симфония

Седьмая симфония Шостаковича

А знаете ли вы, что это за симфония? Год её создания - 1941-й. Место, где она была написана, - город Ленинград. Да, такие «анкетные данные» говорят сами за себя, ведь это не просто название города. Сорок первый в Ленинграде - это блокада. Это холод и мрак, это обстрелы и бомбёжки, это крохотный, умещающийся на ладони кусочек хлеба на весь день. Это обледеневшие набережные Невы и проруби, к которым тянутся за водой нескончаемые очереди измученных, голодных людей. Но сорок первый в Ленинграде - это не только ужас и смерть. Это несокрушимая воля советских людей, вера в победу, это труд, тяжёлый, упорный труд во имя победы. Советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович дежурит во время налётов на крыше дома, а в свободное от дежурств время он сидит в своём нетопленом кабинете, такой же усталый и голодный, как и все ленинградцы, и пишет, пишет, пишет... Он сочиняет новую симфонию...

Музыкально-литературная композиция для проведения интересного и красочного урока по теме.

Бетховен. Симфония №3 «Героическая»

Вечные образы - силу человеческого духа, творческую мощь, неизбежность смерти и всепобеждающее опьянение жизнью – Бетховен соединил воедино в Героической симфонии и из этого сотворил поэму обо всем великом, что может быть присуще человеку...

Третья симфония Бетховена стала рубежом в развитии европейской музыки. Уже первые звуки ее звучат как призыв, словно сам Бетховен говорит нам: «Слышите? Я другой, и музыка моя – другая!» Затем, в седьмом такте, вступают виолончели, но Бетховен нарушает тему совершенно неожиданной нотой, в другой тональности. Прислушайтесь! Бетховен никогда больше не создавал ничего подобного. Он разорвал с прошлым, освободился от подавляющего наследия Моцарта. Отныне и впредь он будет революционером в музыке...

Комплект для проведения интересного урока по теме.

Валерий Гаврилин. Перезвоны

В 60-е годы в музыкальную жизнь страны входит молодое поколение талантливых композиторов. Их творчество, сохраняя прочную связь с традициями отечественной музыки, открывает новые звуковые миры. Жанровый и стилистический диапазон их музыки широк и многообразен. Для одних композиторов характерно радикальное обновление всех музыкально-выразительных средств. Другие идут по пути Свиридова и в поисках нового обращаются к народно-песенным истокам. Представителем этого направления, получившего название «новая фольклорная волна», является Валерий Александрович Гаврилин. «Перезвоны» - вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы...

Материал для проведения урока музыки по биографии и творчеству Валерия Гаврилина.

Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Первая утрата

Многие произведения хотя и не имеют таких названий, но всегда выражают переживания, чувства человека. Послушайте пьесу польского композитора Фридерика Шопена, которая называется «Прелюдия». Как жалобно звучит мелодия. Два звука в ней повторяются. Эта интонация часто в музыке передает вздох, плач, жалобу. А аккорды сопровождения придают звучанию мелодии скорбный и взволнованный характер...

Комплект для проведения музыкальных занятий по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

Вольфганг Амадей Моцарт. Тематическая беседа-концерт

Музыку Моцарта можно сравнить с ярким, ослепительным солнечным лучом, так полна она жизнелюбия и света. Вспомним «Турецкое рондо» из сонаты № 11. Как переливается, искрится и лучится эта музыка! Но есть у Моцарта и произведения взволнованного, скорбного, драматичного характера. Симфонию № 40 можно отнести к их числу. Как красивы и разнообразны мелодии, которые звучат в этой симфонии! Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский писал, что Моцарт есть высшая точка, до которой красота досягала в музыке...

Комплект для проведения музыкальных занятий по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

Моцарт. Симфония № 40 соль минор

Вы много раз слышали 40-ю симфонию Вольфганга Амадея Моцарта. Наверняка эта музыка нравится вам. Она очень красивая, душевная, трепетная. Недавно вы познакомились с сонатой ре мажор Йозефа Гайдна. Симфония - эта та же соната, но написанная для оркестра...

Комплект для проведения музыкальных занятий по материалам О. П. Радыновой: презентация с музыкальным оформлением и разработка занятий.

Моцарт. Симфония № 40 соль минор

В 1788 г. Моцарт сочиняет три симфонии (№ 39, 40, 41 «Юпитер»). Через три года жизнь его трагически оборвётся. Этим грандиозным симфоническим циклом композитор словно венчает своё творчество. В этих симфониях композитор раскрывает «неизмеримые богатства человеческой души», готовит путь героике Бетховена. Увлечённость и страстность, с которой Моцарт предавался сочинению, выражена в письме к отцу: «Я всецело поглощён музыкой, я занимаюсь ею весь день, всё время размышляю о ней, постоянно разучиваю, обдумываю её…» Симфония № 40 занимает особое место в творчестве композитора. Внутреннее содержание её богато, сложно и широко развито. Эта музыка затрагивает самые глубокие человеческие чувства, отражает драматическое, даже трагическое состояние души. Симфонию № 40 Моцарта можно сравнить с другим величайшим шедевром - «Джокондой» Леонардо да Винчи...

Материал для проведения урока музыки по биографии и творчеству Вольфганга Амадея Моцарта.

Сергей Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая»

Музыка Сергея Прокофьева, крупнейшего композитора ХХ века разнообразна по содержанию. Светлая лирика и мудрое эпическое повествование, драматизм и юмор, острая шутка, яркие и психологически точные характеры - всё это разные стороны прокофьевской музыки. Композитору удалось передать в звуковых образах радостное ощущение жизни, дух эпохи, бодрость, мужественность, силу. Искусство Прокофьева глубоко связано с классическими традициями. Это ярко национальный композитор, развивавший принципы Мусоргского, Римского-Корсакова, Глинки, Бородина. В то же время в музыке Прокофьева нашла выражение классическая линия, идущая от его увлечения жизнерадостным искусством Гайдна, Моцарта, раннего Бетховена. Когда Прокофьев создавал свою «Классическую» симфонию, он писал: «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял бы кое-что от нового. Такую симфонию мне и хотелось написать». Вот и в его симфонии скромная фактура и прозрачная оркестровка в стиле Гайдна и Моцарта сочетались с «налётом новых гармоний». Это тоже было в стиле Гайдна...

Материал для проведения урока музыки по творчеству Сергея Прокофьева. В уроке дан разбор произведения, поэтому материал будет интересен также и для проведения урока музыкальной литературы в музыкальной школе.

Йозеф Гайдн. Симфония № 103 «С тремоло литавр»

Симфонии принадлежит одно из самых почётных мест среди самых различных жанров. Всю историю своего существования она чутко отражала своё время: симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Прокофьева, Шостаковича - размышления об эпохе, человеке, истории мира и жизни на земле. Любая симфония - целый мир. Мир художника, мир его времени. Симфония - один из самых сложных жанров музыки, не связанных с другими искусствами. Она требует от нас вдумчивости, обобщения. Германия той эпохи была центром философской мысли, отразившей социальные сдвиги в Европе. Кроме того, в Германии и Австрии сложились богатые традиции инструментальной музыки. Здесь и появилась симфония. Она возникла в творчестве композиторов чехов и австрийцев и окончательно сложилась в творчестве Гайдна...

Комплект для проведения урока музыки по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. В уроке дан подробный разбор произведения, поэтому материал будет интересен также и для проведения урока музыкальной литературы в музыкальной школе.

Шуберт. Симфония №8 «Неоконченная»

Благодаря Шуберту появился новый тип лирико-драматической симфонии. Одним из первых шедевров мировой музыкальной культуры стала его симфония №8. «Я пел песни и пел их много лет. Когда я пел о любви, она приносила мне страдания, когда я пел о страдании, оно превращалось в любовь. Так любовь и страдания раздирали мне душу», - писал Ф. Шуберт. Эта идея и определила содержание симфонии №8. Она явилась обобщением образов вокальных сочинений композитора, разросшимся до значения жизненно важных проблем: человек и судьба, любовь и смерть, идеал и действительность...

Комплект для проведения урока музыки по биографии и творчеству Франца Шуберта.

Страницы

Композиторы и исполнители

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
Подписка на RSS - симфония