От адажио к престо

От адажио к престо

От адажио к престо

Содержание:

  1. Основные темпы в музыке.
  2. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения.
  3. Медленные величественные темпы как выразители углублённых образов (на примере органной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи» И. С. Баха).
  4. Зажигательный народный танец Италии - тарантелла (на примере «Неаполитанской тарантеллы» Дж. Россини).
  5. Изменения темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова).

Музыкальный материал:

  1. И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». ВWV 639 (слушание);
  2. Дж. Россини, стихи К. Пеполи. «Неаполитанская тарантелла» (слушание);
  3. Г. Свиридов. «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание);
  4. И. С. Бах, обработка В. Попова, русский текст Я. Родионова. «Нам день приносит свет зори...» (пение);
  5. Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. «Три белых коня» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха).
  3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  4. Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.
  5. Анализировать приёмы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров (с учётом критериев, представленных в учебнике).

1 урок

«Библия музыканта начинается словами:
Вначале был ритм»

(Г. фон Бюлов) 

Стремление музыкального ритма к преодолению «земного притяжения» метрической пульсации – одно из проявлений эмоциональности в музыке. Ведь и у человека пульс бьётся не всегда ровно, он ускоряется или замедляется в зависимости от его переживаний, волнений и тревог.

Если проследить поведение ритма в музыкальном произведении, то обнаружится, что оно не всегда одинаково. Где-то ритм поддерживает спокойное и неторопливое повествование, где-то, наоборот, включается в стремительное движение музыкального потока, где-то нарочито (нарочито – намеренно, специально) замедляется и даже как будто замирает.

Здесь мы подходим к ещё одному средству ритмической выразительности музыки - её скорости, или темпу.

Музыка за долгие века своего существования научилась движению во множестве темпов - от медленных до самых стремительных. Каждый из музыкальных темпов имеет своё название, обычно на итальянском языке. Так, например,

Adagio (адажио) означает «медленно»,
Moderato (модерато) – «умеренно»,
Аllеgrо (аллегро) – «скоро»,
Presto (престо) – «быстро»,
Presto prestissimo (престо престиссимо) – «в высшей степени быстро».

Рядом с этими названиями могут применяться обозначения усиливающего (molto - мольто – «очень») или сдерживающего характера (mа nоn troppo - ма нон троппо – «но не слишком»).

Музыкальный темп в огромной степени зависит от содержания и характера произведения, от тех настроений и эмоций, которые в нём преобладают.

Музыка созерцательного, углублённого характера редко имеет быстрый темп. Музыка же весёлого или шуточного характера, наоборот, почти никогда не бывает медленной. Вот почему, даже не зная многих музыкальных произведений, мы можем заранее угадать их темп по тому, что известно об их содержании или жанре.

Например, органные хоральные прелюдии И. С. Баха. Как должны они звучать? 

Прежде всего вспомним, что орган был первоначально церковным инструментом и с его звучанием связывались самые светлые и возвышенные образы. Точно так же и хорал возник как церковное песнопение, и лишь со временем некоторые композиторы стали включать мелодии хоралов в свои инструментальные сочинения.

Духовная музыка, просветлённая, свободная от суеты мира, представляет собой царство медленных и величественных темпов, то спокойно-отрешённых, то исполненных затаённой горести, но всегда благородно-сдержанных. «Прекрасное должно быть величаво» - эти слова А. Пушкина в полной мере относятся к данной области музыкального искусства.

Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи» И. С. Баха отличается особой, печальной красотой, свойственной многим произведениям композитора. Мелодия хорала, изложенная в верхнем голосе, столь выразительна, что напоминает пение.

Неторопливый темп в этой прелюдии предстаёт как выражение строгости и собранности, глубокой сосредоточенности музыкальной мысли.

Совсем по-иному звучат в музыке быстрые темпы. Быстрые темпы - это мир живых и радостных эмоций, стремительных танцев, движений, душевных порывов.

3авязалась, закипела,
Все идёт живей, живей,
Обуяла тарантелла
Всех отвагою своей ...
Эй, простору! Шибче, скрипки!
Юность мчится! С ней цветы,
Беззаботные улыбки,
Беззаветные мечты!

Эти слова из «Неаполитанской тарантеллы» итальянского композитора Дж. Россини.

Тарантелла - один из самых жизнерадостных и зажигательных народных танцев Италии.

Быстрый темп - Allegro con brio (аллегро кон брио) – «быстро, с жаром» - кажется ещё более стремительным благодаря непрерывному движению трёхдольных ритмических фигур, а также многочисленным подбадривающим возгласам и повторам.

Вопросы и задания:

  1. Почему органная хоральная прелюдия И. С. Баха «Я взываю к Тебе, Господи» звучит в неторопливом темпе?
  2. Представьте мысленно, что «Неаполитанская тарантелла» зазвучала бы в медленном темпе. Изменился бы её характер?
  3. Назовите известные вам музыкальные произведения, написанные в быстром или медленном темпе. Как вы думаете, почему эти произведения написаны именно в этих темпах?
  4. Запомнили ли вы итальянские обозначения музыкальных темпов? Выполните задание в дневнике.

2 урок

Как мы уже отмечали, единый темп редко сохраняется на протяжении всего произведения. Только в маленьких пьесах может быть выдержано одно настроение от начала до конца. Гораздо чаще темп чутко следует поворотам и нюансам музыкального развития, то чуть ускоряясь, то замедляясь.

Более крупные произведения вообще, как правило, строятся по принципу контрастного чередования разделов: быстрые части или фрагменты сменяются медленными. Это помогает более глубоко раскрыть музыкальное содержание и способствует большему вниманию со стороны слушателей.

Давайте вспомним, как звучит хор «Поёт зима – аукает» из кантаты Г. Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина».

Музыкальный темп на протяжении звучания неоднократно меняется, следуя за изменениями поэтического сюжета. Но и само стихотворение имеет свою собственную динамику темпа, рассказывая нам о «песнях и плясках» суровой зимы.

Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки шаловливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна,
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

В начале стихотворения мы слышим, как звенит мохнатый лес, укачиваемый зимним ветром, затем- как кружит во дворе холодная метелица, наконец, как злится и ревёт вьюга, стуча по ставням. Усилению злого зимнего образа соответствует нарастание темпа: музыка звучит всё быстрее и быстрее. И лишь на словах «И снится им прекрасная, / В улыбках солнца ясная / Красавица весна» в музыке наступает успокоение, темп становится неторопливым, принося ощущение весеннего тепла и безмятежности.

Вот как выглядит схема темповых изменений в хоре «Поёт зима – аукает»:

«Поёт зима- аукает» - = 84 
«А по двору метелица» - = 88 
«А вьюга с рёвом бешеным» -  = 92 
Оркестровый эпизод - =104-108 
«И снится им прекрасная» - = 88 
Заключение - = 63 

Раньше темпы в музыке определялись приблизительно, по настроению. Но иногда композиторы хотели обозначить темп очень точно. В начале XIX века немецкий механик Иоганн Мельцель специально для этого изобрёл метроном. Теперь часто можно встретить в нотах кроме обычных обозначений темпа ещё и метрономические, цифровые. Например, = 120. Это означает, что за одну минуту должно прозвучать 120 четвертных нот. Нужная скорость легко находится по метроному. Иногда перед такими обозначениями ставятся буквы ММ, что означает «Метроном Мельцеля».

О чём же рассказывает музыкальный ритм?

Что слышится нам в мерной поступи метра, в причудливом и порой неожиданном рисунке ритма; какую загадку таят музыкальные темпы? И как всё это, сочетаясь множеством связей, преобразуется в стройное, совершенное и гармоничное целое - музыкальное произведение?

Наверное, в каждом из нас живут представления о красоте.

И мы, современные люди, в этих представлениях ушли не так уж далеко от древних греков, живших двадцать столетий назад. То, что казалось прекрасным в те далёкие века, что породило такие неумирающие шедевры гармонии, как Парфенон или афинский Акрополь, остаётся прекрасным и сейчас, рождая красоту не только в симфониях и сонатах, но и в детских стихах, рисунках или песнях.

Мы видим, что из всех искусств только музыка способна показать нам красоту в движении, в развитии, в её становлении. А. Блок говорил, что в мире «…катятся звуковые волны, волны духа». Но точно так же, как сейчас, эти волны катились и сто, и двести лет назад. В них - наши радости и надежды, поражения и разочарования, всё, чем полна человеческая жизнь. Лишь музыке подвластно выразить это грандиозное непрекращающееся движение - движение звёзд и земли, океанов и рек, людских судеб и чувств. Лишь музыка доносит до нас живой ритм давно ушедших времён.

И хотя мы знаем, что музыка никогда не воздействует какой-либо одной своей стороной, выступая всегда в единстве всех выразительных средств, всё же отдадим должное ритму. Ведь не случайно выдающийся музыкант Г. фон Бюлов сказал: «Библия музыканта начинается словами: вначале был ритм».

Вопросы и задания:

  1. Почему в хоре «Поёт зима – аукает» из кантаты Г. Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина» темп многократно изменяется? С чем это связано?
  2. Почему именно ритм является основой музыки?
  3. Как вы думаете, могла бы музыка существовать без ритма?
  4. Как вы можете объяснить слова: «Порядок, симметрия - коренные свойства ритма».
  5. Приведи примеры, где ещё, кроме музыки, проявляет себя ритм.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи» (Ich ruf’zu dir, Herr Jesu Christ (BWV 639)), mp3;
    Россини. Неаполитанский танец. Тарантелла, mp3;
    Свиридов. Поэма памяти Сергея Есенина - Поёт зима. Allegro non troppo, mp3;
3. Сопроводительная статья, docx.

Композиторы и исполнители