Рахманинов Сергей Васильевич
Сергей Васильевич Рахманинов (1 апреля 1873 г. - 28 марта 1943 г.), русский композитор и пианист.
Будущий композитор начал учиться музыке, когда ему было всего 4 года. Много лет спустя Сергей Рахманинов посвятил своей первой учительнице Анне Дмитриевне Орнатской одно из самых прекрасных своих произведений – «Весенние воды».
В 9 лет Сергей поступил в младший класс Петербургской консерватории, потом перешел в Московскую консерваторию и стал учиться у прекрасного педагога - профессора младших классов Николая Сергеевича Зверева. Здесь Сергей Рахманинов впервые встретился с Петром Ильичом Чайковским. Знаменитый композитор заметил способного ученика и внимательно следил за его успехами. Через некоторое время Чайковский сказал: «Я предсказываю ему великое будущее».
В Москве Рахманинов учился сразу на двух отделениях - фортепианном и композиции. Ему давали уроки знаменитые музыканты С. И. Танеев и А. С. Аренский.
В 18 лет Рахманинов окончил консерваторию, представив на выпускной экзамен оперу «Алеко» (по поэме А. С. Пушкина «Цыганы»), которую написал всего за 17 дней. Спустя год опера была поставлена в Большом театре и сразу же получила признание критики. Впоследствии Рахманинов создал еще две оперы – «Скупой рыцарь» (по А. С. Пушкину) и «Франческа да Римини» (по Данте).
Не меньшую известность он приобрел как пианист. В 1899 году Сергей с успехом выступал во Франции, а в 1909 году в Америке.
Однако его творческий путь не был усыпан розами. Случались неудачи, которые он остро переживал. После того как закончилась неудачей премьера Первой симфонии, Рахманинов впал в депрессию и потерял веру в свои способности. Ему тогда даже пришлось лечиться у психиатра. Но самым лучшим лекарством для композитора была музыка. Успешное исполнение Второго концерта для фортепиано с оркестром в 1901 году полностью восстановило его силы и помогло вернуть уверенность в своих творческих возможностях.
После революции 1917 года Рахманинова пригласили дать несколько концертов в скандинавских странах. Он поехал вместе с семьей и больше в Россию не вернулся. Сначала они жили в Дании, где он много выступал с концертами, зарабатывая на жизнь. Потом переехали в Америку.
С первого концерта в маленьком городке Провиденс в штате Род-Айленд началась концертная деятельность Рахманинова, которая продолжалась без перерыва почти 25 лет.
В Америке он добился ошеломляющего успеха, который когда-либо сопутствовал здесь иностранному исполнителю. Слушателей привлекало не только высокое исполнительское мастерство Рахманинова, но и манера его игры, и внешний аскетизм, за которым скрывалась яркая натура гениального музыканта.
Концерты отнимали все время, и он мало занимался сочинением новых произведений, но все-таки они появлялись. Наиболее известны среди них Четвертый концерт для фортепиано с оркестром, Рапсодия на тему Паганини, а также цикл народных песен для хора.
В России менее всего известны другие произведения Рахманинова, связанные с возрождением русской духовной музыки. На рубеже XIX-XX веков в стране возникает национальное движение «Новое русское возрождение» по определению А. Блока. В то время в обществе пробудился интерес к художественному наследию русского Средневековья (зодчеству, иконам, фрескам), на этой волне многие композиторы обращаются к древнерусской музыке.
В этом русле создаются хоровые циклы Рахманинова – «Литургия Иоанна Златоуста» (1910) и «Всенощная» (1915).
Ко времени создания «Литургии» Рахманинов был автором трех фортепианных концертов, трех опер и двух симфоний. Но, по признанию композитора, над редкой вещью он работал с таким удовольствием. Основываясь на традициях русской литургии, Рахманинов создает концертное произведение, где, в отличие от «Всенощной», практически не использует подлинные распевы. Он смело соединяет интонации народного и профессионального искусства, создает впечатляющий образ древнего культового пения.
В своем творчестве Рахманинов стремился отразить духовную жизнь России во взаимосвязи прошлого и настоящего. Поэтому он и обращался к хоровым произведениям, своеобразным массовым действам, где можно было передать глубину народной психологии (примером тому могут служить его кантаты «Весна» и «Колокола»).
Интересна история создания Рахманиновым романсов. Она началась с заочной переписки композитора и писательницы М. Шагинян. Она хотела, чтобы Рахманинов начал писать музыку на стихи настоящих поэтов, и подготовила для него целый сборник. Первоначально Шагинян подписывала свои письма музыкальной нотой ре и лишь со временем раскрыла свой псевдоним. Об этой увлекательной истории она рассказала в своих воспоминаниях.
До сих пор особой популярностью пользуются романсы Рахманинова «Сирень», «Здесь хорошо», «Маргаритки».
Разносторонность его дарования проявилась и в дирижерской деятельности. Впервые за дирижерский пульт он встал, когда ему исполнилось всего двадцать лет, в 1893 году, в Киеве, как автор оперы «Алеко». В 1897 году он начал работать дирижером в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова, где приобрел необходимую практику и опыт. До этого Рахманинов дирижированию никогда не учился, хотя и чувствовал, что «способен дирижировать». Ему помогли природная одаренность, исключительный вкус, феноменальная память и безупречный слух.
3 сентября 1904 года состоялся дирижерский дебют Рахманинова в Большом театре. Здесь он вел целый ряд спектаклей, прежде всего оперы русских композиторов. Под его руководством были осуществлены новые постановки «Жизнь за Царя» М. И. Глинки и «Пиковой дамы» П. И. Чайковского.
С 1899 года Рахманинов выступает как дирижер с гастролями по другим странам. В мае 1907 года в парижской «Гранд Опера» он провел один из четырех исторических концертов русской музыки (другими концертами дирижировали А. Никиш, К. Шевиллар и Н. Римский-Корсаков). Впервые выступая с концертами в США, Рахманинов не только дирижировал собственными сочинениями, но и предложил интересную трактовку произведений таких композиторов, как Чайковский и Моцарт.
В эмиграции он почти прекратил свои дирижерские выступления, хотя в Америке его приглашали занять пост руководителя Бостонского симфонического оркестра, а позже оркестра города Цинциннати. Но композитор не согласился и лишь изредка вставал за дирижерский пульт, когда исполнялись его собственные сочинения.