Стилевые взаимодействия
Стилевые взаимодействия
Когда говорит радио, в то время когда кто-нибудь наверху громко включает телевизор, а по соседству играют бит-музыку... я думаю о том, что, может быть, моя задача - закрепить весь этот стилистический калейдоскоп, чтобы суметь что-то отразить из нашей действительности.
(А. Шнитке, композитор)
В стремлении приблизиться к своим природным первоосновам «серьёзные» музыканты всё активнее идут на диалог с массовой музыкой, не только преломляя в своём творчестве народно-песенные интонации (что было всегда), но и, заимствуя особенности тех стилей, которые зародились далеко за пределами академической среды (джаз, рок и т. д.). Это связано и с поисками новых возможностей музыкального звучания, однако не в меньшей степени и со стремлением сделать музыку понятной и узнаваемой для слушателя.
Взаимодействия на уровне стиля - самые очевидные, тем более что стиль объединяет в себе практически весь мир музыкальных звучаний. Стиль - это и музыка различной национальной принадлежности, и то, что было рассмотрено в теме «Виды музыки в современном мире» как «виды музыки», и её жанровое разнообразие, и многое другое. Возникший в последние десятилетия термин «полистилистика» отражает это состояние современной музыкальной практики. Не случайно многие сочинения А. Шнитке, впервые заявившего о полистилистике, представляют собой тонкий сплав различных стилей, в том числе и так называемых «низких», если этого требует художественный замысел сочинения.
Послушайте одно из таких сочинений А. Шнитке, в котором нашли воплощение тенденции к сближению различных «музык». Это «Серенада» для пяти музыкантов, где используется джазовая импровизация и сочетание всевозможных танцевальных жанров - полек, вальсов, фокстротов и т. п. Сам композитор считал это произведение одним из первых полистилистических опытов. Его замысел состоит в том, что различные инструменты исполняют отрывки из киномузыки, причём каждый играет что-то своё. Время от времени эту разноголосицу прерывают колокольные удары - так автор обозначает режиссирующую партию, которая принадлежит ударнику. Однако, несмотря на попытки «режиссёра» упорядочить звучание, оно так и остаётся полистилистичным до самого конца.
Примеры слияния академической и массовой музыки многочисленны и разнообразны. В наше время получили значительное распространение различные виды обработки классической музыки прошлого, направленные на слияние авторских и современных стилевых особенностей. Например, широко известны такие образцы популяризации классической музыки, как различные версии «Времён года» А. Вивальди, произведений И. С. Баха или Л. Бетховена.
Послушайте поп-аранжировку «Бури» из «Времён года» Антонио Вивальди в исполнении Ванессы Мэй – английской скрипачки сингапурского происхождения. В привычное звучание классической музыки эта исполнительница привносит техно-ритмы, тембр электрогитары и т. д., во многом меняющие характер звучания первоисточника.
Сближение происходит и в рамках концертной жизни: речь идёт о творческих дуэтах исполнителей, принадлежащих к разным видам музыкальной культуры.
В своё время огромный успех имел дуэт испанской оперной примы Монсеррат Кабалье и солиста британской рок-группы «Queen» Фредди Меркьюри.
Будучи поклонником таланта легендарной Монсеррат, чья известность ко времени их знакомства приобрела мировой масштаб, Меркьюри посвятил ей свою пьесу «Exercises in Free Love», которую певица впервые исполнила на концерте в лондонском Ковент-Гарден.
Впоследствии сотрудничество артистов продолжилось. Главной песней, которую Фредди Меркьюри записал вместе с Монсеррат Кабалье в 1988 году, стала «Барселона», посвящённая родному городу певицы. Эта песня – лейтмотив Олимпийских игр в Барселоне (1992). На открытии Игр песню должны были исполнить Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье, однако за год до этого события знаменитого певца не стало. На церемонии открытия Олимпиады в Барселоне Монсеррат Кабалье на сцену не вышла.
Послушайте песню «Барселона». В ней исполнители воплощают одну из актуальных идей современной музыки – поиск возможностей расширения не только жанровой, но и её звуковой, интонационной палитры. Дуэт Меркьюри - Кабалье добивается этой задачи путём совмещения двух своеобразных вокальных тембров, носителями которых являются голоса рок-музыканта и оперной певицы.
Дуэт, получивший всемирную известность и признание, одновременно стал символом того, что различные, притом весьма далёкие современные музыкальные стили вполне способны к творческому взаимодействию. Возникают необычные творческие дуэты и ансамбли, создаются аранжировки, рождаются новые музыкальные жанры, соединяя в себе то, что подчас кажется несоединимым. Музыка снова доказывает, что её возможности безграничны.
Таким образом, в последние десятилетия процесс стилевых сближений стал особенно заметным: музыка всё чаще выходит из своих традиционных пределов, вступая во взаимодействия не только с другими видами искусства, но и с другими типами культуры.
* Полистилистика - намеренное сочетание различных стилей в одном произведении.
Вопросы и задания:
- Считаешь ли ты плодотворным взаимодействие различных стилей в современной музыке?
- Можно ли назвать «Серенаду» А. Шнитке примером полистилистического произведения? Какие музыкальные жанры узнаваемы в первой части «Серенады» А. Шнитке?
- Известны ли тебе классические произведения в современной обработке? Какие свойства этих обработок придают классическим композициям более современное звучание (изменение ритма, инструментовки или что-то другое)? Расскажи на примере аранжировки пьесы «Буря» А. Вивальди.
- Почему, на твой взгляд, стало возможным сотрудничество рок-музыканта и оперной певицы? Считаешь ли ты, что результатом такого сотрудничества стал убедительный творческий результат? Объясни свой ответ на примере музыкальной композиции «Барселона».