Почему меняется музыка
Почему меняется музыка
Нужны новые уши для новой музыки...
(Ф. Ницше, философ)
Окружающий мир меняется очень быстро. Растут города, строятся новые дома, дороги, разбиваются парки. Человек, надолго покинувший привычную обстановку, рискует вернуться в малознакомое место. Это изменения видимые, материальные.
Однако меняется и сам человек. Он растёт, взрослеет, читает книги, путешествует, радуется и печалится. С годами он становится опытнее, и этот опыт - счастливый или не очень неизбежно преобразует его характер, интересы, личность. Другим становится и взгляд на окружающий мир: любое событие, любое место человек воспринимает совсем не так, как в детстве. Это изменения внутренние, невидимые.
Во все времена люди пытались осмыслить перемены, происходящие и вокруг, и с ними самими. Ещё Гераклит, древнегреческий философ, произнёс известную фразу: «На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды», Теперь мы произносим её так: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».
У замечательного поэта Давида Самойлова есть стихотворение, которое называется «Двор моего детства»:
Ещё я помню уличных гимнастов,
Шарманщиков, медведей и цыган
И помню развесёлый балаган
Петрушек голосистых и носатых.
У нас был двор квадратный. А над ним
Висело небо - в тучах или звёздах.
В сарае у матрасника на козлах
Вились пружины, как железный дым.
Ириски продавали нам с лотка.
И жизнь была приятна и сладка ...
И в той Москве, которой нет почти
И от которой лишь осталось чувство,
Про бедность и величие искусства
Я узнавал, наверно, лет с пяти.
Я б вас позвал с собой в мой старый дом.
(Шарманщики, петрушка - что за чудо!)
Но как припомню долгий путь оттуда -
Не надо! Нет!.. Уж лучше не пойдём!..
Тема приведённого стихотворения, казалось бы, не так оригинальна и давно известна: герой вглядывается в прошлое, вспоминает свой старый двор и старый дом, в котором вырос; вспоминает он и всё то, что наполняло его детские годы смыслом и содержанием. Содержание это было, как признаётся сам поэт, приятным, оно и выражается яркими и колоритными словами: развесёлый балаган, носатые голосистые петрушки, сладкие ириски... И первое представление о «бедности и величии искусства», которое в те далёкие годы было частью самого двора.
А над двором висело небо - в тучах или звёздах. Небо это в поэзии всегда и образ, и символ одновременно: если есть небо над головою - значит, есть воздух, солнце, пространство для дыхания и для жизни. Пространство для веры в прекрасное будущее. И конечно, неповторимое чувство детства, его великой тайны – «И в той Москве, которой нет почти, и от которой лишь осталось чувство»...
Представим, какая музыка могла звучать в таком дворе. Наверное, прежде всего, это была музыка уличных артистов - шарманщиков. Шарманка в этом стихотворении может восприниматься и как музыкальный фон, сопровождающий жизнь старого двора, и как более глубокий образ, вытекающий из особенностей этого удивительного инструмента.
Шарманка, как вы помните, играет только определённые мелодии, заданность их круга преодолеть невозможно. Поэтому её звуки – не просто знак ушедшего времени и даже не только мелодия детства. С шарманкой связан особый смысл вечно повторяемого мотива - может быть, именно того, что связан с неизбежной утратой прошлого, воспринимаемой как утрата красоты и гармонии.
Однако главный смысл стихотворения, как оказывается, совсем не в том, что герой с ностальгическим чувством вспоминает двор, в котором провёл своё детство, и то прекрасное время, когда на московских улицах можно было увидеть медведей, цыган и петрушек. Главный смысл заключён в последних строках: «Но как припомню долгий путь оттуда – не надо! Нет!.. Уж лучше не пойдём!..»
А ведь «долгий путь оттуда», о котором говорит поэт, - это вся последующая жизнь, все её испытания и даже горести, которые довелось пережить с тех пор, как закончилось детство. И ещё раз пройти через всё это за счастье оказаться в родном дворе представляется слишком высокой ценой.
Вот почему современная музыка, также хранящая память о суровых испытаниях ещё совсем недавнего прошлого, отражающая сложность и неустроенность современного мира, просто не умеет быть другой.
Образ ушедшего прошлого - один из центральных в музыке последних десятилетий. Это прошлое вбирает в себя не только личные воспоминания, но и мотив вечного странничества человека, его неизбежного возвращения к началу пути, к истокам.
Одним из глубоких музыкальных мыслителей был композитор Георгий Свиридов. Обращаясь к стихам А. Пушкина, А. Блока, С. Есенина - трёх величайших поэтов России, - композитор поднял тему «уходящей натуры» до уровня философской концепции.
В представлении композитора, это и родина, и исчезнувший град Китеж, и вечная тема осени, и древняя звёздная мифология, и прощание.
Одна из частей цикла «Отчалившая Русь» на стихи С. Есенина - как раз и есть прощание со всем, что было дорого и что мы безвозвратно покидаем.
...Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звёзд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.
Новый с поля придёт поэт,
В новом лес огласится свисте.
По-осеннему сыплет ветер,
По-осеннему шепчут листья.
Вопросы и задания:
- Как ты понимаешь слова «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»? Подумай, к каким жизненным ситуациям их можно применить. Была ли в твоей жизни такая ситуация?
- Какая музыка, по-твоему, могла звучать во «Дворе моего детства»?
- Как ты думаешь, почему меняется музыка?
- Как передан мотив прощания в пьесе «По-осеннему кычет сова ...» из музыкальной поэмы Г. Свиридова «Отчалившая Русь»? Подумай, почему вопреки традиции произведение оканчивается на неустойчивой гармонии, не получающей разрешения.
- Как ты понимаешь образ уходящего города на картинах художника Е. Куманькова?