Русский романс

Русский романс

Русский романс

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной.
Многое вспомнишь родное, далёкое,
Слушая ропот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое…

(И. Тургенев)

Для русских композиторов романс стал сферой воплощения самых сокровенных переживаний, искренних чувств и потаённых дум.

Жанр романса возник в Испании в виде светской песни на испанском («романском») языке в отличие от церковных песнопений на латыни. Сборники таких песен, часто объединённых общим сюжетом, носили название «романсеро». Распространившись в других странах, термин «романс» стал обозначать, с одной стороны, лирическое стихотворение, отличающееся особой напевностью, с другой - жанр вокальной музыки.

В России середины XVIII века словом «романс» называли стихотворение на французском языке, положенное на музыку. Его содержание ограничивалось пасторальными сюжетами. В это время романс как жанр русской вокально-поэтической культуры назывался иначе российской песней. В сущности, он и представлял собой бытовой романс, предназначенный для сольного одноголосного исполнения в сопровождении клавесина, фортепиано, гуслей или гитары.

К рубежу XVIII-XIX веков содержание вокальной лирики всё более индивидуализировалось. Мир личных чувств человека получил яркое и правдивое выражение. В сочетании с естественным, живым литературным слогом это сделало российские песни доступными для всех - от дворянской интеллигенции и городского мещанства до крестьян. Вокальные жанры стали излюбленной формой общения в рамках домашнего музицирования.

В первой половине XIX века в России выдвинулся целый ряд талантливых композиторов, сыгравших важную роль в становлении русского классического романса (А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилёв). Опираясь на лучшие образцы отечественной поэзии, возникшие к этому времени, они создавали проникновенные, выразительные произведения. Особенно глубокое воздействие на развитие романсовой лирики оказал А. С. Пушкин.

Знакомые звуки, чудесные звуки!
О, сколько вам силы дано!
Прошедшее счастье, прошедшие муки,
И радость свиданья, и слёзы разлуки –
Вам всё воскресить суждено…

(А. Плещеев)

Александр Александрович Алябьев провёл детские годы в Тобольске, где его отец занимал должность губернатора. В 1796 году семья переехала в Петербург, в 1804 - в Москву. Музыкальная одарённость Алябьева проявилась с юных лет.

В 1812 году он вступил добровольцем в гусарский полк и участвовал в сражениях, заслужив несколько наград. После окончания войны он поселился в Петербурге, где сблизился с кружком литературных и театральных деятелей (А. С. Грибоедов, Н. И. Хмельницкий, А. А. Шаховской, И. И. Сосницкий, писатели-декабристы  А. А. Бестужев и П. А. Муханов, композитор А. Н. Верстовский).

В 1823 году Алябьев переехал в Москву. Там композитор развернул широкую деятельность: совместно с А. Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем написал пролог «Торжество муз» к открытию Большого театра, создал музыку к ряду водевилей, выступал в любительских концертах. Но в начале 1825 года эта деятельность была прервана - Алябьева арестовали по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, невзирая на недоказанность обвинения, приговорили к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Истинной причиной приговора послужила, вероятно, близость Алябьева к декабристам.

После трёхлетнего заключения в крепости в 1828 году Алябьев был направлен в Тобольск, где организовал симфонический оркестр, выступал в качестве дирижёра и пианиста. Только к 1843 году композитор получил разрешение на проживание в Москве под надзором полиции. До конца жизни, несмотря на тяжёлую болезнь, он не оставлял творческой работы.

Алябьев работал во многих жанрах, но особую любовь и популярность получили его романсы, прочно связанные с традициями городского фольклора начала XIX столетия. Обращаясь к творчеству поэтов-современников (А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова, И. И. Козлова), композитор расширил содержание романса, выходя за рамки характерных для жанра любовно-лирических тем.

Миллионам любителей музыкального искусства А. Алябьев известен, прежде всего, как автор знаменитого «Соловья» (1826) на слова Дельвига. Этот романс стал подлинным шедевром вокальной лирики первой половины XIX века, и вот уже почти двести лет радует души людей в разных странах мира. Даже великий П. И. Чайковский говорил: «Я не могу без слёз слышать «Соловья» Алябьева!!!»

Всё в нём необычно. Трудно даже определить его жанр. В нём тонко соединяются сентиментальный романтический оттенок с народным колоритом. Мелодия запева написана в духе плавной протяжной песни. Особенность романса заключается в сочетании песенно-романсового начала с танцевальным. Это совсем не было характерно для русской вокальной лирики. По удивительной цельности, естественности фразировки, отражающей выразительность поэтического текста, по тонкости нюансов истинно романтического образа этот романс можно считать высшим достижением не только его автора, но и художественного гения народа в целом.

Незаслуженно забытыми являются романсы «Зимняя дорога» или «Я вас любил», в котором поразительно совпадают настроения пушкинского стиха и его музыкального воплощения.

Романса голос узнаю
На самом дальнем расстоянье:
Стою и мысленно пою,
И мне приятно с ним слиянье.
И всех я вспоминаю вас,
Друзей и родственников дальних,
Уже ушедших и печальных:
Напомнил мне о вас – романс!…

(В. Семернин)

Александр Львович Гурилёв также вошёл в историю русской музыки как автор лирических романсов. Его отец руководил крепостным оркестром графа В. Орлова в подмосковном имении Отрада и стал для него первым учителем. В дальнейшем Гурилёв занимался у известнейших московских педагогов - Дж. Филда и И. Геништы, преподававших игру на фортепиано и теорию музыки в семействе Орловых. С ранних лет Гурилёв играл в оркестре графа на скрипке и альте, а позднее стал участником квартета известного любителя музыки князя Н. Голицына.

Детство и юность будущего композитора проходили в нелёгких условиях усадебного крепостного быта. В 1831 году после смерти графа он вместе с отцом получил вольную и приписался к обществу Московской ремесленной управы. С этого времени началась его активная деятельность в качестве композитора, пианиста и педагога.

Романсы Гурилёва прочно вошли в русский городской быт самых широких слоёв населения. Но, несмотря на успех, он провёл всю жизнь в тяжёлых материальных условиях, заставлявших его давать уроки музыки и заниматься нотной корректурой. К концу жизни трудные условия существования привели композитора к серьёзному психическому заболеванию.

Излюбленными вокальными жанрами Гурилёва стали элегический романс и популярные тогда романсы в стиле «русской песни». При этом мелодии большинства его произведений берут истоки в национальном фольклоре. В обоих жанрах преобладают мотивы неразделённой или утраченной любви, томления одиночества, стремления к счастью, грустные размышления о женской доле.

Многие романсы Гурилёва написаны в ритме вальса, широко распространённого в городском быту того времени. При этом плавное трёхдольное вальсовое движение естественно сочетается с чисто русским стихотворным размером («Грусть девушки», «Однозвучно гремит колокольчик»).

Слушая романсы Гурилева, как будто окунаешься в эмоциональную жизнь его современников. И этот мир нам, живущим спустя сто пятьдесят с лишним лет, оказывается созвучен понятен.

На мягком аккорде певучее слово,
Качнулось и хлынуло тёплой волной,
Строфа, за мелодией следуя снова,
Старинным романсом плывёт надо мной…

(Е. Матвеева)

Творчество Гурилёва оказало значительное влияние на его современника Александра Егоровича Варламова. Он родился в небогатой семье чиновника в Москве. В девятилетнем возрасте мальчика отправили в Петербург для обучения в Придворной певческой капелле. Занимаясь под руководством выдающегося русского композитора Д. Бортнянского, Варламов вскоре стал солистом хора, а также научился игре на фортепиано, виолончели и гитаре.

В 1819 году его послали в Голландию в качестве учителя певчих русской посольской церкви в Гааге. Получив массу впечатлений от посещения оперных спектаклей и концертов, он продолжал с упорством постигать секреты композиторского ремесла.

Вернувшись в Петербург в 1823 году, Варламов преподавал в Театральной школе, занимался с певчими Преображенского и Семёновского полков и некоторое время служил в Придворной певческой капелле хористом и учителем.

В это время он сблизился с М. И. Глинкой, принимал участие в исполнении его сочинений, выступал в публичных концертах как дирижёр и певец.

В 1832 году Варламов был приглашён помощником капельмейстера Московских императорских театров, затем получил место «композитора музыки». Он быстро вошёл в круг московской художественной интеллигенции, в котором было много ярко одарённых людей. Именно на этот период пришёлся расцвет творчества композитора.

Наряду с произведениями театральных жанров он создал более сотни песен и романсов. Будучи глубоко убеждённым в том, что душа русской музыки таится в народных песнях, Варламов неизменно опирался на богатства фольклора, поднимая бытовую музыку на уровень профессионального искусства. Композитор часто становился первым интерпретатором своих вокальных сочинений. Обладая негромким, но красивым по тембру и задушевным тенором, он на протяжении всей жизни выступал на концертах и в салонах. Варламов получил известность и как вокальный педагог. Его «Полная школа пения» (1840) явилась первой в России крупной работой в сфере вокального мастерства.

«Музыке нужна душа, а у русского она есть, доказательство - наши родные песни. Скажите, есть ли хоть одна из них, которая бы не выливалась из души, не была бы её отзвуком?» Это слова А. Варламова. Так они точны. И в них отмечена, может быть, самая главная черта русской музыки - богатство мелодики. Эта черта отличает и творчество этого замечательного мастера русского романса.

Песни и романсы Варламов сочинял всю свою творческую жизнь. К сожалению, рукописи их почти не сохранились, и мы не можем точно установить даты их создания. Но это не так и важно. Важнее, конечно же, тонкий вкус композитора в выборе поэтического текста его романсов. Среди них стихи В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Кольцова, Н. Цыганова. Кстати, на текст последнего написан самый популярный романс Варламова «Красный сарафан». Им восторгались великие люди XIX века. Такие разные в художественном отношении люди, как А. Пушкин, Ф. Лист, П. Виардо, А. Даргомыжский, считали это творение Варламова одним из самых замечательных созданий в этом жанре.

Этот непритязательный романс стал любимым произведением русских любителей музыки, превратился почти в народную песню. В нём рассказывается о девичьей доле, привольной жизни в родительском доме.

К шедеврам русской вокальной лирики принадлежит и романс Варламова «На заре ты её не буди» на стихи А. Фета.

Трудно объяснить, что влечёт к нему людей с самыми различными вкусами и пристрастиями, но в исполнении мастера этот романс становится образцом изысканности и вкуса.

Высоты поэзии Лермонтова достигает романс Варламова «Белеет парус одинокий». Заключённые в его музыке пафос, непримиримость, непокорность, являются символом вызова, брошенного не только морю, а всему миру.

И музыкой нежной, летучей
Слова облекаются вдруг…
                                                    

Романсовое творчество Алябьева, Гурилёва и Варламова подготовило почву для достижений в этом жанре первого классика русской музыки М. И. Глинки. Владея певческим искусством, композитор обобщил всё лучшее, что было сделано его предшественниками и современниками, и сумел довести форму романса до высокого совершенства. Одна из жемчужин его разнообразной по содержанию вокальной лирики - романс «Я помню чудное мгновенье» на слова Пушкина.

Трёхчастная форма произведения отражает содержание стихотворения, повествующего о трёх важных моментах душевной жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость нового свидания. В мелодике этого романса Глинка достиг редкой плавности и грации.

Среди романсов Глинки также надо выделить несколько шедевров, которые должен знать каждый культурный человек. «Попутная песня» - яркая жанровая картинка на стихи Н. Кукольника. Глинка стал первым композитором, который в музыке передал новое для того времени впечатление от поездки по железной дороге. В 1837 году в России открылась первая железная дорога, которая соединяла Петербург и Царское Село (ныне город Пушкин). Фортепианная партия передаёт частый перестук колёс вагонов и паровоза.

Кстати, в старину паровоз называли пароходом, поэтому не удивляйтесь, когда услышите: «Дым столбом, кипит, клубится пароход». Оживлённая скороговорка рисует суету радостной толпы. Но в романсе дано не только внешнее изображение обстановки. Средний раздел передаёт переживания путешественника.

Романс «Жаворонок» на стихи Н. Кукольника является одним из немногих образцов «русской песни» в зрелых романсах Глинки. Эта простая и бесхитростная песня народного характера стала воплощением образа любимой русской природы. Кстати, этот романс был столь популярен во времена Глинки, что стал предметом для всевозможных переложений и часто звучал в быту русских людей.

Вслед за Глинкой к жанру романса обращались многие ведущие русские композиторы (А. С. Даргомыжский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков).

С середины XIX века в этой области произошла заметная эволюция: резко разделились области «профессионального» романса и романса бытового. Первый из них, создаваемый преимущественно профессиональными композиторами, исполнялся мастерами вокального искусства; второй обычно возникал при сотрудничестве малоизвестных поэтов и музыкантов-любителей и становился достоянием массового музицирования. Значительная часть романсов, дошедших до наших дней, представляет собой результат слияния этих двух направлений.

На смену «русской песне» пришло песенное творчество поэтов, отказавшихся от внешней, формальной подражательности фольклору и создававших произведения, национальная самобытность и связь с народной поэзией которых приобрела более сложный, реалистический характер (Н. А. Некрасов, И. З. Суриков, И. С. Никитин). К этому времени развился особый вид жанра – городской романс, распространившийся в малообразованной части городского населения. Образный мир произведений этого жанра ограничен городскими и сельскими пейзажами, насыщен местным колоритом.

В конце XIX века классический романс претерпел существенные изменения: усложнились средства выражения, музыкально-поэтические связи. Особенно ярко эти черты проступили в творчестве П. И. Чайковского, писавшего романсы на протяжении всей творческой жизни. В них представлена широкая палитра вокальных жанров - от лирических романсов до колыбельных, серенад, элегий, баллад, мазурок, цыганских романсов и, наконец, детских песен.

А звуков романса безбрежное море,
Маня и лаская, кружит надо мной.
Там шёпот горячий, там звук поцелуя,
И двое в беседке в безмолвном саду,
А сердце с романсом, любя и тоскуя,
Живёт то в раю, то сгорает в аду.
Минувших времён к нам протянуты руки,
В них чувства романса, в них музыка душ.
Возьми в своё сердце, вбери эти звуки,
И таинство это приняв, не нарушь!

(Е. Матвеева)

Высокое мастерство и предельная искренность лирического высказывания сделали романсы Чайковского популярными среди самой широкой аудитории. При выборе текстов у композитора преобладал интерес к поэтам-современникам. Превыше всего он ценил эмоционально-музыкальную сторону поэзии. Поэтому, горячо любя и уважая Пушкина, создав на его сюжеты свои лучшие оперные произведения, Чайковский только дважды обратился к его творчеству в своей вокальной лирике. Ясность и точность пушкинской поэтической речи не допускала той свободы интерпретации, которую давали, например, стихи А. А. Фета и А. К. Толстого - двух поэтов, творчество которых послужило стимулом для создания лучших романсов Чайковского, вышедших за рамки камерного жанра и приблизившихся к вокально-симфоническим произведениям.

Широкая напевность мелодии в романсах Чайковского всегда насыщена интонациями, свойственными живой человеческой речи. Таков один из самых известных романсов – «Средь шумного бала» на слова А. К. Толстого. Он построен на ритме вальса. Его мелодия, тонко передающая нежную лирику настроения, словно вырастает из речевых интонаций и в то же время, благодаря вальсовому аккомпанементу, она обладает ритмической закруглённостью.

Завершают блестящую галерею русских романсов вокальные миниатюры Рахманинова, которые по своей популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Большинство романсов композитора написано на тексты русских поэтов второй половины XIX – начала ХХ веков.

Обращаясь зачастую к стихотворениям невысокого поэтического достоинства, Рахманинов интерпретировал их по-своему, придавая им новый, неизмеримо более глубокий смысл. Он трактовал жанр романса как область выражения лирических чувств и настроений.

Вокальный стиль композитора отличается широтой и свободой мелодического дыхания. При этом исключительно важную роль играет фортепианная партия, которую нельзя назвать просто аккомпанементом.

«Весенние воды» на стихи Ф. Тютчева - один из самых восторженных романсов Рахманинова. Он звучит как ликующая «песня освободившейся земли». Активность, устремлённость характерна для всех музыкальных компонентов романса. Мелодия, пронизанная звонкими «трубными гласами», соединяется с бурлящими «лавинами» пассажей в фортепианной партии, которые преобразуются затем в колокольно-аккордовые раскачивания.

Романсы Рахманинова стали кульминацией и естественным итогом эволюции жанра романса в русской музыке дореволюционного времени.

Вопросы и задания:

  1. Послушайте старинные русские романсы. Какие из этих романсов вам знакомы? В каких жизненных ситуациях вы впервые их услышали?
  2. Почему мелодии и слова популярных в народе русских романсов оставляют след в нашей памяти?
  3. Какие переживания, жизненные ассоциации, зрительные образы возникают в вашем воображении под воздействием музыкальных образов русских романсов?
  4. Назовите романсы, которые знают или поют ваши родственники.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация -  22 слайда, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Алябьев. Соловей  (сл. А. Дельвига), в исполнении Е. Мирошниченко, mp3;
    Варламов. Красный сарафан (сл. Н. Цыганова), в исполнении Н. Обуховой, mp3;
    Варламов. На заре ты её не буди (сл. А. Фета), в исполнении О. Погудина, mp3;
    Варламов. Парус (сл. М. Лермонтова), в исполнении О. Погудина, mp3;
    Глинка. Жаворонок (сл. Н. Кукольника), в исполнении БДХ, mp3;
    Глинка. Попутная песня (сл. Н. Кукольника), в исполнении БДХ, mp3;
    Гурилёв. Однозвучно гремит колокольчик (сл. И. Макарова), в исполнении М. Магомаева и Т. Синявской, mp3;
    Рахманинов. Весенние воды (сл. Ф. Тютчева), в исполнении Н. Копылова, mp3;
    Чайковский. Средь шумного бала (сл. А. Толстого), в исполнении М. Магомаева, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Для дополнительного прослушивания в архив вложены аудиозаписи:
    Листов. Я помню вальса звук прелестный (сл. К. Листова), в исполнении Н. Копылова, mp3;
    Булахов. Гори, гори, моя звезда (сл. неизвестного автора), в исполнении Н. Копылова, mp3;
    Я встретил Вас (муз. неизвестного автора, сл. Тютчева), в исполнении Н. Копылова, mp3;
    Варламов. Горные вершины (сл. М. Лермонтова), в исполнении БДХ, mp3.

Композиторы и исполнители