Вертинские Александр Николаевич, Лидия Владимировна, Марианна Александровна, Анастасия Александровна

Александр Николаевич Вертинский

Вертинский Александр Николаевич (9 (21) марта 1889 - 21 мая 1957), русский артист эстрады, певец, поэт, композитор, автор песен, мемуарист.

Вертинская Лидия Владимировна (14 апреля 1923 г. - 31 декабря 2013 г.), русская и советская актриса, художник.

Вертинская Марианна Александровна (род. 28 июля 1943 г.), советская и российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка РСФСР (1991).

Вертинская Анастасия Александровна (род. 19 декабря 1944 г.), советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1988).

Сегодня можно говорить о новом всплеске интереса широкой публики к творчеству актера и певца Александра Вертинского. Его произведения стали настолько популярны, что их начали исполнять даже музыканты, обычно тяготеющие к року: несколько его песен, например, записал А. Макаревич.

О своей жизни Вертинский почти все рассказал в своих песнях, воспоминаниях и письмах.

Детство будущего артиста было не слишком радостным. Отец не мог жениться на его матери, хотя у них уже родилось двое детей, поскольку первая жена не давала развода. Внуков пришлось усыновить деду, а после смерти родителей брат и сестра вообще оказались в разных семьях у родственников матери и долгое время ничего не знали о судьбе друг друга.

Они встретились спустя много лет, когда уже выросли, оба стали артистами и играли в различных труппах. Однако их совместная жизнь продолжалась недолго: позже, во время войны, сестра Вертинского погибла, по слухам, от передозировки кокаина.

Сам же Александр последовательно и достаточно настойчиво шел к своей будущей профессии. В гимназические годы он больше предпочитал посещать различные «действа», одинаково часто ходил и в церковь, и в театр. Ведь он вырос в Киеве, который славился своими культурными традициями и куда в то время приезжали многие знаменитости - Д. Ансельмо, Л. Собинов, Ф. Шаляпин.

Постепенно Вертинский становится одним из представителей так называемой «богемы». Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, он берется за любую работу: продает открытки, грузит арбузы, работает корректором в типографии. Но позже в книге воспоминаний «Дорогой длинною ... » он не скажет об этом ни слова.

Вспоминая свою жизнь, Вертинский только будет подробно анализировать, почему его так тянуло на сцену. В то время ему мешало многое - природная застенчивость, неумение произносить букву «р», однако впоследствии он постарался обратить этот свой недостаток в достоинство и научился очень своеобразно грассировать.

Постепенно Вертинский обрел также собственный неповторимый стиль выступлений, основанный на особенностях его говоряще-поющего голоса. Каждую песню он превращал в небольшую пьесу с законченным сюжетом и одним-двумя героями. Их образы были лаконичны, намечены отдельными, запоминающимися штрихами.

«Дитя двадцатых годов», Вертинский впервые появился на эстраде в 1915 году, воспевая одиноких бедных деточек, кокаином распятых на мокрых бульварах Москвы. Он начал с выступлений в костюме Пьеро, от которого постепенно осталась лишь загримированная белоснежная маска-лицо и ярко-алые губы.

Вначале Пьеро был традиционно белым, но через некоторое время Вертинский сделал его костюм черным. Со временем он отказался и от него, выходя на эстраду в цилиндре и черном фраке с ослепительно белой манишкой и в лаковых туфлях. Контрастное сочетание черного и белого придавало его образу особую элегантность, и даже загадочность.

Видимо, от стилистики костюма Пьеро и произошла удивительная игра рук артиста: каждый жест не просто дополнял слова, но сам по себе нес самостоятельную нагрузку. Маленькие песни Вертинского назывались «ариетками» или «печальными песенками Пьеро». И самого артиста поначалу называли русским Пьеро.

Еще до революции к Вертинскому пришла известность, а затем и слава. Его песни не просто нравились - их запоминали и передавали из уст в уста. У него было множество поклонниц, и он с легкостью завязывал романы.

Судьба Вертинского резко изменилась в двадцатые годы. Как и многие другие деятели русской культуры, он не принял революцию, и ему пришлось эмигрировать. Певец покинул Россию в ноябре 1920 года и поначалу оказался в Греции, где купил греческий паспорт и только потом поехал дальше. Наличие иностранного паспорта выводило его из категории русских эмигрантов и давало возможность работать. Вместе с Ф. Шаляпиным, И. Мозжухиным, А. Павловой, которых один из критиков позже назвал «детьми Серебряного века», Вертинский постепенно завоевал зрителя сначала в Европе, а затем и за океаном. Но тематика его песен изменилась. Если до революции он пел о разных экзотических странах, то теперь его музой стала ностальгия по прошлому. Он поет не о радости души, а о спасении России.

С 1923 по 1927 год Вертинский жил в Польше и постоянно ездил с гастролями по всей Европе. В Сопоте он познакомился с девушкой Ирен, и вскоре она становится его женой. Правда, брак их продолжался недолго. Из Польши Вертинский перебрался во Францию, а затем отправился в США. После удачных гастролей он снова вернулся во Францию, но не остался там надолго, перебравшись оттуда в Китай. Там он женился второй раз, и вскоре у него родилась дочь. Чтобы прокормить семью, артисту пришлось много работать - давать по два концерта в день. Естественно, что в эти годы творчество Вертинского сильно изменилось.

Изменились и его песни. Они превращаются в маленькие баллады. Если раньше его героями были капризные дамы в шикарных манто и клоуны, лорды и бродяги, пажи и кокаинисты, то теперь ими становятся обычные люди. Они неутомимо стремятся к счастью и искренне горюют, потерпев неудачу. В тридцатые годы и годы войны он начинает сочинять песни и на стихи советских поэтов.

Все долгие годы эмиграции Вертинский стремился вернуться в СССР. Он обращался с письмами к Войкову и Луначарскому. Однако все его патриотические настроения неизбежно разбивались о прозу жизни. История возвращения Вертинского в СССР достаточно сложна и драматична. Он несколько раз подавал прошение, но ему отказывали в выдаче визы и паспорта. В 1937 году артисту разрешают вернуться, но без жены, а потом и вовсе отменили разрешение в связи с начавшимися репрессиями.

Видимо, его возвращение в 1943 году, когда война еще не кончилась, должно было символизировать сплоченность советского народа в борьбе с немецким фашизмом. Вертинский вернулся не один, а с семьей, которую нужно было обеспечивать.

Еще не закончилась война, но люди продолжали жить и уже думали о мире. Поэтому песни Вертинского оказались близки и понятны широкой публике. Он пел для раненых и сирот, колесил с концертами по всей стране, проехал и по Сибири, и по Средней Азии. После войны артист продолжил сниматься в кино.

Лидия Владимировна ВертинскаяПриход Вертинского в кино можно, пожалуй, считать случайным. Вначале он играл в немом кино, дебютировав в 1912 году в роли ангела в фильме «Чем люди живы», вероятно, просто ради заработка и из-за любопытства. Поэтому несколько лет состоял на различных подсобных работах при съемочных группах в ателье А. Ханжонкова, исполняя в основном небольшие роли.

Но даже если признать верной версию, изложенную в справочнике «Актеры советского кино», что Вертинский снимался в основном в эпизодах, все равно получится, что на его счету будет более десятка подобных ролей. Среди них чаще отмечают те, что сыграны в фильмах 1916 года, - таинственного бродяги Анатоля Северака в картине «Король без венца» и антиквара в картине «От рабства к воле».

В эмиграции актер снимался, по его собственному признанию, в немецких и французских лентах, отчасти благодаря протекции И. Мозжухина. Однако, несмотря на неоднократные предложения, Вертинский не сделал карьеру в Голливуде, поскольку не знал в достаточной степени английского языка.

В России в пятидесятые годы использовали его характерную внешность и, по мнению кинематографистов, врожденный аристократизм, который Вертинский с блеском продемонстрировал в роли князя в известном фильме 1954 года «Анна на шее». Но для того чтобы сняться в фильме «Заговор обреченных» в роли кардинала Бирнча, ему пришлось глубоко вживаться в далекий от его творческого амплуа образ. Запоминается и работа актера в фильме «Великий воин Албании Скандербег», где он сыграл роль дожа Венеции.

Практически нереализованным остался талант Вертинского как чтеца. Он знал множество стихов наизусть, цитировал всегда много и к месту, любил играть с близкими ему людьми в своеобразную игру - «Откуда это».

Лидия Вертинская в роли птицы ФениксВ эмиграции Вертинский не нажил состояния, поэтому в 55 лет пришлось начинать все сначала, давать по 24 концерта в месяц, ездить по всему Советскому Союзу, где не всегда создавались необходимые условия для выступлений. Вместе с новыми темами в его песнях звучали и старые мотивы - экзотика, тоска по прежней жизни, жажда новых ощущений.

Но все равно Вертинский чувствовал себя свободным, потому что был востребован. Он работал до последнего дня жизни и умер на гастролях, неожиданно, очевидно от сердечной недостаточности.

От отца обе дочери - Анастасия и Марианна – унаследовали некую особую утонченность, изящество и тонкую психологическую игру. От матери, которая тоже была актрисой, но в основном посвятила свою жизнь мужу и семье, - большие романтические глаза и удивительный взгляд. Достаточно вспомнить такую проникновенную работу Лидии Вертинской, как роль птицы Феникс в картине «Садко». Снималась она и в фильмах «Дон Кихот», «Новые похождения Кота в сапогах», «Киевлянка». Зрители помнят в ее исполнении и злодейку Анидаг в «Королевстве кривых зеркал».

Вместе с мужем она стремилась дать дочерям всестороннее образование. Поэтому обязательными были занятия музыкой и языками. Все это впоследствии скажется на их творчестве. Обе актрисы отличаются оригинальным талантом и большим трудолюбием. Каждую новую роль они осваивают до мелочей, стараются прочитать и изучить всю существующую литературу и другие источники, если речь идет о классических постановках, - ведь и Анастасия, и Марианна посвятили свою жизнь театру.

Александр Вертинский с дочками - Анастасией и МарианнойПравда, Вертинский совсем не хотел, чтобы его дочери становились актрисами, поскольку считал, что это слишком тяжелый хлеб. И, тем не менее, именно отец стал для девушек примерам для подражания и тем образцом, по которому они строили свою творческую жизнь.

Не хочется выделять какую-либо из дочерей Вертинского. Обе они одинаково талантливы, их творческая судьба тоже складывалась достаточно ровно, даже по количеству ролей их «Послужной список» примерно одинаков. Но так получилось, что о младшей, Анастасии Александровне, пишут больше.

Поэтому расскажем об Анастасии Вертинской. Как и старшая сестра, она окончила Театральное училище им Б. Щукина и стала актрисой Академического театра им. Евг. Вахтангова. Но если Марианна сохранила верность этому театру и была одной из четырех Турандот в легендарной постановке (после известной актрисы Ю. Борисовой), Анастасия, если можно так сказать, отправилась в свободное плавание.

Вначале она становится актрисой театра «Современник», где работала начиная с 1968 года, а затем переходит во МХАТ и работает в этом прославленном театре с 1970 по 1991 год.

Однако всесоюзную известность Анастасия Вертинская получила все-таки не в театре, а в кино. Молодая актриса очень понравилась зрителям после первой же своей роли в кино. Образ робкой, хрупкой, беззащитной Ассоль в «Алых парусах» стал одной из ее актерских ипостасей.

Не менее запоминающимися оказались и следующие работы актрисы. В 1961 году она сыграла прекрасную Гуттиэрэ в фильме «Человек-амфибия», через три года зрители снова встретились со своей любимой актрисой в роли Офелии в фильме «Гамлет», потом она сыграла Лизу Болконскую в «Войне и мире», Кити в «Анне Карениной».

Анастасия Александровна ВертинскаяОт фильма к фильму росло мастерство Вертинской. Если вначале критики, анализируя ее работу в кино, прежде всего, отмечали выигрышные внешние данные актрисы, то скоро начали говорить о том, что она обладает большим драматическим талантом. Вертинская буквально покорила всех своим исполнением роли Моны в фильме 1978 года «Безымянная звезда», в 1980 году она так же блестяще исполнила роль Джеммы в фильме «Овод». Так постепенно А. Вертинская перешла от романтических образов к драматическим, хотя и в них преобладало ее романтическое начало, отчего ее героини становились еще более беззащитными и привлекательными.

Анастасия Вертинская была заметна даже в небольших эпизодических ролях, над которыми работала с такой же самоотдачей, с какой привыкла относиться к любой работе. Зрители помнят актрису и по фильму «Не горюй!», где она играла небольшую роль Мери Цинцадзе, и по картине «Тень», где исполнила роль Луизы. В фильме «Двенадцатая ночь» Вертинская снялась в роли Оливии.

В восьмидесятые годы она уже снималась меньше. Актриса появилась на экранах лишь в роли Герцогини в фильме «Житие Дон Кихота и Санчо» (1986), а в 1988 году сыграла роль феи Морганы в фильме «Новые приключения янки при дворе короля Артура». Вертинская с одинаковым успехом играет и современные, и классические роли, однако ей все-таки больше приходится создавать образы прошлых эпох. Поэтому она в совершенстве освоила искусство перевоплощения и со временем выработала свой оригинальный стиль. В ее движениях нет ничего лишнего, они выразительны, пластичны, точны.

Вертинская пришла в кино, когда у нее еще практически не было никакого опыта, поэтому приходилось учиться, что называется, по ходу дела. Но надо сказать, что ей повезло в творческой жизни. Она снималась вместе с ведущими мастерами советского кино. И сегодня с благодарностью вспоминает тех, кто помог ее становлению как актрисы, кто терпеливо объяснял рисунок роли, - Г. Козинцева, И. Смоктуновского, М. Козакова, А. Эфроса. А некоторое время спустя Вертинская уже сама щедро передавала свой творческий опыт молодым актрисам.

Марианна Александровна ВертинскаяЕе драматический талант в полной мере проявился в фильмах девяностых годов - «Жажда страсти» (1991) и «Завещание Сталина» (1993).

В отличие от кино, в театре ее творческие возможности реализовались далеко не так полно и не так последовательно. Правда, и здесь Анастасии Вертинской приходилось играть самые разные роли: и безымянных героинь вроде девушки в толпе, Ирины в спектакле «С любимыми не расставайтесь», и женщины с ребенком в «Эшелоне», и некоторые более значимые роли, как, например, Валентины в спектакле «Валентин и Валентина» или Дорины в «Тартюфе».

Но главным автором для Анастасии Вертинской всегда оставался Чехов. Она сыграла в «Современнике» Раневскую в «Вишневом саде», несколько лет шла к роли Нины Заречной. В «Современнике» эта ее роль осталась практически незамеченной, зато вариант, созданный затем на сцене МХАТ, уже считается почти классическим. Анастасия также сыграла Елену Андреевну в «Дяде Ване». Правда, сама она считает, что полностью реализоваться в театре ей не удалось, поскольку в то время вся сцена была отдана актерам старшего поколения.

Анастасия Вертинская обладает богатым творческим потенциалом, который требует выхода, поэтому она пробует себя и в других видах творчества, в том числе на телевидении. Вертинская придумала и реализовала телевизионный проект под названием «Золотое сечение», который состоял из цикла передач, посвященных самым известным деятелям в разных видах искусства, культуры, общественной жизни не только России, но и всего мира. Передачи задуманы так, что их герои сами рассказывают о себе в интервью Вертинской. В одной из них она встретилась с Ж. Сегела, законодателем рекламы в Париже, создавшим имидж М. Горбачева и Ф. Миттерана. Однако после успешного начала программу сняли с эфира, поскольку руководство ОРТ предпочитает зрелищные программы интеллектуальным.

Личная жизнь Анастасии Вертинской сложилась вполне благополучно, хотя она была замужем не один раз. В браке с Никитой Михалковым она родила сына Сергея, который теперь успешно занимается кинобизнесом.

Закончить эту статью хочется стихотворением Александра Вертинского, посвященного своим дочкам...

Доченьки...

У меня завелись ангелята,
Завелись среди белого дня!
Все, над чем я смеялся когда-то,
Все теперь восхищает меня!
Жил я шумно и весело — каюсь,
Но жена все к рукам прибрала.
Совершенно со мной не считаясь,
Мне двух дочек она родила.

Я был против. Начнутся пеленки...
Для чего свою жизнь осложнять?
Но залезли мне в сердце девчонки,
Как котята в чужую кровать!
И теперь, с новым смыслом и целью
Я, как птица, гнездо свое вью
И порою над их колыбелью
Сам себе удивленно пою:

«Доченьки, доченьки, доченьки мои!
Где ж вы, мои ноченьки, где вы, соловьи?»
Вырастут доченьки, доченьки мои...
Будут у них ноченьки, будут соловьи!

Много русского солнца и света
Будет в жизни дочурок моих.
И, что самое главное, это
То, что Родина будет у них!
Будет дом. Будет много игрушек,
Мы на елку повесим звезду...
Я каких-нибудь добрых старушек
Специально для них заведу!

Чтобы песни им русские пели,
Чтобы сказки ночами плели,
Чтобы тихо года шелестели,
Чтобы детства забыть не могли!
Правда, я постарею немного,
Но душой буду юн как они!
И просить буду доброго Бога,
Чтоб продлил мои грешные дни!

Вырастут доченьки, доченьки мои...
Будут у них ноченьки, будут соловьи!
А закроют доченьки оченьки мои —
Мне споют на кладбище те же соловьи.

(1945)

Композиторы и исполнители