Что может изображать хоровая музыка

Что может изображать хоровая музыка

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 15

Тема: Что может изображать хоровая музыка.

Цели урока: раскрыть смысл воздействия хоровой музыки на культуру в целом и её влияние на слушателя.

Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, репродукции картин.

Ход урока:

Организационный момент.

Звучит фрагмент из симфонии № 9 Л. В. Бетховена «Ода к радости».

Запись на доске:

«Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!»
                                                               (И. Шиллер)

- Ребята, прочитайте внимательно эпиграф к нашему уроку. Эти слова взяты из симфонии № 9 Л. В. Бетховена. Да-да, не удивляйтесь, именно из симфонии. Хотя симфония - музыка инструментальная, которая написана для симфонического оркестра, но эта симфония особенная: чтобы показать мощь и единство людей, Бетховен в заключительной части вводит хор.

Девятая симфония Бетховена – величайшее произведение композитора, известное и любимое во всем мире. В этом отрывке звучат голоса солистов и хор, поющий великолепные слова поэтического текста И. Шиллера «Оды к радости». Вполне понятно, почему именно эта мелодия принята в настоящее время в качестве гимна Европейского Союза.

Сообщение темы урока.

- Мы продолжаем разговор о хоровом пении.

Работа по теме урока.

1. Влияние духовной музыки на творчество.

Обращение к церковным жанрам и текстам свидетельствовало об огромном влиянии духовной музыки на светское композиторское творчество. Это влияние обнаруживало себя и в таких далёких от литургической традиции жанрах, как опера, симфония, инструментальный концерт.

Звуковые образы древнерусского пения запечатлены в концертах и симфонических произведениях С. В. Рахманинова, в оперных сценах «Бориса Годунова» и «Хованщины» М. П. Мусоргского, «Псковитянки» Н. А. Римского-Корсакова.

2. Слушание музыкального произведения.

Китеж (Китеж-град, Кидиш) - мифический чудесный город, который согласно русским легендам, спасся от войск Батыя во время татаро-монгольского нашествия в XIII веке благодаря чудесному свойству быть невидимым.

То были времена, не лучшим образом приспособленные для мирного существования. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники — за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия.

В 1237 году на территорию Руси вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя. Батый услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вёл татар предатель Гришка Кутерьма.

В тот страшный день неподалёку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан. Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!».

Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелёк — он бьёт до сих пор.

Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооружённой и организованной армии Батыя — это верная гибель. Тем не менее, без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием, а также иконами и крестами в руках. Люди молились с вечера и всю ночь напролёт. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.

И свершилось чудо: зазвонили вдруг церковные колокола, затряслась земля, и на глазах изумлённых татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.

Поражённые мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведённый таинственной силой.

Город же исчез. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение церковных маковок и белокаменных стен в водах озера Светлояр.

Только истинно верующий достоин слышать перезвон его колоколов. Град Китеж. Город-легенда. До сих пор множество православных христиан собирается, чтобы совершить паломничество на озеро, в глубинах которого якобы покоится легендарный город. Прошли столетия, но люди все равно стремятся сюда. Они верят в то, что Китеж стоит на дне озера, и вера их непоколебима.

Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушёл под воду, кто-то — что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым.

- Откройте учебник на стр. 97, прочитайте текст.

«Свою предпоследнюю оперу, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», сам Римский-Корсаков называл «литургической оперой». В основе ее сюжета лежат древние сказания о чудесном спасении града Китежа от нашествия татар - погружении его под воды озера Светлояр, а также сказание о Петре и Февронии Муромских. В музыке оперы слышны отзвуки и интонации обиходных песнопений, молитв, духовных стихов, слышен перезвон церковных колоколов.

С жанрами и звуковыми образами православной службы связаны драматургически важные моменты оперы - молитва Февронии «Боже, сотвори невидим Китеж град», звон колоколов церквей отражённого в озере невидимого града. Неторопливо, скорее, по законам литургии, чем по законам театрального спектакля развивается действие оперы. Все это произвело сильнейшее впечатление на современников, поражённых христианской поэтикой оперного творения Римского-Корсакова» - так описывает исследователь древнерусского певческого искусства Ю. Артамонова образные истоки одной из вершин русской оперной классики – «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова.

- Как называл Н. А. Римский-Корсаков свою предпоследнюю оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»? (Н.А. Римский-Корсаков называл свою оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» литургической.)

- Что лежит в основе её сюжета? (В основе сюжета этой оперы лежат древние сказания о чудесном спасении города Китежа от нашествия татар, благодаря погружению под воды озера Светлояр. Вся музыка этой оперы как будто пропитана интонациями духовных песнопений, звоном колоколов, молитв, духовных стихов. Само действие оперы развивается скорее по законам литургии, нежели театрального спектакля.)

Слушание. Н. А. Римский-Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Оркестровой переход ко II-й картине - Вхождение в невидимый град. Звон успенский. Райские птицы.

Далее проводится беседа о прослушанной музыке.

- Зарубежная хоровая музыка также в значительной степени выросла из церковного пения. Отличие ее от хоровой русской музыки, очевидное даже для неподготовленного слушателя, проистекает из очень многих причин, прежде всего - из различия между православной верой и католической.

Каждая традиция в течение многих веков выработала свои собственные взгляды на церковную службу, на архитектуру храмов, на отношение к тексту, на музыкальные и певческие правила... Особенностью зарубежной культовой музыки является её инструментальное сопровождение, в то время как православная певческая культура носит строго вокальный характер.

Первым церковным инструментом был орган, поддерживающий хоровое пение, а затем, начиная с эпохи Возрождения, ввели инструментальное ансамблевое сопровождение.

Развитие хоровой музыки долгое время протекало в неразрывной связи с текстами Священных писаний – Библии и Евангелия. Величайшие мастера хоровой музыки И. С. Бах, О. Мессиан, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, И. Брамс - видели в христианских идеях средоточие всей мудрости и всей нравственности человечества, вечную непрерывающуюся жизнь духа. Страницы их хоровых сочинений озарены светом высокой веры, музыка устремлена ввысь, подобно линиям собора. Такая устремлённость церковного искусства, его освобождённость от всего житейского, суетного составляет главный смысл христианской культуры, которая учит человека ценить и любить как высший дар эту способность своей души к воспарению.

3. Работа с учебником.

- Прочитайте стихотворение Максимилиана Волошина на стр. 99, рассмотрите фотографию внутреннего вида собора Сен-Шапель в Париже, рассмотрите репродукцию картины Клода Моне «Руанский собор в полдень».

Плавны, как пение хора,
Прочь от земли и огней
Высятся дуги собора
К светлым пространствам ночей...
В горний простор, без усилья
Взвились громады камней...
Птичьи упругие крылья -
Крылья у старых церквей.

«Хорал» - немецкое слово, означающее хоровое песнопение. Мелодии хоралов отличаются простотой и строгостью, намеренной обезличенностью, объективностью. Тексты были взяты в основном из Библии и во всей Европе пелись на латыни.

Послушайте хорал Оливье Мессиана - выдающегося французского композитора, с именем которого связаны прекрасные страницы духовной музыки.

Слушание. Оливье Мессиан. Хорал «Святой праздник». Фрагмент.

Художественные возможности хоровой музыки огромны. Она породила такие глубокие и сложные в образно-содержательном плане жанры, как месса, страсти, кантата, оратория. В них выражен огромный диапазон художественных образов - христианская вера и природа, человеческая личность и драматичность судьбы.

Хор напоминает совершенный многоголосный инструмент. Ему доступны все средства музыкальной выразительности. Хоровое звучание может передать тончайшие оттенки чувств, воплощённых в музыке, способно нарисовать живописные музыкальные картины.

По своей манере пения хоровые коллективы отличаются друг от друга. Хоры, исполняющие классическую музыку и современные произведения, поют «прикрытым», «округленным» звуком. Народные хоры поют в особой манере, так называемым «открытым» звуком (показ).

Хор присутствует и в опере, которая никогда не обходится без массовых сцен. В зависимости от сюжета, темы, сцены хор проявляет себя по-разному. Он может звучать как многоголосная лирическая песня, например хор «Улетай на крыльях ветра» из оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь», как торжественный гимн - в опере «Жизнь за царя» Михаила Ивановича Глинки (хор «Славься»).

Иногда хор становится выразителем больших идей. Известна роль хора в опере Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», которым сам композитор дал определение народных музыкальных драм. Потрясающие по силе воздействия хоровые сцены у Мусоргского не только насыщены действием, они достоверны, зримы, реальны. Ни в каком другом искусстве нет возможности так достоверно, зримо, реально выразить характер, силу, самобытность народа, его историю и эпос и так же легко обрисовать слепоту и глупость толпы.

4. Выразительные возможности хоровой музыки.

- Шло время, и хоровая музыка обретала всё более самостоятельную роль. Композиторы открывали новые возможности хоровой выразительности, связанные не только с церковной службой, как в духовной музыке, и не только с драматургическим развитием сюжета и характеристикой образов, как в опере. Выразительные возможности хоровой музыки стали развиваться и в том направлении, которое связывалось с усилением её изобразительных средств: ведь изначально хоровая музыка таила в себе богатый запас изобразительных возможностей.

Каковы эти возможности? Прежде всего, отметим соборное звуковое пространство, подвластное хоровому звучанию: пространство собора для церковного пения или пространство природы - для народного. Такое пространство заполняется не сплошным потоком звучания: в этом потоке различаются регистры и тембры, низкие голоса и высокие, громкие звуки и тихие.

Иногда к хору присоединяется орган или оркестр, и тогда тембровое и регистровое «содержание» становится ещё более многомерным.

Наконец, важнейшую роль в хоровой музыке играют особенности распевания текста. Синхронное произнесение слов различными голосами или несинхронное, как бы размывающее смысл текста,- эти приёмы всегда отражали замысел произведения, служили либо смысловым, либо изобразительным целям. Давайте посмотрим, как характер хоровой музыки отражает содержание поэтического текста.

Поёт зима - аукает

Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки шаловливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна,
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

                                              (Сергей Есенин)

Стихотворение Сергея Есенина «Поёт зима - аукает» легло в основу второй части кантаты Георгия Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина».

Слушание. Г. Свиридов. «Поэма памяти Сергея Есенина» (фрагмент).

- Ребята, скажите, содержание поэтического текста соответствует музыке? (Да, конечно. Музыка делает ещё более зримым содержание, углубляет смысл.)

Кантата - это многочастное музыкальное произведение для хора с симфоническим оркестром. О чём же идёт речь в этом произведении и как это углубляют музыка и хор? (Очень ярко в произведении передан образ русской зимы - и бескрайняя снежная долина, и звон бубенцов мчащейся тройки, и завывание вьюги, и безмолвный, скованный морозом лес.)

Как стихотворение Есенина «помогает» музыке? (Оно передаёт своеобразную музыку зимы, в самих строках звучит музыка:

«Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка».

Холод, метель, вьюга - все по-своему «поёт», «аукает», играет свою злую симфонию. Суровому холоду, кажется, заполнившему весь мир, противопоставлены «малые пташки», прижавшиеся у окна. Это - контрастный образ, живой и тёплый, близкий чувствам самого поэта. Ведь в том, как он описывает зиму в своём стихотворении, заметна и его усталость, и его тоска по весне.

Случайно ли, что, обращаясь к этому стихотворению, Г. Свиридов увидел в нём возможности именно хорового претворения? Слушая музыку поэмы, мы убеждаемся, как необходима для достоверной передачи образа эта хоровая разноголосица, в которой отчётливо выражены и шум ветра, и сила вьюги, и весь суровый, лишённый малейшего тепла зимний мир. А в партии оркестра так ярко и зримо передаётся непрерывное движение, кружение зимней метели!

А теперь послушайте, как совсем по-другому - весело и празднично - звучит хор в кантате «Весна» С. Рахманинова на стихи Н. Некрасова.

Слушание. С. Рахманинов. Кантата «Весна» (фрагмент).

Идёт-гудёт зелёный шум,
Зелёный шум, весенний шум!
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнёт кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух и вода!

Это стихотворение - словно гимн весне, ее уверенному и торжественному приходу. Название стихотворения – «Зелёный Шум» - соединяет в себе и зрительный, и звуковой образы. Из стихии музыки и изображения рождаются и упругие ритмы некрасовской поэзии, и красочность её определений.

В музыке С. Рахманинова верно и точно передаётся настроение стихотворения: Н. Некрасов пишет о весне, охватившей своим цветением, своим шумом всю природу,- и воду, и воздух, и кроны деревьев - словом, все видимое и слышимое пространство. Хоровая ткань кантаты Рахманинова «рисует» это пространство, наполняет его звуками, передающими и шелест свежей, весенней листвы, и силу неудержимо расцветающей природы, созвучной весёлым и сочным краскам картины А. Рылова. Но главное, что отличает эту музыку, - господство настроения, победного, яркого, весёлого.

5. Вокально-хоровая работа.

- Представим, что наш класс - это профессиональный хор, способный выразить всё то, что хотели выразить как Сергей Есенин, так и Георгий Свиридов.

Разучивание фрагмента из кантаты «Поёт зима - аукает». Работа над выразительностью исполнения.

Итог урока:

Итак, мы видим, что хоровая музыка способна выражать самые различные образы. В ней находят воплощение и народные чувства, и молитвенное единение верующих; в ней с огромной художественной убедительностью представлены и драма, и эпос, и лирика; она обладает яркими изобразительными возможностями. Не случайно к хоровой музыке обращались все великие композиторы, искавшие в могучей стихии слова пути обновления музыкального стиха.

Без хоровой музыки невозможно представить и жизнь современного человека, потому что нигде так полно не выражает себя стремление к дружбе, товариществу, солидарности, как в совместном пении. Поют друзья, поёт класс – и это лучше всего доказывает, как много общего между всеми людьми. «Запоёт школа - запоёт страна»,- сказал В. Ушинский. И мы понимаем, что поющая Россия возможно, лучший из возможных вариантов её будущего.

Вопросы и задания:

  1. Почему композиторы С. Рахманинов и Г. Свиридов, обращаясь к стихотворениям Н. Некрасова и С. Есенина, избрали для своих сочинений хоровой жанр?
  2. Почему хор так необходим в операх?
  3. В чём состоят изобразительные возможности хоровой музыки?

 

Урок 16

Тема: Обобщающий урок.

Цели урока: проверить полученные знания, обобщающие раздел, посвящённый вокальной музыке; развивать слушательскую культуру учащихся.

Материалы к уроку: тестовые задания.

Ход урока:

Организационный момент.

- Урок начинается с песни М. Таривердиева на слова Н. Добронравова «Маленький принц».

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Откройся, мысль! Стань музыкою, слово!
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!»
                                                       (Н. Заболоцкий)

Сообщение темы урока.

- На уроках второй четверти мы с вами говорили о вокальных жанрах музыки. В них происходит взаимное обогащение слова и музыки; слово делает музыку конкретней по содержанию, а музыка усиливает эмоциональность слова.

Легендарный певец Орфей не только доставлял своим пением наслаждение, но и усмирял диких животных. Имя Орфея сделалось синонимом замечательного певца; его лира, на которой он аккомпанировал себе, - эмблема искусства, а пение муз оставило нам великое слово - музыка.

С незапамятных времен вокальная музыка, ставшая выразителем благородных, высоких чувств, у всех народов обрела способность волновать человеческие сердца, помогать людям в жизни. Сегодня вы покажете свои знания.

Работа по теме урока: раздаются тестовые задания.

Тесты:

Вариант 1.

1. К вокальным жанрам относятся...

а) опера, симфония, кантата;
б) песня, романс, кантата;
в) романс, балет, песня.

2. Из какого произведения эти строки: «Зорька поёт! Зорька поёт!» - закричал я и запрыгал неизвестно отчего»:

а) В. Астафьев «Последний поклон»;
б) Ю. Нагибин «Книга детства»;
в) Г. Гейне «Похвала знатока».

3. Из какой песни следующие строчки: «Со старой отцовской будёновки, что где-то в шкафу мы нашли»:

а) М.И. Глинка, Н. Кукольник, «Жаворонок»;
б) В. Баснер, М. Матусовский, «С чего начинается Родина?»;
в) И. Козлов, «Вечерний звон».

4. Какое известное стихотворение легло в основу нескольких песен:

а) «Вечерний звон»;
б) «Ах ты, степь широкая»;
в) «Жаворонок».

5. Как называется один из наиболее известных сборников, кладезь немецкой народной поэзии:

а) «Волшебный рог мальчика»;
б) «Любовь поэта»;
в) «Прекрасная мельничиха».

6. Кто является известным мастером жанра «Песня без слов»:

а) Ф. Мендельсон;
б) Г. Малер;
в) Э. Григ.

7. Как называется обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением:

а) песня;
б) романс;
в) хорал.

8. Какой подход господствует в музыке композиторов-романтиков, как русских, так и зарубежных:

а) восприятие природы сквозь призму человеческих отношений;
б) утверждение общечеловеческих идей и истин;
в) прямое, непосредственное выражение чувств и стремление как одного человека, так и многих людей.

9. «Висла» - это...

а) польская народная песня;
б) русская народная песня;
в) венгерская народная песня.

10. Кто был судьёй песни «Похвала знатока»:

а) кукушка;
б) осёл;
в) соловей.

11. Романс «В сиянье тёплых майских дней» является первым произведением цикла:

а) «Любовь поэта»;
б) «Волшебный рог мальчика»;
в) «Прекрасная мельничиха».

12. Какой музыкальный жанр характеризуется стремлением к единению людей отличается особой мощью и слаженностью звучания:

а) романс;
б) песня;
в) хоровая музыка.

Вариант 2.

1. Какую оперу Н.А. Римский-Корсаков называл «литургической»:

а) «Хованщина»;
б) «Сказание о великом граде Китеже и деве Февронии»;
в) «Князь Игорь».

2. Многоголосное музыкальное произведение для хора с симфоническим оркестром - это...

а) хорал;
б) кантата;
в) литургия.

3. Кто написал оперу «Сказание о великом граде Китеже и деве Февронии»:

а) Н. А. Римский-Корсаков;
б) М. П. Мусоргский;
в) П. И. Чайковский.

4. Одной из особенностей православного богослужения является хоровое пение...

а) без сопровождения;
б) с инструментальным сопровождением;
в) и с сопровождением, и без сопровождения.

5. Художники данного направления стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать мимолётное впечатление...

а) импрессионизм;
б) фольклор;
в) романтизм.

6. Кто написал музыку к романсу «Ночь печальна»:

а) С. В. Рахманинов;
б) М. И. Глинка;
в) Р. Шуман.

7. Кого пригласили кукушка с соловьём для разрешения их спора:

а) осла;
б) козла;
в) петуха.

8. О чём поётся в польской народной песне «Висла»:

а) о вечернем звоне;
б) о пастушке, пасущем стадо волов у реки;
в) о широкой степи.

9. В какой песне речь идёт об облике «деревянной» России с её церквами, воспоминаниях о юных днях, мечтах, надеждах:

а) «Ах ты, степь широкая»;
б) «Вечерний звон»;
в) «Висла».

10. Из какой песни взяты слова: «Из клятвы, которую в юности, ты ей в своём сердце принёс»:

а) «Ах ты, степь широкая»;
б) «Вечерний звон»;
в) «С чего начинается Родина?».


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 24 слайда, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Бетховен. Симфония № 9, Ода «К радости» (фрагмент), mp3;
    Мессиан. Хорал «Святой праздник» (фрагмент), mp3;
    Рахманинов. Кантата для баритона, хора и оркестра «Весна» (фрагмент), mp3;
    Римский-Корсаков. «Вхождение в невидимый град», «Звон успенский», «Райские птицы» (фрагмент), mp3;
    Свиридов. «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (фрагмент), mp3;
3. Конспект урока, docx;
4. Конспект урока-обобщения (с тестами), docx.

Композиторы и исполнители