для потомков тайной. Томас Айгнер небезосновательно полагает, что их знакомство относится к лету 1858 года, когда Штраус открыл свой третий «русский сезон». Во время концерта среди слушателей «Воксала» Штраус заметил прелестную девушку с грустным обожающим взглядом, в светлом открытом платье. После концерта музыкант привычно разбирал цветы и послания и обратил внимание (сердце подсказало?) на небольшой букет белых роз с прикрепленной запиской: «Преподнесено мастеру в знак уважения от незнакомки». Через несколько дней они познакомились в нотном магазине и впоследствии оба рассматривали встречу как знак судьбы. Музыка оказалась их эсперанто, Ольга показала Штраусу свои романсы и уговорила его проконсультировать по части композиции. А вскоре попросила Штрауса исполнить ее произведения в Павловском «Воксале». Штраус аранжировал несколько сочинений Ольги, в том числе «Польку-мазурку» и романс «Так и рвётся душа» на стихи Кольцова, и включил их в свои концерты.

Это, несомненно, было и лестно, и почетно для композитора, хотя Штраус нередко вставлял в свои программы музыку «аристократических непрофессионалов». Так, например, сохранилась афиша, свидетельствующая о том, что в одном из концертов звучали вальсы великой княгини Александры Иосифовны, матери великого князя Константина Константиновича (поэта К.Р.) А в последующих программах уже значится новое произведение Штрауса - посвященный княгине «Александра-вальс».

 

Великая княгиня Александра Иосифовна, принцесса Александра Альтенбур. Портрет кисти Франца Ксавье Винтерхальтера

Великая княгиня Александра Иосифовна, принцесса Александра Альтенбург
Портрет кисти Франца Ксавье Винтерхальтера


Итак, избалованный успехами у женщин, созданный, казалось бы, для поклонения и любовных авантюр, Иоганн Штраус полюбил лукавую, милую и непосредственную Ольгу. Он сам почти удивлен нахлынувшей на него страстью. Для образованной девушки, умевшей слушать и понимать, это было первым, желанным и долгожданным чувством.

Отношения по условиям света должно было скрывать, что они и делали. Иногда она своими романсами отвечала на его письма, а он откликался на ее призывы, обыгрывая в своих опусах ее мелодии. Но истинная жизнь влюбленных воплотилась в письмах. Драматургия эпистолярия почти идеальна - от первых галантных объяснений композитора, восторженных обращений: «мой ангел», «любимое дитя мое», «мой идеал», клятв: «свято быть Твоим, и пусть накажет меня Господь, если я не сдержу своего слова» - до самого трагического письма: «Ольга, дитя мое, вот хочу открыть тебе мое сердце, что я тебя безумно люблю. Ты уже знаешь, что мне невозможно жить без Тебя. Сами Твои дорогие мне письма в силах утешить меня только в тот момент, когда я их читаю, потому что лишение возможности Тебя видеть делает меня нежизнеспособным; я могу жить, только обладая тобой, ангел, только чувствуя Твое дыхание, я могу сохранить свою жизнь. Моя боль с каждой минутой быть все дальше от тебя столь велика, что я предпочитаю умереть, чем выносить эту муку. У меня нет сил, я слишком люблю Тебя, жизнь без обладания Тобой подобна смерти для меня, - и лучше будет для нас обоих, если меня больше не будет. Я вне себя, и если даже беру в руки Твои письма, чтобы скорее немного успокоиться, то чувствую, несчастный, что все дальше пароход отдаляет меня от Тебя, так что и сами Твои письма не приносят мне больше утешения. Я не могу больше мыслить, - я близок к безумию, я чувствую это. Небо, дай мне умереть, - нет у меня больше радости жизни, у меня нет больше надежды, мне не остается больше ничего, кроме смерти. На корабле люди смотрят на меня, как на сумасшедшего, я замечаю, что вызываю содрогание; скоро люди будут совсем избегать меня, и меня запрут в желтый дом, где я сдохну, как зверь. Спасибо за Твои утешительные письма, но для меня нет утешения. Моя страсть съедает меня. Прощай, ангел, я не могу больше писать. Бог знает, что со мной произойдет. Вечно Твой, Жан».

 

Послушные дети

На пути ликующей любви, герои которой так хитро - музыкой, названиями сочинений, взглядами, тайными «конфетками», содержанием которых были записки, - плетут вязь своих отношений, возникли непреодолимые препятствия. В минуты встреч они мечтают о будущем, клянутся в вечной любви. Кажется, эта романтическая любовь в духе галантной литературы была обречена на трагический исход. Сословные предрассудки родителей Ольги (к своему дворянству они относились трепетно) не допускали мезальянса, брака дочери с музыкантом «простого происхождения» (он - «из вечно странствующего народа», да еще и иностранец!). Помимо социального неравенства родителей смущал шлейф покорителя женских сердец, преследовавший Штрауса, ведь Павловск судачил об одной любовной истории композитора. Это, конечно, не устраивало родителей, но была и еще одна причина - в России Штраус часто болел, и врачи предсказывали ему скорую гибель. В одном из писем он сообщает Ольге, что доктора отвели ему на жизнь всего два года.

Поначалу Ольга, как преданная дочь, не решалась ослушаться родителей, боялась расстроить их. Штраус, как и положено, встретился с матерью Ольги, дамой властной и своенравной, не допускавшей никаких самостоятельных решений дочери. Визит поверг влюбленного в ужас. Встретив глухое непонимание, он почувствовал себя оскорбленным, о чем и писал Ольге: «В момент, когда она тихо говорила, что я ни в чем не должен Тебе верить, что все, что Ты хочешь, вылетает из Твоей безрассудной головы, и обманутый, не должен больше Тебя и слушать, я почувствовал непроизвольно ненависть к этой матери, которая сама умышленно, чтобы исполнить свой план, говорит гнусности о своем ребенке. ...Она называет случившееся интригой с Твоей стороны, за которую мы оба будем наказаны. Что касается ее поведения, ее выражений по отношению ко мне, она была неделикатна, - бесспорно! Потому что, когда она пожелала потребовать от меня Твои письма.., я поклялся, что Твои письма уйдут со мной в могилу, она объявила, что при моем слабом здоровье я могу умереть каждую минуту, поэтому она не может быть спокойна».

Штраус так и не предпринял попытки объяснения с отцом Ольги, который, как и мать, настаивал на разумном выборе дочери. «Я сделаю для Тебя все, отдам жизнь свою, но не могу говорить с Твоим отцом, сжалься, дитя мое, Ольга!» Он знал, что отец «будет отвечать как практично думающий человек, от которого нельзя ожидать понимания глубокой артистической души».

Надо сказать, что и сам Штраус был послушным сыном: матушка всегда пугала Иоганна потерей свободы, которую неминуемо влечет за собой брак. Она боялась, что женитьба Иоганна, да еще в далекой России, отведет его от известного семейного братства, которое нередко именовали «Штраус и сыновья». Если верить письму Штрауса, он сумел убедить мать. «Дорогая Ольга, только что меня покинула мама, которая до сих пор составляла мне общество у меня в спальне, - мотив нашей беседы был Ольга. Моя мать не имеет более страстного желания, чем познакомиться с Тобой. ...Я прочитал ей многие места из Твоих писем. Мама думает, что со временем Ты изменишься, но если Твои уверения - правда, она бы чувствовала себя счастливейшей матерью на свете...» Слова матушки были лукавством, успокаивающим бальзамом, который не лечит, а согревает измученное тело.

Не получив согласия родителей Ольги, влюбленные по совету друзей хотели бежать, но девушка никак не могла решиться. Дочерний долг победил мечту о побеге, когда умер брат Ольги, и в такой ситуации она приняла решение не оставлять родителей. В 1860 году Штраус вновь просит руки Ольги, но получает от своей избранницы окончательный отказ.

Каждое послание Штрауса - образец сентиментального письма. После того как Ольга подарила ему локон своих волос, он написал: «Целовать твои волосы - мое постоянное занятие, я не могу спать, потому что думаю, что из-за этого буду терять время». Эпистолярное наследие композитора (и окрыленные, полные надежд послания, и те, чей автор устал и покорно смирился) отличает невероятно возвышенный язык романтика. «Возможно ли найти слова, чтобы описать Тебе мои чувства, когда я читал Твои одухотворившие меня строки! Уверяю Тебя, что это был счастливейший момент в моей жизни... Так возьми же мое сердце, чтобы оно могло доказать Тебе, как любит Тебя, чтобы оно без остатка отдало то, что ниспослано ему Самим Создателем!».

Или: «Ольга! С сегодняшнего дня я живу только одной надеждой: не покидать Тебя никогда, принадлежать Тебе. И если надо будет преодолевать трудности, они должны быть побеждены, в противном случае я положу конец своей жизни». Пылающие письма волшебника сцены с беззастенчивой откровенностью пытающегося выразить в слове тайные чувства и страсти. «После того как два дня назад я был лишен счастья разговаривать с Вами, я последовал звуку моего сердца общаться с Вами мысленно, для чего Ваши любезные строки дали мне достаточно материала. Я не могу не признать, что смысл Ваших слов, высказываний противоречив и, как Вы сами уверяли, может привести лишь к болезненным заблуждениям для меня, так как я человек слабый и не должен путать Симпатию с Любовью... Ваш благой совет - реже разговаривать с Вами, один-единственный, не был оставлен без внимания. Мое сердце кровоточит, но оно предается сомнениям и подчиняется Вашему совету. Сохраните же Вашу дружбу, о которой я прошу Вас, в глубоком почтении»... В сущности, они оба оказались послушными детьми.

 

Жизнь друг без друга

Ольга на два десятилетия пережила Штрауса. Вскоре после расставания с композитором она вышла замуж за юриста Александра Лазино-Лозинского, с которым прожила в браке более 60 лет и ушла из жизни через неделю после смерти супруга. В их отношениях не было никаких романтических чувств, почти как у Чехова - «они женились и были несчастливы». Музыка все реже звучала в доме, отношения с мужем складывались весьма прохладно, жизнь оказывалась полна бытовых забот. Со старшей Смирнитской у Лазино-Лозинского взаимопонимания и вовсе не сложилось. Ольга родила четырех сыновей, один из которых страдал расстройством рассудка, второй свел счеты с жизнью в молодые годы.

Иоганн Штраус, пройдя через три брака, не подарившие ему детей, тоже не обрел ни счастья, ни семейного уюта. Всю свою жизнь он хранил портрет Ольги. Его подарил музыканту автор, модный художник Иван Макаров. Когда-то Иоганн сопровождал Ольгу на сеансы позирования. Воспоминания, письма и портрет - вот все, что осталось композитору в память о северной музе.

Мелодии Штрауса и сегодня звучат в Павловске, городе славных музыкальных традиций. Павловские музыковеды и историки серьезно изучают жизнь и творчество австрийских композиторов, в Розовом павильоне парка проводится ежегодный штраусовский фестиваль «Большой вальс». А в сквере, рядом с Павловским дворцом и парком, летом 2003 года установлен бронзовый памятник: Иоганн Штраус играет на скрипке.

 

Памятник композитору Иоганну Штраусу. Павловск, улица Революции

Текст: Евгения Францева
Павловск-Спб

На постере: Иоганн Штраус-сын (25 октября 1825 - 3 июня 1899 гг.), австрийский композитор, дирижер и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт.

Композиторы и исполнители