Берлиоз. Симфония вместо серенады
Гектор Берлиоз (1803 - 1869 г.г.)
Французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель периода романтизма.
Представьте, что вам двадцать семь, вы в Париже и страстно влюблены! Вы — начинающий композитор, переполненный революционными музыкальными идеями. Она — прелестная актриса, играющая Джульетту. Вы сидите в партере театра и, только она появляется на сцене, понимаете, что без ума от любви! Вы начинаете следовать за ней, посылать ей подарки, ноты, любовные письма. Но она утомлена и раздражена вашей настойчивостью, а ваши послания остаются непонятыми, ибо она англичанка, не знающая ни слова по-французски, а вы абсолютно ничего не смыслите в английском! Все кончено, как жить дальше, и есть ли смысл? Или пытаться выжечь ее из сердца каленым железом?..
Гарриет Смитсон.
Гектора Берлиоза, персонажа этой правдивой истории, языковой барьер ничуть не смутил. Он верил в силу языка Музыки, которая переполняла его сердце. Но вместо серенады он сочинил совершенно необычную симфонию.
Берлиоз уже давно мечтал о новой музыке, которая очень точно выражала бы образы, настроения, чувства автора, ясно рисовала бы персонажей и сюжет произведения. Чтобы она читалась, как поэма или пьеса!
И вот влюбленный композитор создает свою первую симфонию, непохожую на все, что было сотворено предшественниками, ни по принципам построения, ни по оркестровке, ни по количеству частей (пять вместо четырех). Берлиоз даже делает приписку: «Здесь нет опечаток. Это действительно должно исполняться так, как написано. Прошу не исправлять ноты!» Он назвал ее «Фантастической симфонией». Она основана на придуманной самим Берлиозом истории о юноше-артисте, который сходит с ума от безответной любви. (Не правда ли, оригинальный сюжет!) В каждой части симфонии звучит прекрасная тема, выражающая чувства героя (автор назвал ее идеей-фикс), когда образ возлюбленной вновь и вновь возвращается к нему в видениях.
Успех «Фантастической симфонии» был грандиозным, Берлиоз вскоре получил признание академиков и призовую стипендию на обучение в Италии. Но он был счастлив не от этого. Гарриет Смитсон, та самая, предмет его обожания, пришла на премьеру и… все «прочитала», все поняла — и была счастлива. Его музыкальное послание сработало! После концерта она сама подошла к ничего не соображавшему Гектору и назначила ему свидание. И очень скоро — пойте флейты, гремите трубы! — они пошли под венец, дописав счастливый конец своей «фантастической симфонии».
Борис Хомичев
Оригинал статьи: журнал Человек без границ
В симфонии пять частей, каждой из которых Берлиоз предпослал название и краткое литературное вступление. Согласно предписанию композитора, текст должен быть прочитан только в том случае, если после Фантастической симфонии исполняется монодрама «Лелио».
- Мечтания ? Страсти (Reveries ? Passions)
- Бал (Un bal)
- Сцена в полях (Scene aux champs)
- Шествие на казнь (Marche au supplice)
- Сон в ночь шабаша (Songe d’une nuit de sabbat)
В финале Фантастической симфонии Берлиоз использует во вступлении тему "Dies irae" (День гнева).
Symphonie Fantastique: 1st movement: part 1: Largo (Reveries)
Paris, 1976
Symphonie Fantastique: 1st movement. part 2: Allegro agitato e appassionato assai (Passions)
Paris, 1976
Symphonie Fantastique: 2nd movement: Valse: Allegro non troppo (Un bal)
Paris, 1976
Symphonie Fantastique: 3rd Movement: Part 1: Adagio (Scene aux champs)
Paris, 1976
Symphonie Fantastique: 3rd Movement. Part 2: Adagio (Scene aux champs)
Paris, 1976
Symphonie Fantastique: 4th Movement: Allegretto non troppo (Marche au supplice)
Paris, 1976
Symphonie Fantastique: 5th Movement:Larghetto, Allegro (Songe d'une nuit de Sabbat)
Paris, 1976