Гордеев Вячеслав Михайлович
Вячеслав Михайлович Гордеев (род. в 1948 г.), русский танцовщик и балетмейстер.
Вячеслав Гордеев родился в семье далекой от искусства. Его отец работал инженером на одном из московских заводов. В то время было принято отдавать детей в различные кружки, танцевальные классы и хоры. Мать Вячеслава отдала мальчика учиться танцам в Дом культуры «Красный Октябрь», находившийся в Тушино. Слава настолько увлекся занятиями, что вскоре уже не представлял свою дальнейшую жизнь без танцев.
Через год он поступил в Московское хореографическое училище, выдержав сложнейший конкурс. Педагогом Гордеева был П. Пестов, к которому танцовщик и в дальнейшем обращался за помощью и консультациями. Пестов помог Вячеславу обрести правильную пластику и поразительную четкость техники.
Впервые Гордеев вышел на сцену, сыграв роль одного из детей банкира в «Щелкунчике», а затем ученика школы для цветных в балете К. Караева «Тропою грома» (постановка К. Сергеева).
Вместе с труппой училища он отправился на первые в своей жизни гастроли в Париж и Лондон. Гордеев исполнил несколько номеров, в частности па-де-де из «Пламени Парижа» Б. Асафьева, адажио из «Каменного цветка» С. Прокофьева и вариации Феникса из «Красного мака» Р. Глиэра. Иногда молодого танцовщика трижды вызывали на бис. Журналисты окрестили его «Золотым мальчиком», любимцем публики.
Исполняя партию из «Пламени Парижа», Гордеев сумел со свойственным ему тогда мальчишеским задором передать ее особенности. Аналогичную партию исполнял тогда и знаменитый танцовщик Вахтанг Чабукиани, который делал акцент в основном на силовое решение образа, показывая, что танцовщик может играть в балете самостоятельную роль. Гордеев же сосредоточился на пластике и раскрыл выразительные возможности мужского танца. В дальнейшем ему будет свойственна так называемая диалектика роли, умение прорабатывать партию до мельчайших художественных нюансов и технических тонкостей.
Для выпускного вечера в училище Гордеев подготовил несколько композиций на музыку Б. Асафьева, С. Прокофьева, П. Чайковского. Зрителям особенно запомнился гопак на музыку В. Соловьева-Седого из балета «Тарас Бульба». В нем Гордеев отошел от сложившейся традиции, согласно которой этот номер строили как стилизацию народного танца. Молодой танцовщик исполнил гопак в форме строго академического танца, стилизованного под народную пляску. Его прочтение имело неожиданный эффект: хрестоматийная партия заиграла новыми красками, изменила взгляд на музыку незаслуженно забытого балета.
С 1968 по 1989 год Гордеев танцевал в Большом театре, начав с кордебалета, небольших партий и постепенно перейдя к крупным серьезным ролям. Дебютировав в конце 1968 года в роли Арлекина в «Щелкунчике», он затем поднялся до психологического танца, исполнив партию Базиля в балете Л.Ф. Минкуса «Дон Кихот».
В 1972 году в Москве В. Гордеев получил вторую премию на Всесоюзном конкурсе артистов балета, а через год - первую премию на Международном конкурсе артистов балета.
Он исполнял роли классического и современного репертуара. Уверенная, свободная и отточенная манера танцовщика создавалась в ходе долгих репетиций в классе Большого театра, где его учителями были такие признанные артисты, как А. Варламов и А. Мессерер. Каждая партия требовала огромного напряжения, приходилось заучивать множество движений. Среди ролей, исполненных Гордеевым, можно отметить партии Альберта («Жизель») и Клавдио («Любовью за любовь»), Икара в одноименном балете, Сергея в «Ангаре», Ромео в «Ромео и Джульетте», Солора в «Баядерке», Принца в «Деревянном принце», Юноши в «Шопениане», Зигфрида в «Лебедином озере», Пана в «Вальпургиевой ночи», Дезире в «Спящей красавице» и, наконец, заглавную партию в «Спартаке». Каждый раз ему приходилось доказывать свое право на собственное прочтение роли. О нем говорили как о виртуозном танцовщике, делающем упругие прыжки и четкие вращения.
Это были отличительные особенности его танца. Иногда создавалось впечатление, что свои знаменитые прыжки и вращения Гордеев совершает безо всякого напряжения, что для него они так же естественны, как умение дышать и разговаривать. Несмотря на то что некоторые критики писали об излишне рафинированной манере его исполнения, они не мог ли не признать высоту полетов и чеканную отработку мелких деталей.
В 1975-1985 гг. он выступал в дуэте с Н. Павловой. В этот период Гордеев обретает мягкость, особую грациозность движений. Критики с восторгом писали, что «слава» и «надежда» слились в этом дуэте, став своеобразным символом нового советского балета. В партиях Гордеева и Павловой показывались различные человеческие судьбы, отражались определенные отношения. Выступая в роли своих сверстников в спектакле «Ромео и Джульетта», они изображали изменение разных состояний, от первой влюбленности до серьезных отношений.
Гордеев полагает, что «Партнерство - это не только идеальная физическая отрепетированность, которая с репетицией кончается». Партнеры «должны обладать одинаковым духовным и интеллектуальным уровнем, должны понимать друг друга». Поэтому дуэт Павловой и Гордеева всегда представлял собой диалог, партнеры вели разговор языком танца.
В «Спящей красавице» Гордеев демонстрировал высокие летящие и стремительные прыжки, он не боялся проявить темперамент, страсть. Поддержки казались невесомыми, как будто ускользающими. В партии в «Лебедином озере» дуэт вновь вел свой пластический диалог.
Спустя годы выяснится, что дуэт являлся идеальным только в профессиональном плане. Жесткость и требовательность Гордеева довлели над его партнершей, и спустя несколько лет она не выдержала напряжения. Каждый из них попытался снова устроить свою жизнь. Правда, и после разрыва с Павловой В. Гордеев поставил для нее несколько концертных номеров, представил свое понимание дуэтного танца.
Свою деятельность в качестве балетмейстера Гордеев начал в 1981 году, когда вместе с Б. Барановским поставил на музыку Г. Генделя балет «Встреча Эвридики», где одновременно исполнил и главную партию. Затем последовали постановки «Гусляр» (1982) на музыку В. Кикты, «Память» (1984) на музыку Б. Петрова, «Шаги» (1985) на музыку Ж.-М. Жарра, «Ожившие картины» (1986) на музыку Г. Генделя, И. Баха, В. Моцарта. В «Гусляре» Гордеев продемонстрировал оригинальную поддержку, очертания которой повторили форму гуслей, которую держал в руках музыкант.
Любопытной оказалась постановка под названием «Неожиданные маневры, или Свадьба с генералом» (1989) на музыку Джоакино Россини, где Гордеев проявил себя и как постановщик комедийного жанра. Он считает, что балетмейстер должен уметь работать в любых жанрах и формах, включая дивертисмент.
К середине девяностых годов Гордеев поставил примерно 30 номеров и хореографических композиций, а также несколько одноактных балетов. Он старался использовать музыку тех советских композиторов, которые по разным причинам отсутствовали в репертуаре других театров, и тем самым стремился воскресить забытые имена. Гордеев использовал произведения О. Виноградова, В. Елизарьева, Б. Мягкова, Б. Эйфмана.
После смерти И. Тихомирновой в 1984 году Гордеев становится художественным руководителем и директором московского театра «Русский балет». Он поставил перед собой задачу создать конкурентоспособный театр, поэтому искал новые способы творческого обогащения и самораскрытия, активно использовал имевшийся творческий потенциал, сумел подобрать педагогов высокой квалификации, в частности, привлек к работе своего учителя А. Мессерера. Гордеев создал работающий коллектив, в котором каждый является и солистом, и участником кордебалета.
Вырабатывая единую сценическую манеру коллектива, он стремился не потерять индивидуальность каждого, ему была важна пластичность исполнителей, позволявшая передавать различные чувства и настроения. Гордееву приходилось и разрабатывать танцевальную и пластическую партитуру спектакля, и продумывать сольные вариации и групповые композиции.
Успехи балетмейстера были по достоинству отмечены в 1990 году в Германии, где ему вручили Золотой билет как руководителю ансамбля, на чьих представлениях побывало наибольшее количество зрителей. Ансамбль успешно гастролировал по Европе и Америке.
С 1995 года Гордеев являлся художественным руководителем балетной труппы Большого театра. К тому времени он увеличил состав работающих в ансамбле до 70 человек. Но через несколько лет из-за конфликта с Владимиром Васильевым он оставил прославленную труппу.
Вячеслав Гордеев также закончил вечернее отделение факультета журналистики МГУ и иногда выступает по телевидению с аналитическими обзорами, посвященными современному состоянию балета.