Саульский Юрий Сергеевич
Юрий Сергеевич Саульский (23 октября 1928 г. - 28 августа 2003 г.), советский композитор, автор мюзиклов и балетов, музыки к кинофильмам и спектаклям.
Хотя по образованию Саульский являлся композитором академистом, практически вся его жизнь была связана с джазом. Вместе с тем творчество композитора было на редкость разнообразно, и, возможно, поэтому он лучше других был востребован в современных условиях.
В 1954 году Саульский с отличием закончил Московскую консерваторию по классу композиции и практически сразу начал работать музыкальным руководителем эстрадного оркестра при Центральном Доме культуры железнодорожников, дирижёром которого был Д. Покрасс.
Совместная работа помогла Саульскому определиться в музыкальных пристрастиях. Он понял, что джаз является массовым искусством, у которого существуют свои законы развития. В то время Саульский работал в основном как аранжировщик и пока не решался сочинять собственные джазовые композиции. В оркестре ЦДРИ он впервые выступил как наставник молодых музыкантов, в частности, помог Г. Гараняну, который начинал свой творческий путь.
Стремясь к самостоятельности, через два года Саульский ушёл в оркестр Э. Рознера. Там он впервые выступил в качестве дирижёра, считая, что джазовый композитор обязан не только писать музыку, но и исполнять её с оркестром. Саульский называл искусство импровизации самым значимым качеством джаза.
В 1956 году Саульский стал руководителем собственного коллектива - молодёжного оркестра при Центральном доме работников искусств. Под его руководством оркестр приобрёл известность в Москве. Через год, летом 1957 года, коллектив стал лауреатом Шестого Всемирного фестиваля молодёжи и студентов.
В 1960 году, на волне оттепели, был организован мюзик-холл, и Саульского назначили его главным дирижёром. Наконец он получил практически неограниченные возможности для реализации творческих планов и вместе с режиссёром А. Конниковым приготовил несколько программ.
Но интерес к современным ритмам был истолкован как пропаганда западного образа жизни, и через два года Саульского вынудили уйти. Тогда он вновь организовывает вокально-инструментальный оркестр ВИО-66, в котором объединяет классический джазовый коллектив и вокальную группу.
В отличие от других коллективов, Саульский уделял особое внимание джазовой импровизации. В оркестре впервые проявили себя как музыканты И. Бриль, Н. Бродская, А. Козлов, свою творческую биографию начали М. Кристалинская, В. Толкунова.
Композитору приходилось часто идти на столкновение с властями, но написанные для ансамбля песни и джазовые композиции пользовались успехом у слушателей, поэтому ему разрешали продолжать работать с коллективом. Проработав с ВИО-66 до 1970 года, Саульский целиком сосредоточился на творческой работе.
В конце шестидесятых годов он начал писать песни, работая с поэтами Е. Евтушенко, В. Орловым, Н. Олевым, М. Таничем. Песни «Тополиный пух», «Снежинка», «Дети спят», «Осенняя мелодия», «Чёрный кот» стали первыми советскими шлягерами.
Не меньшей известностью пользовались джазовые композиции Саульского – «Вся королевская рать» и «Джазовый калейдоскоп». Причём в первой он проследил главные этапы развития американского джаза, поскольку считал, что именно он является основой современной музыки.
Саульский работал и в области крупной формы. Он писал музыку для кинофильмов, мюзиклы и оперетты. Его произведения для кино отличались особой лирической тональностью, возможно, поэтому многие песни из кинофильмов входили в репертуар популярных певцов.
Среди наиболее известных мюзиклов – «Сказка о потерянном времени» по пьесе Е. Шварца, «Загадочный нищий» по мотивам повести М. Твена и «Крошка Цахес» по сказке Э. Гофмана.
Особое место в творчестве Саульского занимает музыка к спектаклям «Глазами клоуна» Г. Бёлля, «Старший сын» и «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, «Тень» Е. Шварца. Сюиты, написанные для театра, вошли в репертуар эстрадных коллективов. В начале восьмидесятых годов Саульский написал свой первый балет «Сеньора из Валенсии», поставленный на сценах нескольких театров России.
Кроме сочинения музыки Саульский занимался преподавательской работой на джазовом отделении училища имени Гнесиных. Композитор явился инициатором введения в программу дисциплины «Аранжировка для биг-бенда», а его учебное пособие для средних и высших учебных заведений было признано лучшим учебником по данной дисциплине. С 1996 года Саульский был музыкальным руководителем Московского училища эстрады и джаза.
В Союзе композиторов он возглавлял комиссию по джазовой музыке и неустанно её пропагандировал.
В 1990 году Саульский выступил с новым начинанием, организовав Московский джаз-ангажемент, в который приглашали лучших отечественных исполнителей джаза для выступлений в разных городах страны и за её пределами. В 1998 году оркестр выступал с произведениями Дж. Гершвина, посвятив программу его памяти. Четвёртый международный джазовый фестиваль в Москве собрал лучших исполнителей джаза со всего мира.
В девяностые годы Саульский выполнял обязанности музыкального руководителя ОРТ, иногда выступая и в качестве продюсера музыкальных программ.
Его личная жизнь складывалась неровно, он несколько раз был женат. Старший сын Игорь стал профессиональным музыкантом.