Нижинский Вацлав Фомич
Вацлав Фомич Нижинский (12 марта 1890 г. - 8 апреля 1950 г.), русский танцовщик и балетмейстер.
В 1880-х годах в России с успехом выступала труппа польских танцовщиков. В ней служили муж и жена – Томаш и Элеонора Нижинские. Они и стали родителями будущего великого танцовщика. Театр и танец вошли в жизнь Вацлава с первых месяцев жизни. Как он сам писал впоследствии, «желание танцевать было для меня столь же естественным, как дышать».
В 1898 г. он поступил в Петербургское балетное училище, окончил его в 1907 и был принят в Мариинский театр. Выдающийся талант танцовщика и актера сразу вывел Нижинского на положение премьера. Он исполнял многие партии академического репертуара и был партнером таких блистательных балерин, как М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина.
Уже в 18 лет Нижинский танцевал главные партии почти во всех новых балетах, поставленных на сцене Мариинского театра. В 1907 году он танцевал Белого раба в «Павильоне Армиды», в 1908-м - Раба в «Египетских ночах» и Юноши в «Шопениане» в постановке М. М. Фокина, а через год исполнил роль Урагана в балете «Талисман» Дриго в постановке Н. Г. Легата.
И, тем не менее, в 1911 году Нижинский был уволен из Мариинского театра за то, что, выступая в балете «Жизель», самовольно надел новый костюм, выполненный по эскизу А. Н. Бенуа. Выйдя на сцену полуобнаженным, актер вызвал раздражение у сидевших в ложах членов царствующей семьи. Его не смогло защитить от увольнения даже то, что к этому времени он был одним из известнейших танцовщиков русского балета.
Лишенный права танцевать на сценах императорских театров, Нижинский стал главным танцовщиком в труппе С. П. Дягилева. Впервые он участвовал в «Русских сезонах» в Париже еще в 1909 году и сразу же занял ведущее положение в труппе.
Именно тогда вместе с Дягилевым Нижинский совершил турне по городам Европы, и везде его сопровождал триумфальный успех. В труппе Дягилева он станцевал свои главные роли - в балетах «Карнавал», «Шехерезада» (1910), «Видение розы», «Петрушка». Теперь уже никто не мешал ему создавать и по-своему интерпретировать классические партии.
В 1912 году Нижинский поставил для труппы Дягилева балет «Послеполуденный отдых фавна», где блестяще исполнил главную роль, в 1913 г. - «Игры» К. Дебюсси и «Весну священную» И. Стравинского.
Постановки Нижинского получили противоречивые оценки и вызвали резкие споры публики и критики, ибо ломали устоявшиеся каноны академического репертуара, отрицали пластичную живописность фокинских постановок, предвосхищая будущие поиски балетного театра середины ХХ века. Для стиля Нижинского были характерны экспрессия и сила движений, тщательная отточенность каждой позы, неожиданность пластических решений.
В 1914 году Нижинский организовал в Лондоне собственную труппу. Но в 1916 г. он возвратился в труппу Дягилева и поставил для американских гастролей балет «Тиль Уленшпигель» на музыку Р. Штрауса. Как танцовщик Нижинский создал искусство мужского танца, сочетая высокую технику прыжка и пируэта с выразительностью пластики и пантомимы.
Но сценическая жизнь Нижинского внезапно оборвалась из-за неотвратимой болезни. 26 сентября 1917 года он последний раз вышел на сцену. Поселившись с семьей в швейцарском городе Сен-Мориц, Нижинский пытался организовать там балетную школу, но не смог этого сделать, поскольку болезнь прогрессировала слишком быстро.
В 1919 году он написал «Дневник Нижинского», изданный в Париже в 1953 году, где попытался передать свои ощущения от надвигавшегося недуга. Все последующие годы Нижинский переезжал из города в город, обращался к различным врачам. Но болезнь оказалась сильнее, и вернуться к нормальной жизни он так и не смог. На протяжении последующих тридцати лет Нижинский сменил не одно психиатрическое отделение ведущих клиник Европы.
Во время Второй мировой войны он с женой находился в Венгрии, а после ее окончания переехал в Австрию. Вскоре после войны Нижинский посетил концерт, где выступала Галина Уланова. Жена Нижинского Ромола заметила, что на каждое движение балерины он отвечал чуть заметным кивком.
Спасти танцора уже ничто не могло, и 8 апреля 1950 года Нижинский умер. Вскоре его прах перевезли в Париж и похоронили на кладбище Монмартра рядом с могилой М. Фокина.
Искусство Нижинского до сих пор не забыто. В 1971 году Морис Бежар посвятил его драматической судьбе балет «Нижинский, клоун божий». Существуют многочисленные скульптурные изображения танцовщика. Запечатлено его замечательное искусство и на фотографиях. Не так давно в России вышли из печати его дневники.