Природа и музыка: Весна (часть 1)

Природа и музыка: Весна (часть 1)

ПРИРОДА И МУЗЫКА: ВЕСНА

Самуил Майкапар. Весною
Эдвард Григ. Ручеёк
Эдвард Григ. Весной

1-е занятие

Программное содержание. Воспитывать в детях чувство красоты (природы, поэтического слова, музыки).

Ход занятия:

П е д а г о г. Весна - это особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна, когда все оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. Ранней весной зима еще дает о себе знать - напускает ветры, снежные метели, но, в конце концов, весна все-таки побеждает:

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все гонит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит ...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя ...
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
                            Ф. Тютчев

Все вокруг радуется весне, ждет ее:

Весна, весна! и все ей радо.
Как в забытьи, каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
                              И. Бунин

А как изобразил весну композитор С. Майкапар в пьесе «Весною»? Какая музыка по настроению? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Музыка нежная, веселая.

П е д а г о г. Да, музыка приветливая, светлая, радостная, нежная. Какая картина весны видится Вам? (Исполняет пьесу повторно.)

Д е т и. Бегут ручейки, поют птицы.

П е д а г о г. Пригрело весеннее солнышко, и природа пробудилась, все оживилось. Вот как музыка звуками может изобразить картину природы!

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности.

Ход занятия:

П е д а г о г. Сейчас я сыграю вам пьесу С. Майкапара «Весною». Прислушайтесь и скажите, какие звуки весенней природы слышатся в музыке. (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Поют птицы, бегут ручейки, звонко капает капель.

П е д а г о г. Да, действительно, в начале пьесы слышно будто робко побежал первый ручеек, пригретый Весенним солнышком, - мелодия весело скользнула сверху вниз (играет 1-4-й такты). Потом музыка становится светлой, приветливой. Ее звуки похожи на щебет птиц, их гомон и перекличку: природа оживает, пробуждается. (Исполняет 5-21-й такты.)
А вот и весенняя капель! (Исполняет 22-24-й такты.) Весело зажурчали прозрачные струйки маленьких ручейков, слышатся птичьи голоса (играет 25-30-й такты). Свежестью, светом веет от этой музыки (играет последние одиннадцать тактов). В самом конце слышно, будто упали две серебристые капельки. (Играет два последних такта.)
Русский поэт Василий Андреевич Жуковский написал стихотворение «Весеннее чувство». Послушайте, сколько в нем нежности!

Легкий, легкий ветерок,
Что так сладко, тихо веешь?
Что играешь, что светлеешь,
Очарованный поток?
Чем опять душа полна?
Что опять в ней пробудилось?
Что с тобой, к ней возвратилось,
Перелетная весна?
Я смотрю на небеса ...
Облака, летя, сияют
И, сияя, улетают
За далекие леса.

(Звучит пьеса С. Майкапара «Весною»)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать смену характера музыки, оттенки настроений в музыке, стихах.

Ход занятия:

П е д а г о г. Как называется это произведение? (Исполняет пьесу С. Майкапара «Весною». Дети называют пьесу, говорят о характере музыки.)
Сейчас вы услышите другую пьесу о весне – «Ручеёк» Э. Грига. Эдвард Григ - норвежский композитор. Многое из своей музыки он посвятил родной природе. Норвегия - горная страна. Весной в горах тают снега, и горные реки с шумом устремляются вниз, взламывая ледяные покровы. Какая музыка по настроению? (Звучит запись.)

Д е т и. Веселая, игривая. Но потом она становится грустной, тревожной.

П е д а г о г. Да, в этой музыке слышатся не только милые, приветливые, журчащие звуки ручейка, то робкие, то весело искрящиеся (звучит фрагмент, начало пьесы), но и таинственность, тревога. Иногда музыка звучит громко, в низком регистре, встревоженно, грустно-взволнованно, затаенно. Ручеек ведь течет и днем, и ночью, путь его преграждают разные препятствия - камни, овраги, горные темные ущелья (звучит фрагмент). А как заканчивается пьеса? (Звучит фрагмент.)

Д е т и. Весело.

П е д а г о г. Да, ручеек лучисто, весело блеснул напоследок. Сейчас я прочитаю вам стихотворение Сергея Есенина «Черемуха». В нем говорится и о весеннем ручейке. Давайте сравним, какое настроение выражено в стихотворении и в пьесе Э. Грига «Ручеек».

Черемуха

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Крутом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве; между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Д е т и. Ласковое, нежное.

П е д а г о г. Да, в стихотворении С. Есенина с любовью говорится о красоте весенней природы. Оно светлое, нежное, зачарованное. А пьеса Э. Грига «Ручеек»? (Звучит запись.)

Д е т и. Она более тревожная, таинственная.

П е д а г о г. Да, в этой музыке мы слышим не только светлые краски, но и темные, таинственные, сказочные. Сочините дома сказку про ручеек и нарисуйте его.

4-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать оттенки настроений в пьесах с похожими названиями.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали пьесу С. Майкапара «Весною», Вспомните, какая она по характеру? (Исполняет пьесу, дети высказываются о характере музыки.)

Давайте послушаем еще одну пьесу с похожим названием «Весной» Э. Грига. Чем они отличаются? (Исполняется фрагмент пьесы С. Майкапара и пьеса Э. Грига.)

Д е т и. Первая пьеса светлая, нежная, а вторая – более громкая, бурная.

П е д а г о г. В пьесе Э. Грига мы слышим разные настроения, рожденные картинами весенней горной природы. Музыка то нежная, волшебная, будто природа только просыпается (звучит начало пьесы), то грозная, мощная, бурная, взволнованная, призывная (звучит фрагмент средней части), то восторженная, свежая, открытая, яркая (исполняется фрагмент третьей части). Эта музыка дышит весенней свежестью. Кажется, что все вокруг пышно расцветает.

Небольшие серебристые ручейки струятся и переливаются на солнышке (звучит начало третьей части). В конце мелодия поднимается все выше, как будто солнце светит ярче, озаряя и согревая все вокруг (звучит фрагмент). От этой музыки веет весенним ветром. Она восторженная, свежая, словно умытая весенними потоками.

Я прочитаю вам два стихотворения о весне. Близки ли они по настроению пьесе Э. Грига «Весной»?

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят ...
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
                                Ф. Тютчев

А вот другое стихотворение:

Мне снилось, что солнце всходило,
Что птицы очнулись от сна
И стаей неслись легкокрылой
Поведать природе унылой,
Что скоро вернется весна!
Забыты снега и морозы,
Уж льды расторгает поток;
И вот - оживают березы,
Повеяло запахом розы
И теплый пахнул ветерок ...
                                   КР.

Д е т и. Да, близки.

П е д а г о г. Первое стихотворение - восторженное, торжественное, ликующее, а второе - тонкое, нежное, одухотворенное, свежее. Все эти чувства переданы и в музыке Э. Грига.

Нарисуйте разные картины весенней природы, переданные в музыке Э. Грига и С. Майкапара. (Звучат пьесы.)


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 13 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
     С. Майкапар. Весною, mp3;
     Э. Григ. Весной, mp3;
     Э. Григ. Ручеек, mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект занятия, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Композиторы и исполнители