Лемешев Сергей Яковлевич
Сергей Яковлевич Лемешев (27 июля (10 июля) 1902 г. - 26 июня 1977 г.), русский советский оперный певец (лирический тенор), оперный режиссёр, педагог, народный артист СССР.
Сергей Лемешев был кумиром нескольких поколений слушателей. Еще при жизни его имя было окружено легендами. Да и в наше время его записи поражают драматической глубиной и техническим совершенством исполнения.
Он родился в небольшом селе Старое Княжево, которое затерялось в глубине Тверской области. Хотя отец Сергея происходил из богатой семьи, ему пришлось самому зарабатывать себе на жизнь тяжелым трудом, поскольку после женитьбы на бедной девушке родители выгнали его из дома.
По примеру многих односельчан старший Лемешев отправился в Тверь, где устроился рабочим на фабрику. Сергей же провел детские годы в деревне. Летом он жил с родителями матери, а зиму проводил в близлежащем имении, где его мать работала горничной.
Именно там он впервые услышал классическую музыку и понял, что обладает абсолютным музыкальным слухом. В возрасте двенадцати лет Сергей стал учеником в сапожной мастерской, принадлежавшей его дяде со стороны матери. Но он прожил в Москве недолго, поскольку началась революция, дядя закрыл мастерскую и перебрался обратно в деревню. Там Сергей, наконец, смог поступить в среднюю школу, где всего за год не только научился читать и писать, но и освоил программу начальных классов.
Один из преподавателей организовал в школе музыкальный кружок, и Лемешев, бывший к тому времени первым в деревне запевалой, стал его активным членом. Тогда-то он и понял, что кроме слуха обладает еще и поставленным от природы голосом. По совету директора школы Сергей даже поехал в Тверь, где его прослушал руководивший местным хором известный педагог и собиратель фольклора Н. Сидельников. Он посоветовал мальчику начать профессионально заниматься пением.
Сергей решил поступать на рабфак при консерватории, но неожиданно был призван в армию и направлен в кавалерийскую школу. Там он также начал заниматься в хоровом кружке и вскоре стал главным полковым запевалой. Однажды его пение услышал дирижер местного театра К. Власов, который сразу же оценил голосовые данные Лемешева и стал заниматься с ним вокалом. Впоследствии Лемешев неоднократно говорил, что именно занятия с Власовым сделали из него певца. После окончания школы он с удивлением узнал, что получил направление не в воинскую часть, а в Московскую консерваторию.
Поскольку выпуск в школе проходил ранней весной, а экзамены в консерваторию начинались только осенью, Лемешев на несколько месяцев остался в Твери, где продолжал заниматься с К. Власовым. Одновременно он подрабатывал статистом в местном драматическом театре.
Осенью 1921 года молодой певец успешно сдал вступительные экзамены в Московскую консерваторию и был принят на вокальное отделение в класс певца и педагога Н. Райского. Кроме того, Лемешев начал заниматься и по классу фортепиано в классе профессора И. Соколова.
Однако занятия в консерватории, целиком посвященные технике пения, уже через год перестали удовлетворять Лемешева. Он понял, что необходимо заниматься и актерским искусством, но в то время в консерватории не обучали драматическому мастерству. Тогда ему пришлось искать частного педагога. Им стала певица Н. Кардян. Она проработала с Лемешевым всего полгода, после чего посоветовала ему поступить в Оперную студию, которую только что открыл К. Станиславский.
Лемешев стал студийцем и уже через год дебютировал в поставленной Станиславским опере П. Чайковского «Евгений Онегин». После первого успешного выступления он был включен в число солистов оперной труппы, которой руководил В. Немирович-Данченко.
В первый сезон коллектив выступал на сценах разных московских театров, и эти выездные спектакли принесли Лемешеву известность в артистическом мире.
Закончив консерваторию, он получил распределение в труппу Большого театра. Но в это же время ему позвонил директор Свердловской оперы и пригласил занять место в его коллективе. Поскольку в Москве Лемешев на первых порах мог рассчитывать только на вторые и третьи роли или, в лучшем случае, на замены в основном составе, он решил принять это предложение.
В январе 1926 года Лемешев уехал в Свердловск и уже через несколько недель вышел на сцену в партии Герцога в опере Дж. Верди «Риголетто». Дебют прошёл настолько успешно, что главный дирижер театра Л. Штейнберг стал вводить Лемешева во все основные партии тенорового репертуара и даже поставил оперу Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» в расчете на его индивидуальность.
В Свердловске Лемешев проработал целый год и прошёл путь от приезжего начинающего певца до основного исполнителя труппы. Но судьба распорядилась так, что уже на следующий сезон певец покинул Свердловск и отправился в Харбин, где только что открылся оперный театр. Им руководил дирижер А. Пазовский. Работа под его руководством стала для Лемешева настоящим университетом.
Позже актер говорил, что два года, проведённые в Харбине, были для него настоящим подарком судьбы. За это время он спел большую часть мирового тенорового репертуара, выступая в таких операх, которые никогда не шли на русской сцене.
Но театр в Харбине неожиданно закрылся, и Лемешеву пришлось искать новое место работы. Приехав в Москву, певец получил приглашение от грузинского дирижера А. Мачабели и отправился в Тбилиси. Там была прекрасная оперная труппа, в которую и вошел Лемешев.
В Тбилиси он близко сошелся с молодым режиссером А. Мелик-Пашаевым. Именно с ним он готовил большинство своих оперных партий. По совету все того же Мелик-Пашаева в 1931 году Лемешев отправился в Москву, узнав о том, что Большой театр объявил конкурс по набору будущих солистов.
Уже после первого прослушивания, на котором присутствовали певцы Л. Собинов, Н. Озеров и Н. Ханаев, Лемешев был принят в театр. Он стал солистом прославленной труппы и был введен во все основные спектакли театра. Его дебют в ГАБТе состоялся 7 сентября 1931 года в опере Чайковского «Евгений Онегин». В этом спектакле партнёршей Лемешева была великая оперная певица В. Барсова. Ей настолько понравилась его игра, что он вскоре стал ее постоянным партнёром.
На сцене Большого театра Лемешев проработал более тридцати лет. Он выступал с многими выдающимися певцами, но именно работу с Барсовой считал наибольшей творческой удачей.
Хотя оперная сцена была главным делом его жизни, уже с начала тридцатых годов он начал интенсивную концертную деятельность. Певец понимал, что без постоянной работы над обновлением репертуара и совершенствования вокальной техники он попадёт в замкнутый круг, ежегодно повторяя одни и те же партии.
На концертах он мог постоянно обновлять репертуар, вводя в него новые интересные вокальные произведения. Так, на протяжении многих лет Лемешев работал над романсами Чайковского и в 1938 году решился на беспрецедентный шаг - спел за один концертный сезон все романсы композитора. Любопытно, что работать над программой Лемешеву помогал актер театра им. Вахтангова Б. Щукин.
В конце тридцатых годов Лемешев начал систематически выезжать на гастроли и шефские концерты. Эту деятельность певец не прекращал до последних дней жизни. В 1940 году он попробовал себя и в кино, снявшись в главной роли в фильме «Музыкальная история». Картина до сих пор пользуется любовью зрителей, но Лемешев больше никогда не снимался.
Во время войны певец стал членом фронтовых бригад и одновременно готовил новые оперные партии, поскольку из-за болезни не уехал в эвакуацию. Выздоровев, он вместе с танцовщиком М. Габовичем организовал спектакли небольшой труппы на сцене филиала Большого театра. Но именно здесь собрались все основные артисты театра - Е. Катульская, Н. Обухова, Н. Ханаев. Лемешев также постоянно выезжал с концертами в госпитали и воинские части. Выступления на открытом воздухе зимой привели к тому, что у артиста открылся туберкулезный процесс в легком. Обычно певцы после этого уходят из искусства. Но Лемешев не мог расстаться с любимым делом. В течение семи лет он пел с одним легким, поскольку на второе был наложен пневмоторакс. Надо сказать, что в вокальном искусстве таких прецедентов больше не известно.
В 1943 году Сергей Лемешев женился на солистке Большого театра И. Масленниковой, и вскоре у них родилась дочь Маша, которая впоследствии тоже стала певицей. Но в 1950 году их семья распалась, и Лемешев женился на певице В. Кудрявцевой. От этого брака у него также была дочь.
После войны он возобновил работу на сцене Большого театра и покинул труппу лишь в 1965 году из-за тяжелой болезни. Однако концертную деятельность великий певец продолжал до последних дней жизни.