Мимолётное видение
СКАЗКА В МУЗЫКЕ
Самуил Майкапар. Мимолётное видение
Эдвард Григ. Танец эльфов
Эдвард Григ. В пещере горного короля
1-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать изобразительность музыки, выразительные средства, создающие образ.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы слушали сказки, рассказанные музыкой. В сказках добро часто встречается со злом, в них повествуется о фантастических персонажах, волшебных превращениях. Пьеса, которую вы сейчас услышите, называется «Мимолётное видение». Написал ее С. Майкапар. Как вам кажется, о каком мимолётном видении рассказывается в этой музыке - добром, безобидном или злом? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. О добром. Музыка лёгкая, воздушная, нежная, как будто кто-то порхает, летит - красивая бабочка или мотылёк.
П е д а г о г. Да, музыка звучит нежно, высоко, отрывисто, очень тихо (играет 1-4-й такты). В ней встречаются одинаковые интонации, похожие на кружение или взмахи лёгких крылышек (играет 5-8-й такты). Может быть, композитор хотел рассказать нам о красивом мотыльке, птичке, волшебно светящемся светлячке или сказочном эльфе? Музыка лёгкая, изящная, танцевальная. (Исполняет пьесу повторно.)
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать средства музыкальной выразительности, создающие образ: динамику, регистр, темп.
Ход занятия:
Педагог исполняет пьесу С. Майкапара «Мимолётное видение». Дети вспоминают ее название, высказываются о характере музыки.
П е д а г о г. Меняется ли в пьесе характер музыки, или она звучит в одном настроении? (Исполняет пьесу повторно.)
Д е т и. Меняется. В середине она звучит более таинственно, загадочно.
П е д а г о г. Правильно. В середине мелодия перемещается из верхнего регистра в нижний, более тёмный, становится настороженной, сумрачной, тревожной, таинственной, звучит с остановками, осторожно, неуверенно, вопросительно. (Исполняет 17-24-й такты.)
Вдруг движение прекратилось, звучит таинственная пауза - видение исчезло, потерялось. (Исполняет 25-30-й такты.)
Но вот опять знакомая порхающая, тихая интонация начала мерцать. Мелодия поднялась высоко и исчезла совсем. (Исполняет последние девять тактов, потом всю пьесу целиком.)
Кто хочет изобразить мимолётное видение, потанцевать под музыку? (Дети импровизируют.)
Нарисуйте дома тот сказочный образ, который представляется вам, когда вы слушаете эту пьесу.
3-е занятие
Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы слушали пьесу С. Майкапара «Мимолётное видение». Сегодня вы услышите другую пьесу с близким названием – «Танец эльфов» норвежского композитора Эдварда Грига. Похожи они по характеру? (Исполняет две пьесы.)
Д е т и. Да. Они лёгкие, воздушные, порхающие, танцевальные.
П е д а г о г. Прислушайтесь, в пьесе «Мимолётное видение» чередуются отрывистые, лёгкие звуки и кружащие, порхающие, плавные мелодии. (Играет фрагмент.) А какая мелодия в «Танце эльфов» Э. Грига? (Играет фрагмент.)
Д е т и. Мелодия тоже то отрывистая, то плавная.
П е д а г о г. Да, но в танце эльфов плавная мелодия более длинная, она гладкая, мягкая, напевная, а в «Мимолётном видении» С. Майкапара плавные интонации совсем коротенькие (играет фрагменты).
Мы говорили о том, что в пьесе С. Майкапара есть более таинственная средняя часть (играет фрагмент). А в пьесе Э. Грига меняется характер музыки? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Да, в «Танце эльфов» тоже есть тёмная, таинственная мелодия.
П е д а г о г. Молодцы! В «Танце эльфов» чередуются две мелодии - светлая, лёгкая и более тёмная, таинственная, настороженная. Какие инструменты мы можем использовать, чтобы подчеркнуть разный характер этих мелодий? (Играет пьесу.)
Д е т и. В нежной светлой теме - колокольчик, а в таинственной - погремушки.
П е д а г о г. Да. Эти же инструменты мы можем использовать, оркеструя пьесу С. Майкапара «Мимолётное видение». (Дети оркеструют пьесы.)
Пьеса Э. Грига называется «Танец эльфов». Какой танец исполняют эльфы? Давайте попробуем его придумать. (Дети импровизируют движения под музыку.)
4-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать изобразительность музыки, черты маршевости и танцевальности.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы слушали пьесу Э. Грига «Танец эльфов». Эльфы - это добрые волшебные существа, лёгкие, воздушные, летающие.
В скандинавских странах существуют сказки про злых духов - троллей. Это враждебные людям фантастические существа. Тролли строят в пещерах в горах целые дворцы.
В пьесе Э. Грига «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» рассказывается о таких волшебных существах, изображается картина подземного царства троллей. Как звучит эта музыка? (Звучит запись.)
Д е т и. Музыка страшная, таинственная, сказочная.
П е д а г о г. Да. В начале пьесы музыка звучит тихо, издалека, низко, отрывисто, будто тролли крадутся. Постепенно звучность усиливается, одна и та же мелодия становится все громче, быстрее, будто тролли приближаются. В оркестре играют контрабасы, фаготы - низко, зловеще. Потом к ним присоединяются другие инструменты. Музыка похожа на марш, а в конце - на танец, суровый, фантастичный, мрачный, таинственный, зловещий. В конце пьесы слышатся колдовские заклинания и угрожающие выкрики. Таинственная горная сказочная природа изображается в этой музыке. (Звучит запись.)
Давайте сочиним с вами сказку про мимолётное видение, эльфов, про троллей и будем изображать сказочных персонажей, танцевать под музыку.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 7 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Самуил Майкапар. Мимолётное видение, mp3;
Эдвард Григ. Танец эльфов, mp3;
Эдвард Григ. В пещере горного короля, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.