«Художественная форма - это ставшее зримым содержание». 2 урок

«Художественная форма - это ставшее зримым содержание». 2 урок

«Художественная форма - это ставшее зримым содержание». 2-й урок

Содержание:

  1. Особенности претворения ладотональности в Увертюре к опере «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (торжествующая жажда жизни).
  2. Выражение мотива тоски и одиночества в пьесе «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь» Ф. Шуберта.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Поэзия: В. Мюллер. «Шарманщик».

Музыка:

  1. В. А. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»;
  2. Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера, перевод С. Заяицкого. «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь».

Песенный материал: А. Рыбников, стихи Р. Тагора. «Последняя поэма».

Характеристика видов деятельности:

  1. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.
  2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.
  3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.
  4. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (В. А. Моцарта, Ф. Шуберта).

Планируемые результаты учебной деятельности:

  1. Метапредметные: осознание единства содержания и формы в искусстве; понимание и умение объяснить понятия формы в широком и узком смысле слова.
  2. Личностные: развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в заинтересованном, ценностном отношении к музыке.
  3. Предметные: осознание связи между характером музыкального произведения и его тональностью.

Форма проведения занятия:

  1. Сравнительно-аналитическое занятие по Увертюре В. А. Моцарта к опере «Свадьба Фигаро» и песне Ф. Шуберта «Шарманщик».

Виды деятельности учащихся:

  1. Участие в беседе о единстве формы и содержания в искусстве.
  2. Беседа о семантике разных тональностей.
  3. Разучивание и пение двух песен (сольное, групповое и хоровое пение).
  4. Ответы на вопросы и выполнение заданий в учебнике и «Дневнике музыкальных размышлений».
  5. Сравнительный анализ формы и содержания Увертюры В. А. Моцарта к «Свадьбе Фигаро» и песни Ф. Шуберта «Шарманщик».
  6. Выявление взаимосвязи между формой и содержанием в данных произведениях.
  7. Художественное смысловое чтение стихотворения В. Мюллера «Шарманщик».
  8. Анализ двух нотных примеров.

«Форма воспринимается как организация составляющих музыку элементов, как их становление, как разрушаемое и восстанавливаемое равновесие. Музыка протекает во времени. Слушая её, мы бессознательно сравниваем тождественные (сходные) и контрастные (разнородные) звукосочетания. После того как какая-либо музыка продвинулась перед нашим сознанием, мы ощущаем удовлетворение от приведения к единству прозвучавших сопоставлений, ибо каждое звукосочетание, продвигаясь в связи с каждым последующим звукосочетанием, вызвало ряд новых впечатлений. Форма - процесс, форма - организация содержания, а не беззвучная схема…»
(Б. Асафьев)

Воплощая свой замысел при создании музыкального произведения, композитор продумывает форму произведения, все её особенности - от общего строения до мельчайших деталей. Ведь в деталях, как уже отмечалось, нередко и выражается главная сущность искусства, которое убеждает нас только тогда, когда оно говорит не «общими словами», а значительными и существенными подробностями. Поэтому понятие «музыкальная форма» требует многомерной трактовки: пытаясь понять музыкальное произведение, мы должны прежде всего понять тот язык, на котором оно обращается к нам.

Одно из самых жизнерадостных произведений в истории музыки - блестящая Увертюра Моцарта к его опере «Свадьба Фигаро».

Сюжет оперы полон интриг и неожиданностей. Однако композитор, создавая Увертюру, отказался от традиционного для оперных композиторов намерения отразить их в этом вступительном номере. Известно даже, что в первоначальный замысел Моцарта входило включение в Увертюру спокойного, элегического эпизода, нарушающего её стремительное развитие. Однако на последнем этапе работы композитор был так захвачен сверкающим потоком своей музыки, что задуманный эпизод был буквально сметён под напором несокрушимого жизнелюбия и радости.

«Свадьба Фигаро» - комическая опера, написанная на сюжет пьесы П. Бомарше. Моцарт написал её в традициях итальянской комической оперы, так называемой буффа. Герои оперы - ловкий и остроумный слуга Фигаро, его очаровательная невеста Сюзанна, властный граф Альмавива, его жена графиня Розина, старый ворчливый доктор Бартоло, учитель пения Базилио, ключница и экономка Марселина. Как обычно в комической опере, сюжет полон внезапных поворотов, смешных ситуаций, иногда связанных с переодеваниями героев, благодаря чему окружающие их не узнают и путают с другими персонажами. В результате большого и «безумного» дня выясняется, что Марселина и Бартоло являются родителями Фигаро, происходит свадьба Фигаро и Сюзанны, а заодно и Марселины с Бартоло. Увертюра в полной мере выражает общее настроение оперы, её сияющий, брызжущий весельем характер.

Немецкий музыковед Г. Аберт, характеризуя Увертюру, пишет о её непрекращающемся музыкальном движении, которое «трепещет всюду и везде, то смеётся, то потихоньку хихикает, то торжествует; в стремительном полёте возникают всё новые его источники ... Всё мчится к ликующему концу ... Увертюра раскрывается апофеозом (Апофеоз – здесь: торжественная заключительная сцена в представлении.) неистовой торжествующей жажды жизни, увлекательнее которого невозможно себе представить». 

Слушание: В. А. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро».

В музыке Увертюры царит ре мажор, который приобретает столь светлое и праздничное звучание, что слушателя охватывает чувство настоящей, глубокой, ничем не замутнённой радости.

И - для контраста - послушайте песню Ф. Шуберта «Шарманщик» из цикла «Зимний путь». Песня написана в тональности ля минор и несёт в себе мотив крайнего одиночества, почти полной отчуждённости человека от жизни.

Слушание: Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера, перевод С. Заяицкого. «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь» в исп. Бориса Гмыря.

Песня «Шарманщик» завершает вокальный цикл Ф. Шуберта «Зимний путь». В 5–6 классах вы уже знакомились с другими песнями Шуберта - «В путь» из цикла «Прекрасная мельничиха» и «Серенадой» из сборника «Лебединая песня». Если первая жизнерадостная и оживлённая, а вторая - лирическая и задушевная, то «Шарманщик» открывает новые черты творчества Шуберта - это песня скорбная и трагическая, воплощающая настроение одиночества и тоски.
В цикле рассказывается об одиноком путнике. Его мечты не сбылись, любовь была несчастной. Он вспоминает былые светлые дни, надеется на получение письма, но тщетно. Его временный попутчик - только каркающий ворон. В конце цикла герой останавливается около шарманщика, крутящего рукоятку старой скрипучей шарманки. Рядом с ним не так остро чувствуется одиночество. Цикл заканчивается горестно и тихо.
Это произведение отражает судьбу самого Шуберта: он так же не обрёл семьи и скоропостижно скончался через год после создания цикла. Композитору был всего 31 год.

Слова песни «Шарманщик» (поэт В. Мюллер).

Вот стоит шарманщик
Грустно за селом,
И рукой озябшей
Он вертит с трудом,
Топчется на месте,
Жалок, бос и сед.
Тщетно ждёт бедняга,
Денег в чашке нет!
Люди и не смотрят,
Слушать не хотят,
Лишь собаки злобно
На него ворчат.
Всё покорно сносит,
Терпит всё старик,
Не прервётся песня
И на краткий миг.
Хочешь, будем вместе
Горе мы терпеть?
Хочешь, буду песни
Под шарманку петь?

Ля минор в песне Шуберта заключает глубокую тоску и обречённость. И, словно в подтверждение такого состояния, музыка звучит отрывистыми фразами, уныло и однообразно. В ней не только свойственная Шуберту звукоизобразительность (имитация напева шарманки), но и своеобразный символ безысходности человека, который охвачен глубокой душевной усталостью и не в силах вырваться из печального круговорота своей одинокой, бедной жизни.

Как велик контраст между ликующей музыкой Моцарта, «трепещущей всюду и везде», и угасающей, готовой вот-вот прерваться заунывной мелодией «Шарманщика». Этот контраст можно уподобить той разнице, которая существует между несокрушимой радостью и тяжёлым одиночеством, разнице, образующей самые противоположные, непримиримые полюса человеческой жизни.

Вот лишь два состояния, на которые в огромной степени способен повлиять выбор мажора или минора. Однако, слушая эти произведения, вы, конечно, обратите внимание, что не только мажор или минор создаёт настроение пьесы, но и многие другие средства выразительности.

Так, весёлая увертюра Моцарта исполняется целым оркестром, в котором звучат и отдельные группы, и полновесное tutti (полный состав оркестра). Ведь воплощение подлинной радости должно быть многоголосным (когда много, тогда весело)!

А одиночество «Шарманщика», исполняемого голосом в сопровождении фортепиано, столь скудное по музыкальному воплощению, намекает на звучание одного-единственного инструмента, да ещё какого - шарманки! Известно ведь, что шарманка умеет играть только определённые мелодии, что она, подобно шарманщику, не может изменить их заданный круг.

Но ведь и выбор инструментального состава для музыки не случаен! Все, что связано с большими идеями, сложными образами, яркими чувствами, требует полновесного оркестрового состава, где много участников, а значит, неизбежны движение, столкновения, противоречия и их разрешения.

И наоборот: лирические чувства, внутренний мир одного человека, воплощаясь в музыке, стремятся к негромкому выражению; они не требуют больших симфонических композиций, нередко ограничиваясь одним или несколькими исполнителями.

Помимо состава исполнителей обращает на себя внимание и характер движения в этих пьесах.

Увертюра Моцарта написана в одном из самых быстрых музыкальных темпов - Presto и звучит так стремительно и безудержно, что сметает со своего пути даже намерения самого композитора! Наверное, таким и должно быть чувство настоящей радости, которое есть не что иное, как воля к жизни, стремление к её светлым сторонам. Стремительность музыки выражает силу этого стремления, столь свойственного оптимистической природе человека!

Однако верно и то, что сломленная воля теряет порыв к движению - и вот уже в «Шарманщике» мы слышим прерывистые, угасающие фразы. Чувство угасания в звучании песни столь ощутимо, что, кажется, будто она вот-вот прервётся.

Рабиндранат Тагор - индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель конца XIX - начала ХX в. Он стал первым среди не европейцев, кто был удостоен Нобелевской премии по литературе (1913 г.). Тагор начал писать стихи в возрасте 8 лет.

В 16 лет он написал первые новеллы и драмы, опубликовал свои поэтические пробы под псевдонимом Солнечный Лев. Тагор выступал за независимость Индии. Им были организованы Университет Вишва Бхарати и Институт реконструкции сельского хозяйства. Тагор - автор музыки и слов гимнов Индии и Бангладеш.

Творчество Рабиндраната Тагора включает в себя лирические произведения, эссе и романы на политические и социальные темы. Наиболее известные его произведения - «Гитанджали» (Жертвенные песнопения), «Го́ра» и «Дом и мир».

Наиболее известный как поэт, Тагор также рисовал и сочинял музыку, он был автором многих песен. Рисунки Тагора, выполненные акварелью, пером и тушью, выставлялись во многих странах Европы.

Слушание: А. Рыбников, стихи Р. Тагора. «Последняя поэма» в исп. И. Отиевой.

Вопросы и задания:

  1. Почему для восприятия музыкальной формы необходимо понимать музыкальный язык?
  2. В чём по-вашему заключаются подробности в музыкальном произведении? Какова их роль?
  3. Из каких музыкальных средств складывается форма произведения?
  4. Почему музыкальное содержание не может быть реализовано вне формы?
  5. Как средства музыкальной выразительности влияют на особенности музыкального содержания? Расскажите на примере Увертюры к опере «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта и песни «Шарманщик» Ф. Шуберта.

Работа над нотными примерами:

В нотном примере 19 учащиеся отмечают выразительные средства, создающие светлый радостный характер, - мажорный лад, быстрый темп, энергичную стремительную мелодию. Динамика вначале тихая и затаённая - рр, но в 12-м такте вдруг неожиданно и задорно «грянет» ff.

Нотный пример 20 представляет большой фрагмент песни Ф. Шуберта. Ученики отмечают, что она строится как диалог фортепианной и вокальной партий. Фортепиано изображает звучание старой и потрескавшейся шарманки - мотивы однообразно кружатся на одном месте, в басах звучат форшлаги, подражающие дребезжанию разбитого под дождями и ветрами механизма.

В вокальной партии также повторяется одна и та же фраза - в песне нет движения, стремления вперёд. В музыке передано ощущение «стояния» на одном месте, отсутствие надежды.

Формы педагогического контроля:

  1. Контроль участия в дискуссии о единстве содержания и формы.
  2. Контроль правильного восприятия репродукций картин и фотографий архитектурных сооружений с точки зрения единства формы и содержания.
  3. Контроль сравнительного анализа музыкальных произведений.
  4. Контроль понимания нотных примеров, умения назвать выразительные средства, передающие характер музыки.
  5. Контроль выполнения заданий и ответов на вопросы учебника и «Дневника музыкальных размышлений» с привлечением ресурсов Интернета.
  6. Контроль качества сольного, ансамблевого и хорового пения.

Композиторы и исполнители