Вивальди Антонио
Антонио Вивальди (1678-1741), итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник.
Сейчас кажется невероятным, что имя одного из крупнейших музыкантов конца XVII - начала XVIII веков находилось в забвении почти 200 лет. Только в двадцатых годах ХХ века один итальянский музыковед случайно обнаружил собрание рукописей Вивальди. В нем насчитывалось 19 опер и более 300 инструментальных сочинений, а также большое количество произведений вокальной и духовной музыки. С этого времени и началось возрождение былой славы этого некогда широко известного композитора.
О жизни Вивальди известно не так много. Он родился в Венеции, где его отец служил скрипачом в одном из католических храмов. Он и дал будущему композитору первые уроки игры на скрипке. Поскольку денег на образование мальчика у семьи не было, он был вынужден постричься в монахи. Только при этом условии Антонио смог поступить в одно из училищ, которое готовило музыкантов.
После его окончания в 1703 году Вивальди начал работать преподавателем скрипки в венецианском приюте для сирот и несовершеннолетних девушек. В это время он и начинает интенсивно сочинять музыку, поскольку для обучения воспитанников были необходимы произведения различной сложности.
В училище Вивальди организует хор и оркестр, которые также исполняют его произведения. Поскольку в училище находились лишь девушки, Вивальди начал их обучать игре на небольших инструментах - скрипке, гобое. Постепенно училище было преобразовано в женскую консерваторию.
Светская тональность музыки Вивальди и его жизнелюбие не нравились церковному начальству. Враги даже прозвали Вивальди «рыжим попом». Однако известность молодого композитора и его скромность, а также расположение к нему венецианских властей долгое время защищали его от преследований.
Тем не менее, в 1720 году Вивальди был вынужден покинуть училище, поскольку влюбился в одну из своих воспитанниц, принадлежавшую к знатному венецианскому роду. Формальным же поводом послужил его уход из алтаря во время богослужения, что в то время выглядело как вызов устоявшимся моральным нормам. После лишения Вивальди священнического сана он уехал из Венеции и с тех пор начал жизнь гастролирующего музыканта.
В историю музыки он вошел как создатель жанра инструментального концерта. Именно Вивальди придал ему традиционную трехчастную форму. Из трех концертов он создал и произведение более крупной формы, напоминающее современную симфонию. Одним из первых произведений такого рода было его сочинение «Времена года», написанное около 1725 года. Оно послужило отправной точкой для знаменитой сюиты русского композитора и дирижера П. Чайковского.
Только в 1730 году Вивальди возвращается в Венецию и становится во главе хора и оркестра Венецианской консерватории.
Вивальди стал известен и как крупнейший скрипач виртуоз, обогативший приемы игры на скрипке. Его драматическая манера исполнения сольных скрипичных произведений была впоследствии развита выдающимся скрипачом Никколо Паганини.
Важной составляющей творчества Вивальди было сочинение оперной музыки. Любопытно, что все свои оперы он написал на сюжеты одного и того же автора – драматурга К. Гольдони.