Музыка, которую можно объяснить словами

Музыка, которую можно объяснить словами

Музыка, которую можно объяснить словами

Содержание:

  1. Воплощение содержания в произведениях программной музыки.
  2. Программность обобщающего характера (на примере концерта «Зима» из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» А. Вивальди).

Музыкальный материал:

  1. А. Вивальди. Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» (концерт «Зима»), (слушание);
  2. Е. Подгайц. «Осенний вокализ» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Анализировать содержание музыкальных произведений (с учётом критериев, представленных в учебнике);
  2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.
  3. Находить ассоциативные связи между образами музыки, поэзии и изобразительного искусства.

 «Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль…»

Р. Вагнер

Велико и сложно звуковое хозяйство, которым распоряжается современный композитор. К его услугам - широчайший выбор музыкальных средств: от скромного человеческого голоса до мощного многоголосного хора или гигантского оркестра. Как живописец может избрать для решения своей художественной задачи масло или акварель, карандаш или уголь, - так же и композитор пользуется любой комбинацией звуков, подходящей для воплощения его творческой идеи. Это может быть музыка вокальная, предназначенная для человеческих голосов (песня, романс, кантата) или же музыка инструментальная (симфония, соната, прелюдия, этюд), звучащая без слов в исполнении скрипача, пианиста, флейтиста, трубача или различных групп музыкантов.

Существуют, наконец, сложные (или синтетические) музыкальные жанры - опера, балет, оперетта, в которых музыка сочетается со словом, с театральным действием или танцем.

Все названные жанры неравноценны по степени трудности. Во всяком случае, воспринимаются они по-разному. Некоторые слушатели утверждают, что вокальная музыка, особенно песня, - ближе, понятнее им, нежели музыка инструментальная.

Да, действительно, музыка, исполняемая человеческими голосами, имеет известные преимущества перед музыкой оркестровой и фортепианной. Во-первых, звучание красивого, выразительного голоса обладает такой естественной человечностью, которую вряд ли постигнет даже самый певучий инструмент. Во-вторых, в песне или оперной арии мелодия, как правило, сочетается с конкретным поэтическим словом.

Слияние музыки и поэзии создаёт чудесный сплав, в котором оба искусства словно удваивают, утраивают силу своего воздействия: музыка становится конкретнее, точнее, а стихи поэта, в свою очередь, окрашиваются обаянием живого чувства, заключённого в мелодии. Немало примеров неразрывного слияния музыки и стихов заключено в лучших классических романсах - у Глинки и Шуберта, Шумана и Брамса, Чайковского и Рахманинова. Стоит послушать хотя бы такие излюбленные романсы, как «Я помню чудное мгновенье» Глинки или «Ночь» А. Рубинштейна (оба - на стихи Пушкина).

Было бы, однако, неверно признавать только вокальную музыку, отодвигая на второй план музыку инструментальную и особенно симфоническую. Действительно, эта музыка, - если только она не сочетается с поэтическим текстом, - подчас кажется менее доступной. Но зато у неё есть и свои бесспорные достоинства. В каком-то отношении инструментальная музыка бывает даже богаче вокальной. Её выразительные возможности шире, разнообразнее. Ни один голос не обладает таким звуковым объёмом (или, как говорят, диапазоном), какой есть у рояля или симфонического оркестра. Ни один, даже самый одарённый певец не сравнится со скрипачом или пианистом в умении передавать блестящие виртуозные пассажи или изобразительные эффекты. «Пению, голосу стоит только намекнуть, - писал Серов, - оркестр своими могучими средствами уже дорисует всё, что происходит в душе человеческой, хотя бы это было негодование Эсхилова Прометея, или - в другую сторону - оркестр может вдруг уменьшиться до слезинки на ресницах ребёнка, до колыхания лепестков розы».

Не будем, однако, спорить, какая область музыки богаче, и выразительнее - вокальная или инструментальная. Мы знаем, во всяком случае, что почти все композиторы-классики уделяли равное внимание и тому и другому виду музыки.

Давайте лучше разберёмся подробнее в художественных особенностях обоих видов музыкального искусства.

Некоторые люди считают, что содержание вокального произведения сосредоточено только в его словесном тексте. Достаточно, мол, заучить слова песни, а мотив придёт сам собой. Именно так полагал дядюшка Наташи Ростовой, о котором писал Лев Толстой в романе «Война и мир». Дядюшка был убеждён, что «в песне всё значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит, и что отдельного напева не бывает, и что напев так только, для складу». Подобную существенную ошибку допускают и иные современные слушатели.

Хотя мелодия каждой любимой песни в нашем представлении неразрывно сливается со словами, надо все же ясно представить себе, что музыка её составляет особую, вполне самостоятельную художественную ценность. Великий австрийский композитор Густав Малер как-то остроумно заметил, что «музыка в песне может выразить намного больше того, что говорят слова». Конечно, бывает и так, что на превосходные стихи пишется посредственная музыка. В этом случае удачной арии или песни всё же не получится, как бы ни хорош был текст. И наоборот, бывали примеры, когда гениальная музыка сочеталась с посредственными стихами. Следовательно, именно музыка определяет художественную ценность вокальной пьесы, её подлинное содержание. И слушая песню, романс, арию, мы прежде всего наслаждаемся красотой мелодии, навеянной поэтическим словом. Критерием художественного качества такой музыки служит ещё одно важное обстоятельство: насколько верно воплощает она идеи и образы стихов.

Вокальная музыка чаще всего сочетает пение с инструментальным сопровождением, или, как говорят, аккомпанементом. Во многих романсах, песнях, оперных ариях аккомпанемент выступает на равных правах с вокальной партией.

В сопровождении рояля или оркестра нередко иллюстрируются основные образы текста, подчёркивается звуковой фон, на котором разыгрывается действие. Например, в песне Шуберта «Форель» фортепианная партия как бы напоминает о лёгком движении реки, о весёлой игре водных струй.

Таким образом, при слушании вокальной музыки мы воспринимаем в неразрывной связи три художественных элемента: поэтическое слово, вокальную мелодию и инструментальный аккомпанемент. Именно сочетание этих трёх элементов создаёт единый, цельный образ.

Обратимся теперь к музыке инструментальной, бестекстовой. В инструментальных пьесах обычно звучат только музыкальные инструменты - без участия слов, пения, сценического действия. Некоторым слушателям, любящим и хорошо понимающим песни, хоровую, оперную музыку, именно эта область музыкального искусства представляется особенно трудной. Но опыт показывает, что инструментальная музыка также вполне доступна для восприятия. Всё зависит от истинного желания слушателя постичь глубины её содержания.

Самый богатый, наиболее совершенный и многокрасочный вид инструментальной музыки - это музыка симфонического оркестра. В нём собраны все основные виды инструментов: струнные, духовые (деревянные и медные), ударные.

Вы слышите богатейший и разнообразный мир звуков - от благородного пения скрипок до тяжёлых ударов литавр, от нежных трелей флейты до могучего рокотания тромбонов. Эти и другие инструменты то выступают в одиночку (то есть солируют), то сливаются в самых причудливых сочетаниях.

Известны различные формы классической музыки, предназначенной для симфонического оркестра: симфония, увертюра, симфоническая поэма, сольный инструментальный концерт...

Восприятие инструментальной музыки облегчается в тех случаях, когда композитор сопровождает своё сочинение литературной программой (то есть раскрывает конкретное наименование пьесы или её сюжет, почерпнутый из литературы, истории либо из современной действительности). Таковы увертюры Бетховена «Эгмонт», его же Шестая симфония («Пасторальная»), рисующая картины деревенского быта. Таковы некоторые сочинения Римского-Корсакова (сюита «Шехеразада», симфоническая картина «Садко»), Мусоргского («Ночь на Лысой горе»). Таковы Первая симфония Чайковского, названная им «3имние грёзы», его же программные симфонические партитуры «Ромео и Джульетта» и «Буря» по Шекспиру и другие.

Авторы этих сочинений твёрдо рассчитывали на то, что слушателю заранее известен литературный сюжет и тогда понимание самой музыки может стать относительно конкретным, ибо оно опирается на реальные образы программы. Заглавие пьесы или литературная программа в данном случае способны направить по определённому руслу фантазию слушателя, помогая дорисовывать в его сознании то, что подсказал ему автор.

П. И. Чайковский прямо утверждал: «Я не хотел бы, чтоб из-под моего пера являлись симфонические произведения, ничего не выражающие и состоящие из пустой игры в аккорды, темпы и модуляции». Отсюда возникновение многих программных произведений, опирающихся на образы реального мира. Слушая эти произведения, мы не только наслаждаемся красотой мелодий, гармоний и оркестровых тембров, но и следим за развитием сюжета, конкретной идеи, заложенной в данной программе.

Обращение к программности заставляло композиторов широко пользоваться приёмами реалистической звукописи. Известно, что Римский-Корсаков, работая над оперой «Снегурочка», записывал наигрыши пастухов, пение птиц - кукушки, снегиря, петуха. Музыка «Снегурочки» проникнута живым ощущением русской природы во всём богатстве её звучаний. А оркестровое вступление к арии Руслана из оперы Глинки своими медленными, протяжными звучаниями словно рисует картину заброшенного поля брани.

В своих программных пьесах авторы не раз изображали бурю, шторм, вьюгу, применяя для этого особые оркестровые эффекты и средства гармонии.

Картины природы всегда привлекали композиторов. Их множество: у французского клавесиниста Франсуа Куперена, в операх Кристофа Виллибальда Глюка, в оратории Йозефа Гайдна «Времена года», в концертах для скрипки с оркестром итальянского композитора Антонио Вивальди и многих других.

Антонио Вивальди называют «отцом симфонической программной музыки» потому, что многим своим концертам он давал программные названия. Есть среди них «Тревога», «Буря на море», «Охота», «Ночь» и др. Всего известно 28 инструментальных произведений Вивальди, наделённых программными названиями. 

Вивальди является создателем жанра сольного инструментального концерта. Особенно знаменитые его программные концерты «Времена года» стали наиболее популярными у наших современников благодаря безграничному обаянию этой музыки.  

Именно он создал жанр сольного концерта. Теперь уже не группа солистов, как принято в кончерто гроссо, а один-единственный вступает в единоборство с оркестром. Вот где простор для подлинного виртуоза! Он может продемонстрировать блеск и разнообразие своей техники, мощь и благородную красоту звука.

Слово концерт происходит от латинского «соревнуюсь». Это большое музыкальное произведение, в котором солист «соревнуется» с оркестром.

Его цикл «Времена года» - один из ранних образцов программной музыки. Под этим названием обрели известность первые четыре концерта для скрипки и струнного оркестра. Концерты называются «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима».

Каждый из них имеет развёрнутую поэтическую программу, изложенную в четырёх эпиграфах стихотворений, автор которых неизвестен. Допускают, что их составил сам композитор.

Являясь ранним примером программной музыки, эти концерты включают описательную музыку, имитирующую пение птиц, шум дождя, грозу, а во второй части даже собачий лай. Почти каждый такт связан с изобразительным рядом.

В концерте «Зима» композитор достигает вершины художественной изобразительности. Уже в первых тактах мастерски передано ощущение пронизывающей зимней стужи («под порывами ледяного ветра всё живое дрожит в снегу»). Затем с поразительной наглядностью воспроизводятся удары капель дождя в окно, скольжение на коньках и внезапное падение конькобежца, треск льда и, наконец, неистовая борьба южного сирокко с северным ветром. 

Первая часть

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах…

Первая часть начинается со звуков завываний зимних ветров. Дрожа от холода, люди спешат домой, притопывая, чтобы спастись от неистового мороза…

Вторая часть

Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замёрзшие полны покоя…

Но вдруг изнутри чувствуется согревающее тепло огня – солист играет тихую, прекрасную, спокойную мелодию – как будто переданные в звучании оркестра слышны капли дождя за окном… 

Третья часть

На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лёд
Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идёт не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья…

Последняя часть возвращает слушателя в ледяной холод. В исполнении солирующей скрипки звучат первые робкие фразы, но, в конце концов, внезапно налетает буря, на этот раз – со стороны холодного севера. Но Вивальди словно говорит: «Веяние сирокко приходит с юга, весна не может быть слишком далеко…»


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Вивальди. Времена года, Зима:
      1 часть. Allegro non molto, mp3;
      2 часть. Largo, mp3;
      3 часть. Allegro, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

В презентации использованы репродукции картин художников: Питер Брейгель Младший, Ян Брейгель Младший, Ян Брейгель Старший.

Композиторы и исполнители