Васильев Владимир Викторович
Владимир Викторович Васильев (род. 18 апреля 1940 г.), русский и советский танцовщик и артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссёр и актёр, педагог. Народный артист СССР (1973). Лауреат Ленинской (1970) и Государственных премий СССР (1977), РСФСР им. братьев Васильевых (1984) и имени М. И. Глинки (1991)... Почётный профессор МГУ, действительный член Международной академии творчества и Академии российского искусства, секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.
Жизнь балетного артиста коротка. Редкие исполнители продолжают активную деятельность после своего пятидесятилетия. Но Васильев получил практически неограниченную возможность для творчества - до недавнего времени он руководил балетом Большого театра. Можно сказать, что он шел к этому всю жизнь.
Внешне его жизнь небогата яркими событиями. После окончания хореографического училища, где педагогом Владимира был известный танцовщик М. Габович, он был принят в труппу Большого театра и проработал в нем всю свою жизнь. Васильев дебютировал в партии Данилы-мастера в балете С. Прокофьева «Каменный цветок». Ее хореографическое решение было сделано Ю. Григоровичем в расчете на яркую, раскованную пластику Васильева. Свободные движения артиста на грани между традиционным и народным танцем определили его амплуа как исполнителя с ярко выраженной русском спецификой.
Однако после блестящего выступления в балете Р. Щедрина «Конек-Горбунок» Васильев резко меняет стилистику своего танца и создает пропитанным восточной экзотикой образ Меджнуна в балете «Лейла и Меджнун» С. Баласаняна. Хореография знаменитого балетмейстера К. Голейзовского была построена на медленных и плавных движениях, напоминавших позы на восточных миниатюрах.
Одновременно с новыми постановками Васильев осваивал партии классического репертуара. В каждом из них были и новые элементы, связанные с его индивидуальностью. Так, в знаменитую хореографию балета И. Стравинского «Петрушка», сделанную М. Фокиным в начале ХХ века, Васильев ввел подчеркнутую кукольность своего героя. Для этого он имитировал движения механической куклы.
Тогда же Юрий Григорович обратил внимание на скрытые режиссерские способности Васильева. Вместе они создали несколько больших работ, каждая из которых стала своеобразным открытием. В образе Щелкунчика с помощью движений и мимики Васильев показывает превращение своего героя из куклы в живого человека.
Обычно танцовщиков принято разделять на героических и романтических. Васильев же одним из первых начал сочетать оба этих амплуа.
Высшим достижением артиста на сцене Большого театра стал образ Спартака в одноименном балете А. Хачатуряна. Внешне танец Спартака кажется далеким от классической хореографии. Однако за невероятными прыжками, вращениями, своеобразными взлетами скрывается глубокое освоение артистом возможностей классического танца. Для этого Васильев меняет традиционные сочетания поз и отдельных движений. Эти качества Васильева как артиста и стали залогом его постоянных побед на конкурсах артистов балета. Он участвовал в них более десяти лет подряд и неизменно завоевывал первые места.
С 1971 года Васильев начал работать и как балетмейстер. Правда, его первый опыт, балет «Икар» на музыку М. Слонимского, оказался не очень удачным. Васильев перегрузил его массовыми сценами и излишней драматургией.
Возможно, поэтому в последующие десять лет он практически ничего не ставил, за исключением небольших номеров. Среди них следует, прежде всего, назвать миниатюры «Чарующие звуки», балетные зарисовки по произведениям А. Торелля и В. Моцарта.
Однако Васильев не оставлял мысли о будущих постановках. Эти размышления постепенно привели артиста к интересным интерпретациям произведений литературы. Васильев поставил балет «Анюта» на сюжет рассказа А. Чехова «Анна на шее» и «Дом у дороги» по поэме А. Твардовского с великолепной музыкой А. Петрова. В некоторых постановках Васильев сыграл главные роли.
Со временем он стал все реже танцевать, а потом и полностью перешел к педагогической и общественной деятельности. Событием стало назначение Васильева на пост художественного руководителя Большого театра.
Правда, первой его работой в новом качестве стала яркая гротескная роль мачехи в балете С. Прокофьева «Золушка». До этого времени Васильев много лет танцевал роль принца, считаясь одним из лучших исполнителей. Теперь же он появился в женской одежде, причем пластика его движений изменилась настолько, что зрители вначале и не догадались, в какой же роли выступает их любимый артист.
Васильев, кроме творческих, стал обременен и финансовыми проблемами театра. При нем, наконец, решился вопрос о реконструкции здания, которая началась с весьма масштабного проекта - строительства второй сцены, предназначенной для балетных спектаклей. Однако очередные реформы в Большом Театре привели к тому, что Васильев был освобожден от своего поста.
В конце 1996 года он удивил всех новой постановкой балета П. Чайковского «Лебединое озеро». Артист не побоялся отступить от классического решения и создал практически новый спектакль на известную музыку. Как и любая новаторская работа подлинного мастера, она сразу же вызвала ожесточенные дискуссии. Однако среди множества самых разноречивых мнений все-таки доминировала одна общая мысль: каждый мастер вправе читать классику по-своему в соответствии с запросами времени.
Второй большой работой Васильева уже на оперной сцене стала новая версия оперы Дж. Верди «Травиата». Однако эта работа была вызвана необходимостью: приглашенный для постановки итальянский режиссер Ф. Дзеффирелли не смог приехать в Москву. И Васильев впервые для себя расширил свой творческий диапазон, выступив уже не только как балетный, но и как оперный режиссер. Позже он заявил журналистам, что стремился сделать свою версию известной оперы не похожей ни на какую другую.
Долгие годы рядом с Васильевым находилась удивительная женщина, его жена и партнерша, Екатерина Максимова. Вместе с ней он снялся в картине «Жиголо и Жиголетта», где одновременно являлся и сорежиссером.
В последние годы Максимова тоже выступала как режиссер, и даже снимала художественные фильмы. Впрочем, Васильев тоже не всегда был замкнут на Большом театре. Он является постановщиком ряда театральных спектаклей, в частности, рок-оперы «Юнона и Авось» в «Ленкоме».