Александров Александр Васильевич, Александров Борис Александрович
Александров Александр Васильевич (1883-1946), выдающийся советский российский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог. Народный артист СССР (1937), дважды лауреат Сталинской премии первой степени (1942, 1946), доктор искусствоведения (1940), профессор Московской консерватории (1922), генерал-майор. (1943). Автор музыки Гимна СССР, и положенного на ту же мелодию Гимна Российской Федерации.
Александров Борис Александрович (1905-1989), советский российский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог. Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской (1978) и Сталинской премии первой степени (1950). Народный артист СССР (1958). Генерал-майор (1973).
Во многих странах мира известен ансамбль песни и пляски Советской армии. Когда-то это был небольшой коллектив, который со временем превратился в крупнейшее театрально-концертное учреждение. Все эти годы им руководили отец и сын Александровы.
Александров-старший родился в селе Плахино Захаровского уезда Рязанской губернии в семье ремесленника. И отец, и дед отличались большими музыкальными способностями, а сестра Анна даже пела в любительских спектаклях. Она и заметила феноменальную музыкальную одаренность своего брата. Отец отвез сына в Петербург к своему знакомому регенту Казанского собора В. Фатееву, который помог Саше выдержать экзамен в придворную певческую капеллу. Александров оказался в профессиональном хоре мальчиков, с которым работали известные русские композиторы М. Балакирев и Н. Римский-Корсаков. За время обучения в капелле он научился играть на фортепиано и на скрипке.
В 1900 году по совету Римского-Корсакова Александр поступает в Петербургскую консерваторию. Там он учится сразу на двух отделениях: занимается композицией у Н. Римского-Корсакова и хоровым дирижированием у А. Лядова. Проучившись в Петербурге два года, Александров был вынужден прервать учебу по состоянию здоровья. Его заботили и материальные дела, поэтому он едет в город Бологое, где начинает работать регентом хора в местном соборе. Поправив здоровье, Александров пытается восстановиться в Петербургской консерватории, но после увольнения Римского-Корсакова его ученики переходят в Московскую консерваторию.
Александров тоже переезжает в Москву, продолжает учебу и заканчивает консерваторию сразу по двум отделениям - композиторскому и вокальному. Его дипломная работа - опера «Русалка» - была удостоена Большой серебряной медали.
После окончания консерватории Александров уезжает в Тверь, где начинает работать в музыкальной школе, которую открыло в городе Российское театральное общество. Но, понимая, что для профессионального роста необходимо работать в крупных городах, вскоре возвращается в Москву. В 1918 году он начинает работать дирижером-репетитором в хоре Большого театра и одновременно преподает в Московской консерватории.
В детском хоре театра начал свою профессиональную карьеру и сын Александрова Борис. Закончив школу, он поступает в Московскую консерваторию в класс композиции, которым руководил Р. Глиэр.
В 1923 году Александров-старший становится профессором и добивается, чтобы при консерватории открылся специальный класс военного дирижирования. Со временем класс вырастает в военно-дирижерский факультет – единственное учебное заведение подобного типа.
Одновременно А. Александров организовал самодеятельные хоры красноармейцев. Вскоре он стал руководителем ансамбля при Центральном доме Красной армии в Москве, но потом решил создать самостоятельный армейский ансамбль песни и пляски. Ему удалось это сделать, правда, танцевальная группа появилась позже, а пока в нем было всего восемь исполнителей-вокалистов.
10 октября 1928 года на концерте нового ансамбля побывал нарком обороны К. Ворошилов. Он поддержал ходатайство Александрова и отдал приказ о наборе в ансамбль талантливых бойцов из различных гарнизонов.
А. Александров объехал части Московского и Ленинградского округов, где набрал несколько десятков человек. Начались репетиции и учеба. Несмотря на природные способности, многим хористам пришлось осваивать технику академического пения, гармонию и сольфеджио.
Свою первую программу ансамбль посвятил Первой Конной армии. Программа состояла из народных песен и танцев. Зрители с восторгом принимали выступления ансамбля как в столице, так и в других городах, куда он отправился на гастроли. Такие поездки Александров устраивал несколько раз в год. Трудно сказать, где он только не побывал - на Украине и в Средней Азии, в Заполярье и в Закавказье.
В 1934 году ансамбль совершил концертное турне по великим стройкам пятилетки, проехав от Днепрогэса до Магнитостроя и оттуда до Комсомольска-на-Амуре. В 1935 году специальным постановлением ВЦИК ансамбль был награжден орденом Красной звезды, ему присвоили название Ансамбля красноармейской песни и пляски СССР.
В 1937 году Красноармейский ансамбль отправился в первое зарубежное турне - во Францию. Он выступал в рамках культурной программы на Всемирной выставке. Успех был настолько ошеломляющим, что было решено дать еще несколько концертов. Компании «Полидор» и «Коламбиа» выпустили пластинки с записями песен. Кроме того, был снят звуковой фильм о концертах ансамбля. По окончании гастролей американский импресарио предложил ему турне по городам США. Но в то время Александров был вынужден отказаться, поскольку не имел разрешения из Москвы. Из Парижа артисты отправились в Прагу, где также выступали с огромным успехом.
Армейскому искусству посвятил свою жизнь и сын Александрова Борис. После окончания консерватории он поступает в только что созданный Театр Красной Армии и пишет музыку к спектаклям. В 1928 году состоялась премьера его оперетты «Свадьба в Малиновке». Вдохновленный успехом, Александров-младший написал несколько оперетт, которые шли на сценах музыкальных театров страны. С 1937 года Борис Александрович начинает работать вместе с отцом в его ансамбле режиссером-ассистентом. Вскоре в ансамбль приходит и другой сын Александрова - Василий, а во время войны - младший из братьев – Александр Александров. Василий становится руководителем оркестра. Так в ансамбле образовалось уникальное семейное содружество.
Когда началась Великая Отечественная война, ансамбль перешел на казарменное положение. 24 октября в газете «Красная звезда» было напечатано стихотворение В. Лебедева-Кумача «Священная война». В тот же день А. Александров начал работать над мелодией. Песня «Священная война» была создана за день, и вскоре ансамбль начал исполнять ее на всех концертах. Она стала музыкальным символом Великой Отечественной войны.
За время войны фронтовые группы ансамбля дали более полутора тысяч концертов. Впечатления отражались в песнях, которые написал Александр Александров, - «Эшелонная», «Священная война» и др. Позже композитор объединил их в циклы. Изменился и репертуар коллектива. Б. Александров вспоминал, что каждый день начинался с концертов, которые проходили на призывных пунктах, площадях и улицах городов. Солисты ансамбля разбивались на несколько групп, которые одновременно выступали в разных местах.
В 1943 году А. Александров выиграл конкурс и вошел в число авторов, которым было поручено написать новый гимн Советского Союза. Он создал музыку на слова С. Михалкова и Г. Регистана. Гимн впервые прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 года.
В 1945 году Александров-старший перенес инфаркт, и руководство ансамблем поручили Борису. Врачи запретили А. Александрову дирижировать, но он продолжал работать и сразу после выхода из больницы написал «Победную кантату».
После смерти отца в 1946 году Борис Александров возглавил ансамбль. К тому времени это уже был высокопрофессиональный коллектив со своими творческими традициями. Теперь в его составе была не только вокальная, но и танцевальная группа. Танцы ставил известный балетмейстер и педагог П. Вирский. А песни писали известнейшие композиторы - М. Блантер, Б. Мокроусов, В. Соловьев-Седой, А. Новиков. Исполнял коллектив и песни, написанные своим художественным руководителем, - «Песня о Советской армии», «Да здравствует наша держава».
В это же время Борис Александров начинает работать и на радио. Он становится руководителем созданного там ансамбля советской песни. В этом коллективе он впервые воплотил многие свои замыслы, позже реализованные в ансамбле Советской армии.
Со временем Б. Александров реформировал репертуар. Кроме народных и современных песен, он начал работать над классическими произведениями. На концертах ансамбля зазвучали хоры и массовые сцены из опер Глинки и Чайковского, Вебера и Верди, Мусоргского и Рахманинова. Александров считал, что только работа над классикой вокальной музыки позволяет ансамблю достичь необходимого уровня исполнительского мастерства. Но он продолжал собирать и самодеятельные песни героического характера. После соответствующей музыкальной обработки некоторые из них входили в репертуар.
После войны начались зарубежные гастроли. Вначале ансамбль совершает поездку в советскую зону Германии, а затем в недавно освобожденную Францию. В начале пятидесятых годов артисты побывали на гастролях в Лондоне. Тогда газета «Таймс» писала: «Мы были свидетелями того, как русские без единого выстрела заняли Лондон». В 1967 году Краснознаменный ансамбль вновь отправился во Францию. Там артисты дали несколько благотворительных концертов в фонд ЮНЕСКО. Но Б. Александрову больше запомнилось выступление с Мирей Матье. По просьбе французского импресарио она выступила с ними на одном из концертов.
Через некоторое время известный американский импресарио С. Юрок приглашает ансамбль в концертное турне по городам США. Однако американское правительство отказалось выдать музыкантам визы, мотивируя свое решение тем, что нельзя допускать в страну такое количество иностранных военнослужащих. Артистам предложили выступить в гражданской одежде, но Александров отказался, и лишь в конце пятидесятых годов ансамбль совершил триумфальное концертное турне по городам Америки. Во время этих концертов Р. Кармен снял фильм «За рампой - Америка».
Под руководством Бориса Александрова Краснознаменный ансамбль становится школой по подготовке оперных певцов, из его стен вышли солисты Большого театра Н. Андрющенко, Е. Кибкало, А. Эйзен. Александров стремился к тому, чтобы каждый артист постоянно совершенствовал свое профессиональное мастерство. Поэтому он неуклонно расширял репертуар, создавая композиции из песен, обновляя трактовки уже имеющихся в репертуаре произведений.
Ансамбль продолжает интенсивную гастрольную деятельность и сейчас.