Романса трепетные звуки
Романса трепетные звуки
Содержание:
- Мир образов, запечатлённый в звуках романса.
- Черты общности и отличия между романсом и песней.
- Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе (на примере романса «Жаворонок» М. Глинки).
Музыкальный материал:
- М. Глинка, стихи Н. Кукольника. «Жаворонок» (слушание, пение).
Характеристика видов деятельности:
- Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
- Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.
- Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов.
Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей....
А. Фет
Один из самых тонких, поэтических вокальных жанров - романс сумел преломить в себе огромный мир музыкальных образов. В романсе выражают себя и счастье, и одиночество, в нём то звучит народная речь и сказочные повествования. Он уносит нас в страну фантастического музыкального Востока, завораживает испанскими ритмами, открывает галерею тонких античных (античный – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян) образов.
Как и песня, романс относится к жанрам вокальной миниатюры, однако его отличает более изысканный поэтический и музыкальный образ. Кроме того, романс - это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением. Песня же может исполняться и хором, и без аккомпанемента.
Романс возник в начале XIX века. В нём отражаются личные интересы человека с его радостями и страданиями, его внутренним миром, полным разнообразных чувств.
Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить новые образы, картины, настроения. В романсе зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав.
Эти образы составляют важную часть вокальной лирики и русских композиторов - Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова.
Огромное влияние на художественный строй романсов оказала русская поэзия. Воспетые ею русские просторы, картины природы, времена года, любовь с её радостями и страданиями - всё звучит в романсе, всё оказывается близким исканиям музыкантов.
Но точно так же мы можем сказать, что эти темы пронизывают всё искусство: разве и в живописи не находим мы те же образы? Гремит колокольчик, мчится тройка, разливаются весенние воды, зацветает сирень… Каждый из этих образов по-своему отражён во всём русском искусстве.
Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в русском музыкальном искусстве.
Послушайте и попробуйте напеть начальные фразы романса М. Глинки «Жаворонок». Сколько в нём проникновенной сердечности, сколько нежной грусти и задушевной теплоты!
Между небом и землёй
Песня раздаётся,
Неисходною струёй
Громче, громче льётся.
Не видать певца полей!
Где поёт так громко
Над подруженькой своей
Жаворонок звонкий.
Ветер песенку несёт,
А кому, не знает…
Та, кому она, поймёт.
От кого – узнает!
Лейся, песенка моя,
Песнь надежды сладкой,
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнёт украдкой…
Ранняя весна, ласковое дыхание земли, поток переливчатых звуков... Всё как будто создаёт радостное и приподнятое настроение, неповторимое ощущение наступающей весны. Но всё же задумайтесь: нет ли в этой радости лёгкого оттенка печали - может быть, оттого, что ещё обнажены земля и деревья, что порой налетает холодный ветер. А может быть, возникающего из-за чего-то, что трудно объяснить словами. Не это ли состояние мечтательной грусти, гениально передал М. Глинка в своей мелодии?
Обратите внимание на фортепианное сопровождение. В нём есть то, что отсутствует в партии голоса, - звонкие трели жаворонка, парящего высоко над землёй.
Вопросы:
- Что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга?
Выберите подходящие характеристики для песни и для романса:
а) отличается простотой;
б) развитый, утончённый жанр;
в) связь с народным творчеством не очевидна;
г) связь с народным творчеством выступает явно;
д) характер мелодии обобщённый;
е) характер мелодии индивидуальный, личный;
ж) используется куплетная форма;
з) часто встречается трёхчастная форма;
и) инструментальное сопровождение богато разработано, его роль в создании образа очень важна;
к) аккомпанемент придаёт звучанию большую полноту, вносит новые выразительные оттенки;
л) может исполняться хором или ансамблем без сопровождения (а капелла). - Какие темы чаще всего привлекали композиторов при создании романсов? Почему композиторы не пишут романсы, например, на спортивную тему?
- Песня уместна и на улице, и на площади. А романс? Почему?
- Задумывались ли вы, зачем композиторы перекладывают стихи на музыку? Зачем стихотворению вторая жизнь? Как вы понимаете следующие строки А. Фета:
Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей ... - Какое настроение передал М. Глинка в романсе «Жаворонок»?
- Правильно ли считать, что сопровождение в романсе только поддерживает певца? Какой инструмент оказался идеальным аккомпаниатором?
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Жаворонок (3 варианта исполнения: БДХ, Н. Копылова и фортепиано), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.