Чюрлёнис Микалоюс Константинас
Микалоюс Константинас Чюрлёнис (10 (22) сентября 1875 г. – 28 марта (10 апреля) 1911 г.), литовский художник и композитор.
Чюрлёнис родился в семье сельских жителей. Его мать Адель-Мария-Магдалене Радманайте была дочерью баварского эмигранта, а отец - сельским органистом. Константинас Чюрлёнис сумел получить начальное общее и музыкальное образование практически самостоятельно. Все его девять детей также были одарены музыкальными способностями, часто выступали вместе, пели в семейном хоре.
Детство будущего композитора прошло в курортной местности Друскининкай. Курортные знакомства позволили Микалоюсу поступить в оркестровую школу в Плунге. Затем он был рекомендован внуку знаменитого политика, дипломата и создателя полонезов М. Огинского, который принял мальчика на службу в качестве ученика, а затем и оркестранта.
Чюрлёнис находился на полном содержании, получал пять рублей в месяц и носил красивую униформу. В оркестре он научился играть на флейте и других инструментах, овладел основами нотной грамоты, впервые начал читать музыкальную литературу. Огинский помог Чюрлёнису поступить в 1894 году в Варшавский музыкальный институт. Шестилетнюю программу учёбы по классу фортепиано Микалоюс прошёл за три года и в 1897 году перешёл в класс композиции.
Сокурсники прозвали Микалоюса «литовским медведем»: он отличался особенной силой и необычайным упорством, овладевая не только музыкальным, но и общим образованием. В то время он интересовался естественными науками, философией и древней историей, математикой и космологией. А кроме того, много читал: от классики до современных авторов.
За четыре года под руководством Э. Носковского Чюрлёнис создал около 25 фуг, среди которых были как крупные произведения, предназначенные для исполнения на фортепиано, так и хоровые, на тексты псалмов.
В институте у Микалоюса завязалась многолетняя дружба с будущим видным польским композитором Э. Моравским. Он влюбился в его сестру, но отец девушки был категорически против брака с никому не известным музыкантом, которому не на что содержать семью. Свои переживания Чюрлёнис отразил в пьесах для фортепиано «Ноктюрн» и «Прелюд», которые появились в варшавском альманахе «Меломан» и стали первыми опубликованными произведениями композитора.
В 1900 году Чюрлёнис принимает участие в конкурсе, объявленном варшавским меценатом М. Замойским, и создаёт первую национальную симфоническую поэму «В лесу». Осенью того же года он становится студентом Лейпцигской консерватории. Молодой музыкант усердно работает, создаёт за восемь месяцев более 20 полифонических произведений (каноны и фуги), струнный квартет, увертюры, прелюды. Но окончить образование Чюрлёнис не смог: после смерти помогавшего ему мецената он лишился материальной поддержки и покинул консерваторию, получив лишь учительский диплом с правом преподавания.
В Германии Чюрлёнис увлекается живописью. Когда в 1904 году открывается Варшавская школа изящных искусств под руководством К. Стабровского, Чюрлёнис записывается в неё вольнослушателем вместе со своим другом Моравским.
В начале ХХ века окончательно формируются национал-демократические взгляды Чюрлёниса, он приобщается к литовскому движению национального возрождения, руководит хором Общества взаимопомощи варшавских литовцев, пишет для литовских начальных школ первый сборник народных песен.
Его творческая деятельность постоянно чередовалась с поисками заработка: ему приходилось зарабатывать на жизнь частными уроками, поддерживая младших братьев и сестёр. Давая уроки, Чюрлёнис познакомился с семьёй Брониславы Вольман, Микалоюс преподавал ее дочери, с сыном посещал Школу изящных искусств. Брониславе Вольман Чюрлёнис посвятил свою симфоническую поэму «Море» (1903-1907).
В 1905 году вместе с семьёй Вольман Чюрлёнис совершил поездку на Кавказ. Летом 1906 года Б. Вольман профинансировала его путешествие по культурным центрам Средней Европы. Он смог посетить Прагу, Дрезден, Нюрнберг, Мюнхен, Вену.
Картины Чюрлёниса привлекают внимание столичных критиков: на выставке работ учеников Варшавской школы изящных искусств в помещениях Петербургской Академии художеств работы Чюрлёниса выделяются среди прочих выставленных произведений.
Художника избирают членом правления Литовского художественного общества. Он решает переехать в Вильнюс, где становится руководителем хора общества «Вильияус канклес», концертирует, пишет статьи, подготавливает Вторую литовскую выставку, на которую представляет 56 работ.
Вильнюсский период считается самым продуктивным в творчестве Чюрлёниса: он создаёт первые живописные сонаты, «Знаки Зодиака». В Вильнюсе он знакомится с молодой писательницей С. Кимайте, вместе они задумывают создать оперу «Юрате» на сюжет литовского предания. Творческие отношения переходят в личные, и в 1909 году происходит бракосочетание Софии и Микалоюса.
Для молодой семьи одним из главных по-прежнему оставался денежный вопрос. Получив рекомендательное письмо к М. Добужинскому, Чюрлёнис едет в Петербург. Он мечтает очутиться в центре художественных поисков российского искусства, заручиться творческой и материальной поддержкой. Добужинский тепло принимает своего земляка и знакомит его с известными художниками А. Бенуа, И. Билибиным, Н. Рерихом. Выставленные в Салоне картины Чюрлёниса производят на всех сильное впечатление, его приглашают участвовать в очередной выставке «Союза русских художников».
Иначе происходило признание Чюрлёниса на родине: его мелодичные напевы казались чужеродными, а критики порой издевались над его картинами. Лишь со временем стало ясно, что пристрастие художника к малым формам не было случайным. Он сумел слить воедино музыку, живопись и поэзию. Осуществлённый им синтез проявился в создании своеобразных живописных поэтических композиций. Горький называл полотна Чюрлёниса «музыкальной живописью».
Картины «Весенняя», «Летняя» имеют подзаголовок «сонаты». Вместе с другими произведениями – «Сонатой моря» и «Сонатой солнца» - они образуют особое пространство, на котором в условной манере, напоминающей манеру письма импрессионистов, возникают причудливые очертания разнообразных предметов («Соната пирамид») и условных знаков (Вселенной).
Чюрлёнис мечтал о создании нового вида искусства - «зримой музыки», где органично слились бы музыкальные формы и их изобразительный аналог. Современники признавали композиционную одарённость Чюрлёниса, однако полагали, что его талант уступает открытиям Н. Меттнера, С. Рахманинова, А. Скрябина.
Не устроившись в Петербурге, Чюрлёнис с женой возвращаются домой, в Литву. Здесь они работают над книгой «В Литве», для которой Микалоюс пишет специальный раздел «О музыке». Творческая деятельность чередуется с публичными выступлениями, заботы о проведении конкурса литовских композиторов - с заказной работой. Однако мастера гнетёт чувство неустроенности, ему нужно и обеспечить семью, ведь жена ждёт ребёнка. Постоянные поиски заработка подтачивают силы Чюрлёниса, и он серьёзно заболевает.
Именно в это время к нему приходит настоящий успех: после выставки в составе «Мира художников» поступают предложения представить свои картины в других экспозициях. Чюрлёниса приглашает «Новое объединение художников», возглавляемое В. Кандинским.
Но в самом расцвете творческой карьеры Чюрлёнис умирает. Его имя превращается в символ нового национального литовского искусства. В России выходит специальный номер журнала «Аполлон», посвящённый творчеству художника. Вскоре в разных городах - в Вильнюсе, Каунасе, Москве, Петербурге - проходят выставки Чюрлёниса. Но трагически прерванный полет уже нельзя восстановить...