Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Новая кукла

Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Новая кукла

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Новая кукла

Георгий Свиридов. Ласковая просьба;
Пётр Ильич Чайковский. Новая кукла, Болезнь куклы.

1-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать и определять словесно разные настроения музыки: ласковое, весёлое, грустное; различать их оттенки.

Ход занятия: 

П е д а г о г. Мы говорили о том, что музыка передаёт разные настроения человека - грусть и радость, нежность и тревогу.

Сейчас я сыграю вам пьесу композитора Георгия Свиридова, которая называется «Ласковая просьба». В этом произведении, как и в знакомой вам пьесе Л. Бетховена «Весело – грустно», уже в самом названии композитор сообщает нам о том, какие чувства он хотел выразить в музыке. Как звучит эта пьеса? (Исполняет её.)

Д е т и. Ласково.

П е д а г о г. Да, музыка нежная, просящая, иногда настойчивая и жалобная. (Исполняет фрагменты.) А сейчас вы познакомитесь с двумя пьесами композитора Петра Ильича Чайковского. Они называются «Новая кукла» и «Болезнь куклы». 

О настроениях, выраженных в этой музыке, тоже можно догадаться по названиям. Какие это настроения? (Исполняет обе пьесы, дети различают характер музыки.)

В музыке могут быть переданы разные состояния человека, его чувства, переживания: и ласковая просьба (исполняет фрагмент пьесы Г. Свиридова), и радость (играет фрагмент пьесы «Новая кукла», и грусть, печаль (звучит фрагмент пьесы «Болезнь куклы» и многие другие чувства.

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей передавать движениями различный характер пьес.

Ход занятия:

П е д а г о г. На прошлом занятии вы слушали три различные по характеру пьесы. Попробуйте их узнать. (Исполняет фрагменты, дети называют произведения.) Сейчас мы попробуем передать в движении разный характер этой музыки. Какая по настроению «Ласковая просьба» Г. Свиридова? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Ласковая, нежная.

П е д а г о г. Да, в музыке слышны просящие, ласковые, повторяющиеся мелодии, интонации. Так бывает и в жизни. Если ребёнку что-то очень хочется, он уговаривает маму, повторяя свою просьбу много раз. Эта пьеса очень ласковая, и движения рук у вас будут плавные и спокойные. (Напевает фрагмент и дирижирует). Дети слушают пьесу целиком и движениями рук передают характер музыки.

А пьеса «Новая кукла» П. Чайковского, какая по характеру? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Весёлая.

П е д а г о г. Да, она очень радостная, стремительная, полётная. Девочка так рада новой игрушке! Вместе со своей куклой она кружится, танцует и, наверное, чувствует себя очень счастливой. Хотите потанцевать под эту музыку так, будто это танцует девочка со своей новой куклой? (Исполняет пьесу.)

А «Болезнь куклы» П. Чайковского, какая по настроению? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Грустная.

П е д а г о г. Да, пьеса очень печальная, грустная, нежная. Девочка горюет, что её кукла заболела, вздыхает, гладит её, хочет утешить, пожалеть. Может быть, это даже слезы капают из её глаз? (Исполняет фрагмент начала пьесы.) Как мы можем движениями передать характер этой музыки? Наверное, они должны быть нежными, как будто девочка гладит и ласкает заболевшую куклу. (Исполняет пьесу.)

Я хочу, чтобы вы заметили: две пьесы, которые вы сейчас слушали - «Ласковая просьба» Г. Свиридова и «Болезнь куклы» П. Чайковского, - ласковые, нежные. Но первая - более светлая, спокойная, а вторая - грустная, печальная. (Исполняет фрагменты.) Не грустите. Кукла скоро поправится!

3-е занятие

Программное содержание. Привлечь внимание детей к выразительным интонациям музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Как вам кажется, почему пьеса Г. Свиридова называется «Ласковая просьба»?

Д е т и. Она ласковая, ребёнок просит о чём-то.

П е д а г о г. Да, мелодия повторяется. Она звучит каждый раз по-разному. В музыке слышны то просящие, спокойные, ласковые интонации (исполняет 1-4-й такты), то более настойчивые (играет 9-16-й такты), то робкие, неуверенные, жалобные, вопросительные (исполняет 29-32-й такты). Когда человек просит разрешения что-то сделать или задаёт вопрос, например, «Можно?», его голос звучит, тоньше, выше. В музыке, как и в речи, тоже может звучать вопрос. (Играет повторно 29-32·й такты.) А как заканчивается пьеса? (Исполняет последние два такта.)

Д е т и. Грустно.

П е д а г о г. Да, последние аккорды звучат жалобно и грустно. Наверное, ребёнку не разрешили того, о чём он просил, и он грустит. Но ведь такие огорчения бывают не очень часто. Мама так любит своего малыша. Она старается его порадовать всегда, когда это возможно: купить новую игрушку, сладости.

Вспомним пьесу П. Чайковского «Новая кукла». Музыка такая радостная, счастливая! (Исполняет фрагмент.) Прислушайтесь; в начале пьесы мелодия стремительно и плавно кружится. Она звучит всё громче, поднимается высоко, восторженная, радостная. (Исполняет 1-16-й такты.) А потом она как бы порхает, звучит с перерывами, скачками. Может быть, девочка от радости подпрыгивает, скачет то на одной, то на другой ножке. (Исполняет 16-32-й такты.) Потом опять мелодия звучит плавно, как в начале. (Исполняет фрагмент.) Девочке так хочется поделиться со всеми своей радостью, что она радостно и легко подпрыгивая, убегает. В конце пьесы слышно, как музыка затихает. (Исполняет окончание пьесы.) Попробуйте движениями рук показать, как девочка кружится, напевает и показывает детям плавные круговые движения, которые можно делать под эту музыку, и как она радостно скачет, подпрыгивает (постукивает пальцами одной руки о ладонь другой, напевая мелодию). (Исполняет пьесу повторно, дети передают смену характера музыки движениями рук.)


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Свиридов. Ласковая просьба, mp3;
    Чайковский. Детский альбом:
      Болезнь куклы (3 варианта исполнения - фортепиано, симфонический оркестр, песня), mp3;
      Новая кукла (3 варианта исполнения - фортепиано, симфонический оркестр, песня), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Композиторы и исполнители