Музыка и музицирование
Музыка и музицирование
Музицирование – не дело состязания, а дело любви...
(Г. Гульд, пианист)
Музицирование во все времена было основой любви к музыке. Существует бесконечное множество свидетельств того, какую роль играло в жизни людей пение - сольное и хоровое, а также игра на различных музыкальных инструментах. На некоторых итальянских клавирных инструментах эпохи Возрождения можно было прочесть надпись: «Musica animae levamen» («Музыка лечит душу»).
Музыка была желанной гостьей всех праздников - семейных, церковных, календарных; она неизменно оказывалась помощницей и утешением в дни тяжёлых испытаний.
Без описания музыки не обходится ни один великий писатель. Обратите внимание: музыка каждый раз по-своему звучит в прозе Н. Гоголя, Л. Толстого, И. Тургенева, И. Бунина, М. Булгакова, В. Астафьева и многих других. Её роль нигде не описывается как вспомогательная, музыка - не просто фон происходящих событий, она сама - событие, нередко весьма важное и значительное.
Так, например, у М. Булгакова - одного из самых музыкальных русских писателей - музыка «звучит» в каждом романе, являясь и необходимым лейтмотивом повествования, и средоточием важнейших художественных смыслов. (Лейтмотив - здесь: повторяющаяся в произведении основная мысль, идея). В романе «Белая гвардия» домашнее музицирование представлено как один из ключевых «персонажей», как своего рода член семьи Турбиных, главных героев произведения.
Вот лишь краткий отрывок из этого замечательного произведения.
«В бронзовой лампе вспыхнул розовый свет и залил весь угол. Пианино показало уютные белые зубы и партитуру «Фауста» там, где чёрные нотные закорючки идут густым чёрным строем и разноцветный рыжебородый Валентин поёт:
Я за сестру тебя молю,
Сжалься, о, сжалься ты над ней!
Ты охрани её.
Даже Тальбергу, которому не были свойственны никакие сентиментальные чувства, запомнились в этот миг и чёрные аккорды, и истрёпанные страницы вечного «Фауста». Эх, эх... Не придётся больше услышать Тальбергу каватины про Бога всесильного, не услышать, как Елена играет Шервинскому аккомпанемент! Всё же, когда Турбиных и Тальберга не будет на свете, опять зазвучат клавиши, и выйдет к рампе разноцветный Валентин, в ложах будет пахнуть духами, и дома будут играть аккомпанемент женщины, окрашенные светом, потому что «Фауст», как «Саардамский Плотник», - совершенно бессмертен». (Детская книжка о Саардамском Плотнике была написана П. Фурманом. Саардамский Плотник - Пётр I, учившийся в 1697 году в голландском городе Саардаме корабельному делу и выполнявший плотницкие работы. В начале романа М. Булгакова даётся первое упоминание об этой книжке: «Как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади «Саардамский Плотник», часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зелёных ветвях»).
В этом отрывке привычное в семейном кругу Турбиных домашнее музицирование предстаёт как воплощение утраченного счастья и гармонии, унесённых вихрями грозной и страшной Гражданской войны. Всё, что связано с милыми сердцу домашними воспоминаниями, передаётся писателем через тёплые образы старых клавиш, страниц истрёпанного клавира оперы Ш. Гуно «Фауст», уютного света комнатной лампы.
С этим описанием гармонирует и торжественный характер звучания упоминаемого фрагмента - каватины Валентина. Герой оперы Гуно, отправляясь на войну, тревожится о судьбе сестры. Юноша взволнованно обращается к Богу, моля оградить её от искушений и опасностей.
Два мира в этом романе - это не только мир искусства и мир реальности; это тепло родного очага и страшная слепая стихия за окном, ломающая и крушащая всё, что было мило и дорого сердцу. Опера «Фауст» становится частью родного и уютного мира, его союзником.
При этом ссылка на оперу в контексте романа совсем не кажется случайной. В описываемых эпизодах романа и оперы в центре внимания авторов - женщина, любимая сестра, которой грозит неведомая опасность. В обоих случаях происходит вторжение страшной стихии: у Булгакова воплощением злой силы становится война, у Гуно - образ Мефистофеля.
В своих знаменитых куплетах Мефистофель поёт о вечных, неискоренимых людских пороках - преклонении перед золотом, ради которого совершаются неисчислимые бедствия и кровопролития. Он предсказывает несчастье героям оперы...
Однако трагическое содержание этого произведения отступает на второй план перед реальной трагедией, внезапно вторгшейся в мирную жизнь и окутавшей её своей бесконечной вьюгой. Поэтому «Фауст» в «Белой гвардии» совсем не трагичен, он, напротив, представлен как бесконечно дорогая история семейных вечеров с друзьями дома, красивой музыкой и тёплым розовым светом.
Родной дом, семья, друзья - всё это не просто объединялось совместным музицированием, а становилось подлинным его содержанием. В нём находили своё воплощение самые главные потребности души - задушевность, искренность, доверительность - всё то, что наиболее близко человеку, что составляет область его самых личных, самых глубоких переживаний.
Оттого у Булгакова Фауст - вечен (в данном случае, как представляется, он вечен не только благодаря высокохудожественным качествам произведения Гуно, но благодаря вечности и непреодолимости таких понятий, как «дом», «дружба», «любовь»).
Как бы ни менялось музыкальное окружение человека, к какой бы музыке ни влекли его жизненные обстоятельства и вкусы, тяготение к музицированию оставалось неизменным. Примечательно, что люди пели и играли на музыкальных инструментах независимо от наличия голоса или профессионального мастерства. Музицирование было своего рода отдушиной, оно не требовало напряжения сил, не вовлекало в состязательность, не отнимало веры в свои силы и возможности. Это было пространство полной личной свободы. Оно несло только успокоение и радость.
О том, что сфера домашнего музицирования остаётся одной из самых привлекательных форм приобщения к музыке, существуют и современные свидетельства. Например, в некоторых филармониях стали проходить необычные концерты, организуемые для небольшого количества публики (например, цикл «За чашкой чая» в филармонии г. Кемерово). Такие концерты посещает публика, не любящая больших шумных залов, - те, кто хочет послушать музыку почти в домашней обстановке.
Аналогичным образом организуются небольшие «Комнатные» концерты в музеях-квартирах, связанных с жизнью крупных музыкантов. Домашний интерьер (как правило, уютно-старомодный) особенно настраивает на доверительно-эмоциональное восприятие, мало достижимое в пространных концертных помещениях.
Значит, для восприятия музыки важно всё. И первое приобщение к искусству нередко начинается именно так: с той музыки, которая звучала в доме, с первых, пусть самых маленьких концертных залов. Не случайно многие великие музыканты признавались в том, что своей великой любовью к музыке они обязаны тем скромным домашним концертам, в которых принимала участие вся семья - самые близкие, дорогие и незабываемые люди.
Вопросы и задания:
- В чём, по-твоему, причина того, что музицирование привлекает людей независимо от наличия у них музыкального образования?
- Почему, на твой взгляд, домашнее музицирование врачует душу?
- Согласен ли ты, что звучание музыки в домашней, бытовой среде - ещё одна, весьма важная форма её интерпретации? Объясни это, исходя из приведённого текста М. Булгакова или другого источника.
- Подумай, почему М. Булгаков избирает именно каватину Валентина в качестве примера музыкального музицирования.
- Как воспринимаются куплеты Мефистофеля в контексте произведения Булгакова - только ли зловеще и трагически?
- Известны ли тебе произведения литературы и живописи, в которых бы подчёркивалась роль музыки в жизни семьи?