Глинка Михаил Иванович
Михаил Иванович Глинка (1804-1857), русский композитор, основоположник национальной композиторской школы.
Михаилу Ивановичу Глинке достаточно было бы написать одну только оперу «Жизнь за царя», чтобы удостоиться звания поистине русского композитора, каким он стремился стать с ранней юности.
Глинка знал и очень любил русские народные песни за то, что в них звучала сама душа русского народа. Но это были песни, а он мечтал создать большое произведение - русскую народную оперу, какой еще никогда в России не было. Временами он думал и о большем: можно ли создать русскую теорию музыки и чем она будет отличаться от итальянской, например, или немецкой.
Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в семье мелкопоместного дворянина И. Н. Глинки в селе Новоспасское Смоленской губернии. Мальчик был слаб здоровьем и большую часть времени занимался музыкой, играл на фортепиано и скрипке.
Учиться его определили в Благородный пансион при Главном педагогическом институте в Петербурге, куда он и переехал в 1817 году. Наставником Михаила Глинки стал дальний родственник семьи Вильгельм Карлович Кюхельбекер, товарищ А. С. Пушкина по Царскосельскому лицею.
Музыкальным инспектором Благородного пансиона была другая известная в Петербурге личность – Катерино Альбертович Кавос, призванный в то время придворный композитор, опера которого «Иван Сусанин» шла в императорском театре. Кавос был поражен проникновенной игрой юного музыканта и признал в нем несомненное музыкальное дарование.
Опера же самого Кавоса произвела на Глинку тяжелое впечатление. Он знал свой народ совсем другим, чем увидел на сцене, где крестьяне были суетны и говорили между собой на том испорченном языке, на каком изъяснялись лакеи.
Кавос вызвал у Глинки не столько досаду, сколько жалость: ведь он искренне старался показать в своей опере русский народ, выразить в музыке подвиг русского мужика Ивана Сусанина и верил, что у него это получилось - недаром он называл свою оперу патриотической. Но понять и передать по-настоящему русские мелодии Кавос не смог, это ему оказалось не по силам, как глухому услышать чудесные трели соловья или шелест листвы.
Михаил Глинка посещал все музыкальные постановки и жадно впитывал в себя все новое, что ему удавалось услышать в музыке; усиленно занимался сам, пытаясь проникнуть в самую глубину и суть музыкальных теорий, чтобы понять тайну их образования и на этой основе выстроить свою, найти свой собственный национальный стиль.
К тому времени Глинка окончил Благородный пансион и определился помощником секретаря Главного управления путей сообщения. Не служить он не мог. Такова была воля отца, который считал его занятия музыкой не более чем шутовством.
Но для самого Глинки все было наоборот. Службой он занимался по обязанности, а все остальное время отдавал своему главному делу - музыке. Первые же творческие опыты - вариации на мелодии модных романсов и арий - принесли М. Глинке успех. Особенно всем нравился, как, впрочем, и самому молодому композитору, его романс «Разуверение» на слова Баратынского, который сейчас больше известен под названием «Не искушай меня без нужды». Его исполняли во всех салонах и любительских кружках России, от руки переписывали ноты и слова.
Глинке передали, что этот его романс пели в пушкинском Михайловском «вечером при свечах, и всем казалось, будто некий дух появляется в зале, живой дух - так осязаема и хороша была музыка».
Позже появились другие романсы, в частности на слова А. С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне». Имя композитора сделалось известным. Ему и самому было приятно такое признание, и, тем не менее, он считал свои романсы чем-то вроде интересной записи в записной книжке, расценивая все достигнутое только как начало. Глинка не преувеличивал своего успеха, но и не сомневался в своих силах. Настоящее большое произведение было у него впереди.
Во многом человек настроения, он был готов работать днями и ночами напролет, снова и снова разбираясь в музыкальных построениях, словно начинающий музыкант. Он пишет новые романсы, инструментальные пьесы. В 1829 году по сочинения были опубликованы.
Человек тихий, сдержанный и не очень общительный, Глинка, тем не менее, очень быстро сошелся с людьми, которые составили славу России: поэтами, музыкантами, художниками. Он был хорошо знаком и дружил с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, В. А. Жуковским, А. С. Даргомыжским, М. А. Балакиревым, А. Н. Серовым, В. В. Стасовым.
В 1830 году Глинка уехал за границу. Он жил в Италии, Австрии, Германии, знакомился с музыкальной культурой этих стран, совершенствовал свои познания в музыкальной теории. К этому периоду относятся его первые зрелые произведения.
Вернувшись домой, Глинка, наконец, приступает к тому, к чему готовился всю жизнь. Он пишет план оперы, главным героем которой должен был стать костромской мужик Иван Сусанин, совершивший подвиг во время войны с поляками. Это должна была быть не просто опера, а «музыкальная дума о народе», как размышлял об этом сам композитор. «Надоели лукавые мельники на сцене, бедные люди, сметливые лакеи и просто Иванушки-дурачки». В его опере будет выражена трагедия крестьянина-свободолюбца, трагедия силы.
Когда опера была готова, автор первого «Ивана Сусанина» К. Кавос сказал Глинке: «Вы русский композитор, сударь мой, вы подлинно национальный композитор...»
Новая опера называлась «Жизнь за царя». Ее премьера состоялась в петербургском Большом театре 27 ноября 1836 года. На премьере присутствовал царь, члены царской семьи и весь петербургский свет. Многим из них казалось непонятным, для чего выводить на сцену мужиков и баб, да еще делать из них героев. Необычной была и музыка, то лихая, задористая, как сами народные песни, то торжественная и величавая. Но скоро настроение зала изменилось. А когда в последней сцене на фоне кремлевских стен раздался буйный перезвон колоколов, а хор запел ликующее «Славься», Глинка понял, что опера состоялась.
Однако ее не все приняли однозначно. Уже на следующий день в газетах появились разгромные рецензии, в которых его музыку называли «кучерской» и недоумевали, как она вообще могла появиться на большой сцене. Но были и другие мнения. В частности, А. Одоевский писал: «Опера Глинки явилась для нас просто, как будто неожиданно ... Носился слух, что в ней будет русская музыка; многие из любителей ожидали услышать в опере несколько обработанных, но известных народных песен - и только.
Но как выразить удивление истинных любителей музыки, когда они с первого акта уверились, что этою оперою решался вопрос, важный для русского искусства в особенности, а именно: существование русской оперы, русской жизни... С оперой Глинки является то, что давно ищут и не находят в Европе, - новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки. Такой подвиг, скажем, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!»
К этому времени М. И. Глинка уже давно оставил свою службу в Главном управлении путей сообщения и вскоре после премьеры оперы «Жизнь за царя», в 1837 году, был назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы, хором которой руководил 3 года.
Другую свою оперу – «Руслан и Людмила» - Михаил Иванович Глинка написал на сюжет известной сказки поэмы А. С. Пушкина. И свою оперу он задумал сделать как «сказку-быль, сказку правдивую, возвеличивающую человека, в которой музыка должна искриться, гореть, рыдать, смеяться!»
Премьера новой оперы состоялась спустя шесть лет день в день после первого представления «Жизни за царя» - 27 ноября 1842 года. Исполнение оперы было неудачным, но красоту музыки признали все, отметив, что у композитора сложился свой особый музыкальный стиль. А традиции «Руслана ...» в дальнейшем получили развитие в творчестве композиторов «Могучей кучки».
В 30-40-е годы Глинка создает и другие музыкальные шедевры, такие, как Вальс-фантазия, музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский», продолжает работать над романсами. В это время он пишет свой удивительный романс «Я помню чудное мгновенье» на слова А. С. Пушкина.
В отличие от творческой, личная жизнь композитора не удалась. Его первый брак с Марией Петровной Ивановой оказался неудачным и распался. Он встретил другую женщину, Екатерину Ермолаевну Керн, дочь Анны Петровны Керн, той самой, которой А. С. Пушкин посвятил свои, ставшие знаменитыми, стихи. Однако отношения с Екатериной Ермолаевной тоже закончились разрывом. В 1844 году Глинка снова уезжает за границу и 2 года живет в Испании, где собирает народные песни, изучает нравы и этой обычаи страны.
Испанские впечатления отразились в симфонических увертюрах «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде» - темпераментных, напоенных ритмами и мелодиями испанской музыки. К концу 1840-х гг. относится также симфоническое скерцо «Камаринская» (1848), сыгравшее исключительную роль в формировании русского симфонизма. Чайковский сказал, что «вся русская симфоническая музыка заключена в ней, как дуб в желуде». В последний период жизни творческая активность Глинки несколько снизилась. Крупные замыслы этих лет - опера «Двумужница» и симфония «Тарас Бульба» - остались неосуществленными.
Однако он уже успел сделать столько, что вошел в историю как выдающийся русский композитор. Михаил Иванович Глинка заложил основы национального музыкального стиля, открыл, подобно А. С. Пушкину в литературе, классический период в истории русской музыки.
Глинка умер 3 (15) февраля 1857 года в Берлине.