Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Смелый наездник

Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Смелый наездник

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Смелый наездник

Роберт Шуман. Смелый наездник, Всадник;
Александр Гречанинов Верхом на лошадке;
Пётр Ильич Чайковский. Игра в лошадки.

1-е занятие

Программное содержание. Рассказать детям о композиторе Р. Шумане. Учить различать характер музыкального произведения, высказываться об эмоционально-образном содержании музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, сегодня вы услышите одну из пьес великого немецкого композитора Роберта Шумана. Роберт Шуман был не только выдающимся композитором, но и пианистом, дирижёром, педагогом.

С 7 лет Р. Шуман обучался игре на фортепиано, сочинял, учился в гимназии, позже в университете. В 20 лет он услышал игру великого, всемирно известного итальянского скрипача Никколо Паганини. Игра Н. Паганини произвела на Р. Шумана такое яркое впечатление, что он решил навсегда посвятить себя музыке. Он умел видеть в жизни чудесное, необыкновенное, скрытое от взглядов других людей и воплотить всё пережитое в звуки. Р. Шуман написал много разнообразной музыки - симфонии, хоровую музыку, оперу, романсы, фортепианные пьесы; удивительно похоже создавал в музыке портреты людей, передавал их чувства, настроения.

Мечтатель и выдумщик, Р. Шуман очень любил детей и много писал для них. В своем «Альбоме для юношества» он раскрывает мир детских радостей, огорчений, чудесный мир сказки.

Русские композиторы высоко ценили творчество Р. Шумана. Особенно его любил П. И. Чайковский. Под впечатлением его «Альбома для юношества» П. И. Чайковский написал свой замечательный «Детский альбом». Сегодня вы познакомитесь с пьесой Р. Шумана «Смелый наездник». Послушайте её и скажите, какие чувства, настроения она передаёт (исполняет пьесу).

Д е т и. Музыка бодрая, весёлая, задорная, смелая, быстрая, сильная.

П е д а г о г. Правильно, музыка эта бодрая, решительная, смелая, энергичная, отважная, боевая. Смелый наездник бесстрашно погоняет своего коня и мчится, преодолевая все преграды. Послушайте пьесу ещё раз (исполняет её повторно).

2-е занятие

Программное содержание. Различать изобразительность в музыке, связывать её с характером пьесы, определять форму музыкального произведения.

Ход занятия:

П е д а r о г. Дети, послушайте пьесу, с которой вы познакомились в прошлый раз, вспомните её название, автора (исполняет пьесу).

Д е т и. «Смелый наездник» Р. Шумана.

П е д а г о г. Почему пьеса называется «Смелый наездник»?

Д е т и. В музыке слышно, как быстро, смело мчится всадник.

П е д а г о г. Да, в пьесе слышится ритм стремительной скачки, топот копыт. Всадник торопится, преодолевает препятствия, подпрыгивает в седле, он чем-то взволнован. Ударения, акценты подчеркивают это (исполняет фрагмент). Послушайте: сколько частей в пьесе, изменяется ли характер музыки? (Исполняет её целиком.)

Д е т и. В пьесе три части.

П е д а г о г. Почему вы определили, что в пьесе три части?

Д е т и. В начале и в конце музыка одинаковая - смелая, боевая, отважная, а в середине звучит низко, громко, более тревожно.

П е д а г о г. Правильно, в первой и третьей частях музыка смелая, решительная, бодрая; ловкий, сильный наездник устремился вперед (исполняет фрагмент). А в средней части более тревожная, тёмная, беспокойная. Наверное, всаднику приходится преодолевать опасности, преграды, препятствия (исполняет фрагмент). Но вот все трудности и испытания позади и он снова стремительно, уверенно и упрямо мчится вперед (исполняет 3-ю часть). Послушайте пьесу целиком (исполняет её).

3-е занятие

Программное содержание. Различать средства музыкальной выразительности (отрывистое звучание, акценты, темп, регистр, динамику).

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, послушайте пьесу Р. Шумана «Смелый наездник». О чём рассказывает эта музыка? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. О том, что смелый наездник быстро мчится на боевом, горячем коне, уверенно держится в седле.

П е д а г о г. Почему можно сказать, что всадник мчится?

Д е т и. Музыка быстрая, отрывистая, скачущая; наездник спешит.

П е д а г о г. Правильно, быстрый темп, отрывистое, четкое, ритмичное звучание с акцентами вызывают в нашем представлении картину стремительной скачки (исполняет фрагмент). А одинакова ли сила звучания и регистр в разных частях пьесы?

Д е т и. Нет, средняя часть звучит громче, в низком регистре.

П е д а г о г. Правильно, в средней части окраска звучания меняется. Какие чувства, настроения передает эта музыка? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Музыка тревожная, беспокойная, темная.

П е д а г о г. Правильно, видите, как меняется характер музыки в зависимости от регистра, силы звука. Быстрый темп изображает быстрое движение всадника. Отрывистая, скачущая (а не плавная) мелодия с акцентами - напористый ритм скачки. Громкое звучание в сочетании с низким регистром и быстрым темпом создает тревожное настроение. Музыка имеет свой язык. Она рассказывает звуками. Послушайте пьесу ещё раз (исполняет целиком).

4-е занятие

Программное содержание. Учить различать эмоционально-образное содержание пьес, имеющих сходное название. Расширять словарь детей, с помощью которого они могут высказываться о чувствах, настроениях, выраженных в музыке. Уметь передавать характер музыки в движениях.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, в «Альбоме для юношества» Р. Шумана, из которого вы слушали пьесу «Смелый наездник», есть ещё одна - «Всадник». Послушайте оба музыкальных произведения и скажите, отличаются ли они по характеру, настроению (исполняет фрагменты).

Д е т и. Пьеса «Смелый наездник» быстрая, отважная, смелая, бодрая, а «Всадник» - тихая, грустная.

П е д а г о г. Как вам кажется, когда скачет этот всадник, днём или ночью? (Исполняет фрагмент пьесы «Всадник».)

Д е т и. Ночью, музыка пугливая, тихая, звучит низко, темно.

П е д а г о г. Правильно. Наверное, всадник скачет в темноте, ему грозит опасность. Музыка тревожная, сдержанная, настороженная, таинственная. А пьеса «Смелый наездник» решительная, устремлённая. Посмотрите на эти карточки. Красную вы поднимете, когда услышите решительную музыку, а темно-коричневую, - когда тревожную. Давайте поднимем красную карточку и скажем, какая музыка будет звучать.

Д е т и. Решительная.

П е д а г о г. Теперь поднимем тёмно-коричневую.

Д е т и. Тревожная. (Дети слушают два фрагмента пьес Р. Шумана и поднимают соответствующие характеру музыки карточки.)

П е д а г о г. Какой характер пьесы «Смелый наездник»? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Решительный, смелый, отважный, бодрый, уверенный.

П е д а г о г. А пьесы «Всадник»? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Тревожный, осторожный, музыка опасливая, настороженная, тёмная, тихая, всадник скачет в темноте.

П е д а г о г. Сейчас попробуйте передать характер этих пьес в движении (вызывает детей группами, исполняет фрагменты пьес).

5-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями.

Ход занятия

П е д а г о г. Вы слушали две пьесы Р. Шумана - «Смелый наездник» и «Всадник». Пьесы имеют похожие названия, в них рассказывается о мчащемся всаднике. Но они выражают разные чувства, переживания. (Исполняет фрагменты.)

Многие из вас, особенно мальчики, не раз представляли себя мчащимися всадниками, играя в лошадки. В воображении возникают разные приключения, сказочные картины, препятствия, которые надо преодолеть. Ничего, что под тобой не настоящий конь, а игрушечный или вовсе палочка! Всё происходит как бы взаправду.

В «Детском альбоме» П. Чайковского есть пьеса «Игра в лошадки». Сколько переживаний возникает у ребёнка, когда он скачет на своём игрушечном коне! Музыка рассказывает об этом. Какая она по характеру? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Уверенная, иногда таинственная.

П е д а г о г. Да, музыка звучит то уверенно и решительно (играет 1-8-й такты), то напряжённо, настороженно, с предчувствием предстоящих приключений (играет 9-12-й такты). А как меняется настроение в средней части пьесы? (Играет фрагмент.)

Д е т и. Музыка тревожная, страшная.

П е д а г о г. Да, она звучит таинственно, загадочно, тревожно. Может быть, всадник заблудился в лесу, поехал в самую чащу и не знает, как выбраться. В лесу темно и жутковато, ветки деревьев цепляются и не дают проехать (играет фрагмент средней части).

Но всадник всё-таки выбрался на дорогу и продолжает свой нелёгкий путь, удаляясь на своей лошадке (играет фрагмент третьей части пьесы). В этой пьесе всё время слышится равномерный цокот копыт, всадник скачет без остановок. (Пьеса звучит повторно.)

У другого русского композитора А. Гречанинова тоже есть пьеса с похожим названием - «Верхом на лошадке» из его «Детского альбома». Чем она отличается от пьесы П. Чайковского? (Играет пьесу.)

Д е т и. Музыка весёлая, бойкая, шутливая.

П е д а г о г. Как и в пьесе П. Чайковского, в музыке слышен стук копыт лошадки (играет фрагменты). Но «Игра в лошадки» П. Чайковского звучит встревоженно и беспокойно, а «Верхом на лошадке» А. Гречанинова - весело, беззаботно, игриво. Аккорды с акцентами напоминают удары кнутика или пришпоривание лошадки (играет 3-4-й такты). Как будто всадник погоняет её, и она весело бежит рысцой (исполняет 5-6-й такты).

Но и в этой пьесе музыка рассказывает нам о том, что всадник сбился с дороги. В средней части исчезла уверенность, появилась осторожность. Музыка звучит вопросительно, высоко останавливается совсем. В этом месте в нотах композитор пишет: «Слишком далеко заехал», а потом: «Но всё же благополучно вернулся». Это вернулась мелодия, которая звучала в начале -уверенная и бойкая. В пьесе А. Гречанинова нет тревоги и смятения. Она забавная, радостная, светлая, шутливая. (Исполняется пьеса.)


Презентация:

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Чайковский. Детский альбом. Игра в лошадки (3 варианта исполнения - фортепиано, симфонический оркестр, вокал), mp3;
    Гречанинов. Верхом на лошадке, mp3;
    Шуман. Смелый наездник, mp3;
    Шуман. Всадник, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект и методические рекомендации к проведению занятий, docx;
4. Ноты представленных произведений для самостоятельного исполнения педагогом (фортепиано), jpg.

Композиторы и исполнители