Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Первая утрата

Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Первая утрата

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Первая утрата

Фредерик Шопен. Прелюдия № 4 ми минор;
Роберт Шуман. Первая утрата;
Людвиг ван Бетховен. Соната № 17 ре минор (фрагмент 3-й части).

1-е занятие

Программное содержание. Расширять представления детей об оттенках настроений, чувств, выраженных в музыке.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали две пьесы С. Майкапара, в которых выражены разные оттенки грустного настроения.

Первая пьеса тревожная, взволнованная, а вторая звучит как печальное раздумье. Эти пьесы так и называются: «Тревожная минута» и «Раздумье».

Вы знаете, что многие произведения хотя и не имеют таких названий, но всегда выражают переживания, чувства человека. Послушайте пьесу польского композитора Фридерика Шопена, которая называется «Прелюдия». Прелюдия – это небольшая пьеса для фортепиано или другого инструмента. Иногда прелюдия предшествует другому произведению, но может существовать и как самостоятельная пьеса. Какой характер этой прелюдии Ф. Шопена? (Исполняет её.)

Д е т и. Музыка грустная, жалобная, печальная.

П е д а г о г. Да. Прислушайтесь, как жалобно звучит мелодия. Два звука в ней повторяются. Эта интонация (играет нисходящую секунду) часто в музыке передает вздох, плач, жалобу. А аккорды сопровождения придают звучанию мелодии скорбный и взволнованный характер. (Играет аккорды сопровождения.)

Своя мелодия есть и в этих аккордах, прислушайтесь, она движется медленно вниз. В этой прелюдии есть яркая кульминация, где музыка звучит очень напряжённо. Где вы её слышите? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. В середине.

П е д а г о г. В прелюдии две части. Они начинаются одинаково. (Исполняет фрагменты.) Кульминация находится во второй части пьесы. Мелодия внезапно стремительно взлетает вверх, звучит взволнованно, как отчаянный возглас (исполняет фрагмент). Потом опять появляются плачущие, жалобные интонации, мелодия стихает, сникает, повторяются одни и те же звуки. (Играет фрагмент.) Мелодия замирает, неожиданно застывает, останавливается. (Исполняет фрагмент.) А как звучат последние аккорды? (Исполняет их.)

Д е т и. Очень грустно, тихо.

П е д а г о г. Да. Тихие, мрачные аккорды с низкими басами звучат очень грустно, скорбно. (Исполняет всю прелюдию.) Похожая интонация жалобы (играет её) звучала и в пьесе С. Майкапара «Тревожная минута». Но в ней эта интонация «мелькала» в быстром темпе и создавала беспокойный, смятенный, тревожный характер. (Исполняет фрагмент.)

С этой же жалобной интонации начинается и пьеса Р. Шумана «Первая утрата» (исполняет её, показывает другие нисходящие интонации мелодии).

Роберт Шуман был не только выдающимся немецким композитором, но и пианистом, дирижёром, педагогом.

С 7 лет Р. Шуман обучался игре на фортепиано, сочинял, учился в гимназии, позже в университете. В 20 лет он услышал игру великого, всемирно известного итальянского скрипача Никколо Паганини. Игра Н. Паганини произвела на Р. Шумана такое яркое впечатление, что он решил навсегда посвятить себя музыке.

Он умел видеть в жизни чудесное, необыкновенное, скрытое от взглядов других людей и воплотить всё пережитое в звуках. Р. Шуман написал много разнообразной музыки - симфонии, хоровую музыку, оперу, романсы, фортепианные пьесы; удивительно похоже создавал в музыке портреты людей, передавал их чувства, настроения.

Мечтатель и выдумщик, Р. Шуман очень любил детей и много писал для них. В своем «Альбоме для юношества» он раскрывает мир детских радостей, огорчений, чудесный мир сказки.

Русские композиторы высоко ценили творчество Р. Шумана. Особенно его любил П. Чайковский. Под впечатлением его «Альбома для юношества» П. Чайковский написал свой замечательный «Детский альбом».

Послушайте пьесу Шумана «Первая утрата» ещё раз.

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей вслушиваться в музыкальные интонации, различать форму произведений, находить кульминации.

Ход занятия:

П е д а г о г. На прошлом занятии вы слушали два грустных произведения - прелюдию Ф. Шопена и пьесу Р. Шумана «Первая утрата». Мы отмечали, что в этих произведениях есть похожие интонации-жалобы. (Исполняет фрагменты.) В прелюдии Ф. Шопена мы слышали яркую кульминацию – взлёт мелодии, который выражает чувство щемящей тоски, скорби, звучит напряжённо, с мольбой, протестом. (Играет кульминацию.) А где кульминация в пьесе Р. Шумана «Первая утрата»? (Исполняет её.)

Д е т и. В конце. Музыка звучит громко, настойчиво.

П е д а г о г. Да. Аккорды в конце пьесы звучат с протестом, горечью. Переживания ребёнка, выраженные в этой пьесе, так же глубоки, как и у взрослого. Первая утрата, которую испытал ребёнок, вызвала в его душе столько печали, скорби! Музыка звучит то жалобно (исполняет фрагмент), то взволнованно (звучит фрагмент средней части), то с протестом (играет последние четыре такта), то очень грустно (исполняет последние два такта). Давайте внимательно послушаем всю пьесу. Скажите мне, повторяется ли первая, жалобная мелодия пьесы? Когда она звучит? Сколько частей в пьесе? (Играет пьесу.)

Д е т и. Три части. Мелодия повторяется в конце, но звучит недолго.

П е д а г о г. Правильно. Мелодия с жалобными интонациями звучит в первой части пьесы дважды. В средней части музыка становится настойчивой, напряжённой. Одни и те же отрывки мелодии как бы перебивают друг друга с горечью и волнением. Ведь когда неприятная мысль тревожит человека, то она всё время напоминает о себе, не даёт покоя. (Играет среднюю часть.) Так и в музыке - беспокойная интонация мелодии звучит как бы на разные лады. Но вот мы опять слышим мелодию начала пьесы - жалобную, печальную. Здесь, в третьей части, она звучит не полностью, без окончания, появляются протестующие, грозные аккорды, но они скоро становятся мягкими и грустными. (Исполняет третью часть пьесы.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать произведения, перекликающиеся по эмоционально-образному содержанию. Различать оттенки настроений, выраженных в музыке.

Ход занятия:

П е д а г о г. И в жизни взрослых, и в жизни детей бывают самые разные грустные переживания: и светлая грусть (как в пьесе С. Майкапара «Раздумье» - звучит фрагмент), и грусть скорбь (как в пьесе Р. Шумана «Первая утрата» или в прелюдии Ф. Шопена - исполняет фрагменты этих произведений), и тревога (как в пьесе С. Майкапара «Тревожная минута»).

А какое настроение выражено в этой музыке? (Исполняет фрагмент третьей части 17-й сонаты Л. Бетховена.)

Д е т и. Нежное, грустное, беспокойное.

П е д а г о г. Правильно. Я сыграла вам отрывок из третьей части 17-й сонаты Л. Бетховена. Эта музыка так красива! Она трепетная, порывистая, летящая, озарённая светом и грустью.

Прислушаемся к интонациям мелодии: они звучат то жалобно, когда окончания маленьких фраз-интонаций направлены вниз (играет три интонации, в первых двух тактах), то ласково-вопросительно, когда мелодия поднимается вверх в конце фраз (играет четвёртую интонацию, в 3-4-м тактах). Настойчивое повторение этих жалобных и ласково-вопросительных интонаций придаёт музыке трепетность, встревоженность. Давайте вспомним пьесу С. Майкапара «Тревожная минута», в которой мелодия тоже строится на смене интонаций, то жалобных, поникающих (направленных вниз), то вопросительных (направленных вверх). (Исполняет фрагмент.)

Давайте вспомним замечательное произведение В. А. Моцарта, которое вы все любите, его 40-ю симфонию. Сколько разных оттенков чувств сплетено в этой музыке - и нежность, и грусть, и взволнованность, и трепетность, и встревоженность, и решительность, и снова ласковость (звучит фрагмент). Давайте ещё раз послушаем, в записи, и другие произведения, в которых выражены разные оттенки грусти - прелюдию Ф. Шопена, фрагмент сонаты Л. Бетховена. (Звучит запись.)

Ф. Шопен. Прелюдия № 4 ми минор. Рекомендации по исполнению
Скорбный, грустно-взволнованный характер прелюдии создаётся повторяющейся нисходящей интонацией мелодии. Важно избежать статичности, чувствовать длинную фразировку. Немаловажную роль в создании образа играет красочная гармонизация. Аккорды аккомпанемента должны звучать ровно, стройно, мягко, с ясной линией звуков мелодии в верхних голосах.

Р. Шуман. Первая утрата. Рекомендации по исполнению
Наиболее сложна для исполнения средняя часть пьесы, в которой важно услышать полифонию, подчеркнуть наступление репризы.

Л. Бетховен. Соната № 17 ре минор (фрагмент 3-й части). Рекомендации по исполнению
Нежно-взволнованная, переливчатая, летящая мелодия главной партии этой части исполняется без акцентов, с ощущением длинных фраз, мягко, с умеренной педализацией.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 14 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Бетховен. Соната № 17. III часть. Allegretto
    Моцарт. Симфония № 40. I часть. Allegro molto
    Шопен. Прелюдия № 4 ми минор
    Шуман. Первая утрата
    Майкапар. Тревожная минута
    Майкапар. Раздумье, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения произведений педагогом, docx.

Композиторы и исполнители