Сибелиус Ян
Ян Сибелиус (8 декабря 1865 г. - 20 сентября 1957 г.), финский композитор.
Ян (настоящее имя - Юхан Кристиан) Сибелиус родился 8 декабря 1865 года в Хяменлинне, небольшом городке на юге Финляндии. Отец его, швед по национальности и военный врач по профессии, умер во время эпидемии холеры, когда будущему композитору было всего два года. В доме Сибелиусов говорили по-шведски, но в восемь лет Юхан по настоянию матери стал учить финский язык - чтобы поступить в финскую школу (таких было в Финляндии немного, поскольку она входила в то время в состав Российской Империи).
Что касается «музыкальных традиций» семейства, то они были весьма богаты. Дедушка Сибелиуса со стороны матери был талантливым скрипачом, а мать и тётка хорошо играли на фортепиано. События музыкальной жизни как родного городка, так и столицы часто становились предметом домашних обсуждений. Сам Юхан начал учиться игре на фортепиано по музыкальным меркам довольно поздно - в девять лет. В пятнадцать лет он решил, что фортепиано ему мало, и замыслил стать скрипачом-виртуозом. Уроки он брал у Густава Левандера, дирижера местного военного оркестра. Вместе с сестрой Линдой (она играла на рояле) и братом Кристианом (виолончелистом) они создали семейное трио, в репертуаре которого была, главным образом, классическая музыка: Моцарт, Гайдн и Бетховен.
Первую пьесу Сибелиус написал в возрасте десяти лет. Да и потом, занимаясь у Левандера, он писал камерные сочинения. Однако мысли стать композитором у мальчика пока не возникало. Более того, он твердо знал, что родные уготовили ему гораздо более серьезное поприще, чем занятия музыкой: будучи старшим сыном и, в отсутствие отца, надеждой и опорой семьи, он должен был стать юристом.
В 1885 году он поступил в Хельсинкский университет на юридический факультет. Одновременно с учебой здесь он посещал Музыкальный институт (позже этот институт был в преобразован в Академию музыки, которая теперь носит имя Сибелиуса), директором которого был тогда Мартин Вегелиус, отнесшийся к одаренному студенту-юристу с большой теплотой. Вскоре Сибелиус поставил крест на юридической карьере и перевелся в Музыкальный институт. Тогда он уже писал музыку - вдохновляясь, втайне от Вегелиуса, поклонника Вагнера, творениями Грига и Чайковского. Окончив в 1889 году институт, он получил государственную стипендию для продолжения образования в Берлине, где его наставником стал А. Беккер, преподававший композицию и теорию музыки. В следующем году молодой композитор направился в Вену, где брал уроки у К. Гольдмарка и Р. Фукса.
Летом 1891 года Сибелиус вернулся в Финляндию. Он уже был обручен с Арно Ярнефельт, дочерью того самого знаменитого генерал-губернатора Ярнефельта, который возглавлял национальное движение в Финляндии. Естественно, наш герой не мог остаться в стороне от того, что волновало его круг. Политик и общественный деятель из него не вышел, однако способ высказаться на тревожившие его темы он нашёл.
Известность пришла к нему в 1892 году после сочинения двух симфонических поэм «Сага» и «Куллерво» по мотивам народного эпоса «Калевала». Эти произведения стали началом формирования финской музыкальной школы. Они получили высокую оценку в среде профессиональных музыкантов и очень быстро стали популярными у финнов, мечтавших избавиться от русского влияния.
В 1899 году Сибелиус написал первую из своих семи симфоний - симфоническую поэму «Финляндия», сразу же воспринятую общественностью как второй национальный гимн. Она исполнялась с успехом по всей Европе, кроме России, где «Финляндия» была запрещена. Спустя год лучшие произведения Сибелиуса прозвучали в Швеции, Дании, Германии, Голландии, Франции и Великобритании, где их исполнил оркестр под управлением Каянуса.
В 1908 году у Сибелиуса обнаружили рак горла. Потребовалось несколько операций. Выступать со своими произведениями он теперь не имел сил. Только в 1914 году он согласился совершить концертную поездку - и не куда-нибудь, а в США. Это турне разбередило душу Сибелиуса, и он уже строил планы, как совершит ещё одно путешествие по США и Европе, но началась Первая мировая война, разбившая мечты не только Сибелиуса, но и многих людей по всему земному шару.
17 июля 1919 года была провозглашена независимость Финляндии. Сибелиус воспринял это событие с энтузиазмом. Но, хотя его теперь во всеуслышание провозгласили «первым композитором страны», он чувствовал, что силы его на исходе, что его музыку побеждает авангард.
После 1926 года композитор не написал ни одного произведения, хотя еще долго публика ожидала от него нового слова, гадая, какую же симфонию преподнесет на сей раз «отец финской музыки». Но Сибелиус так и умер в молчании. Он прожил почти сто лет и скончался 20 сентября 1957 года в Хельсинки.
Хотя композитор прекрасно знал финскую народную музыку, он никогда не включал ее в свои произведения в необработанном виде. Однако мелодии Сибелиуса настолько сильно пропитаны влиянием фольклора, что многие считали их народными. Композитор много ездил с концертами по странам Европы. С большим успехом прошли его выступления в Москве и Петербурге.
Сибелиус не написал ни одной оперы. Наиболее значительное место в его наследии занимают симфонические произведения. Его 7 симфоний - достояние финской музыкальной классики. В одном ряду с ними стоит Концерт для скрипки, соперничающий по красоте и содержательности с лучшими произведениями этого жанра. Популярны и программные сочинения композитора - оркестровая фантазия «Дочь Похьолы», симфонические поэмы «Финляндия», «Туонельский лебедь», созданные по мотивам финского эпоса «Калевала». Крупнейшее сочинение Сибелиуса - симфоническая поэма «Тапиола», написанная на основе сборника Э. Лёнрота «Кантелетар». Её первое исполнение состоялось в 1926 году.