Дунаевский Исаак Осипович
Исаак Осипович Дунаевский (18 (30) января 1900 г. - 25 июля 1955 г.), русский советский композитор, автор оперетт, балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов, множества популярных советских песен, народный артист РСФСР.
В сознании многих людей имя Дунаевского связано с прекрасной музыкой к кинофильмам 30-40-х годов – «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Свинарка и пастух». Однако этот композитор знаменит не только песнями и замечательными мелодиями. Его творчество широко и многообразно.
Дунаевский родился в маленьком украинском городке Лохвицы в семье банковского служащего, большого любителя музыки. Еще до поступления в школу Исаак научился играть на скрипке и выступал в домашних квартетах.
После окончания гимназии он поступил в Харьковскую консерваторию, где учился по классу скрипки и композиции. Закончив консерваторию в самый разгар гражданской войны, Дунаевский стал работать скрипачом и дирижером в театральных оркестрах Харькова, а затем и Москвы. Одновременно он писал музыку к спектаклям. Уже первые его сочинения - музыка к постановкам «Тартюфа» Мольера, «Женитьбы Фигаро» Бомарше и «Слуги двух господ» Гольдони - принесли Дунаевскому известность незаурядного мелодиста.
Однако его настоящая слава связана с кинематографом. Правда, попал он в кино совершенно случайно. Кинорежиссер Г. Александров предложил Дунаевскому написать песню к задуманной им будущей кинокомедии «Веселые ребята». Услышав музыку композитора, он доверил ему общую аранжировку фильма. После премьеры картины в декабре 1934 года Дунаевский, что называется, проснулся знаменитым. Именно тогда его песни запела вся страна.
С фильма «Веселые ребята» началась работа Дунаевского в кино. Созданию новой советской кинокомедии помог великолепный ансамбль, который составили режиссер Григорий Александров, главные исполнители, среди которых ведущее место занимала Любовь Орлова, и композитор Исаак Дунаевский.
Не меньшей популярностью пользовались и песни композитора. Они привлекали легкой, жизнерадостной и праздничной музыкой, четким упругим ритмом. Трудно представить себе такие фильмы, как «Цирк», «Светлый путь», «Весна», «Кубанские казаки», без прекрасной музыки Дунаевского.
Дунаевский сочетал работу композитора с постоянной концертной деятельностью. Он создал ансамбль песни Дома культуры железнодорожников и объездил с ним всю страну. В годы войны тональность песен Дунаевского изменилась, но они по-прежнему были популярны, их пела вся страна. Так, песня «Дорогая моя столица» напоминала воинам о доме, о самом дорогом, что нужно было оберегать и защищать.
В послевоенные годы композитор обращается к жанру оперетты. В его сочинениях - «Золотая долина», «Вольный ветер», «Белая акация» - прекрасная музыка соединялась с динамическим романтичным сюжетом, любовной интригой, яркими музыкальными образами. Композитор впервые применил прием песенной характеристики героев, который уже получил развитие, например, в американской джазовой оперетте Гершвина.
Интересно, что Дунаевский, как и Гершвин, пытается создать синтетическую музыку, где народные мелодии органически сочетаются с элементами другого жанра - оперы.
Однако композитор не успел осуществить все намеченное, поскольку его жизнь трагически оборвалась, когда ему не было и шестидесяти лет.
Традиции отца продолжил его сын, Максим Дунаевский, который в настоящее время является одним из популярнейших композиторов. Его песни входят в число шлягеров, хотя он также начал как автор песен и мелодий к кинофильмам.
Среди них наибольшей популярностью пользуются те, что написаны к фильмам «Три мушкетера», «Собака на сене», «Возвращение капитана Гранта».
В последнем фильме Максим Дунаевский творчески переосмысливает мелодии, сочиненные его отцом к одной из первых экранизаций романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта». Так продолжают жить и радовать людей мелодии Исаака Дунаевского.