Романса трепетные звуки...

Романса трепетные звуки...

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 12

Тема: Романса трепетные звуки...

Цели урока: познакомить с романсом - одним из жанров вокальной музыки; формировать умение выделять особенности романса и находить отличия от других вокальных жанров.

Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, иллюстрации картин.

Ход урока:

Организационный момент:

Урок начинается с романса по выбору учителя.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Поделись живыми снами, говори душе моей;
Что не выскажешь словами, звуком на душу навей…»
                                                         (А. Фет)

Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем говорить о романсе.

Работа пo теме урока:

1. Что такое романс.

Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь слышать, как об одном из иностранных языков говорят, что он относится к романским или к «романской группе»? В Испании, в средние века, всякое произведение, написанное на романском языке (так назывался тогда испанский), а не на латинском, официальном языке католической церкви, называли романом. Стихотворения, положенные на музыку, в отличие от латинских песнопений стали называть романсами.

Один из самых тонких, поэтических вокальных жанров - романс сумел преломить в себе огромный мир музыкальной образности. В романсе выражают себя и счастье, и одиночество, в нём то звучит народная речь и сказочные повествования, то он уносит нас в страну фантастического музыкального Востока, то завораживает испанскими ритмами, открывает галерею тонких античных стилизаций.

Как музыкальный жанр романс со временем расширил свои рамки, наполнился любовным, шуточным, сатирическим содержанием. Потом появились разновидности романса: элегия, баллада, драматический монолог. Все они глубоко и тонко передают душевный мир человека и широкий круг явлений действительности.

Романс, как и песня, относится к жанрам вокальной миниатюры, однако ему присуща более сложная поэтическая и музыкальная образность. Романс - музыкально-поэтическое сочинение для голоса в сопровождении аккомпанирующего инструмента (рояля, арфы, гитары или камерного ансамбля). Романс никогда не поют хором, потому что в этом произведении выражаются глубоко личные чувства.

В современном понимании романс возник в начале XIX века при формировании романтизма. В это самое время в музыке происходил поворот от осмысления глобальных философских проблем в сторону личных интересов человека с его внутренним миром, полным разнообразных, а порой и противоречивых чувств. Это первое художественное мироощущение, связанное с личными переживаниями человека, не смогли бы выразить крупномасштабные жанры. Такие, как симфонии, концерты, кантаты, оратории, которые были созданы для утверждения общечеловеческих идей и истин.

Простые лирические чувства потребовали как бы уменьшения музыкальных форм. Тогда и стали возникать как инструментальные, так и вокальные миниатюры: прелюдии, ноктюрны, романсы. В них зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав. Такую музыку создавали великие композиторы-романтики - Шуберт и Шуман, Шопен и Брамс, Мендельсон и Григ.

Эти образы составляют важную часть вокальной лирики и русских композиторов - Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова. Как и в песенном творчестве, огромное влияние на художественный строй романсов оказала русская поэзия. Воспетые ею русские просторы, картины природы, времена года, любовь с ее радостями и страданиями - все звучит и в романсе, все оказывается созвучным исканиям музыкантов.

Но точно так же мы можем сказать, что эти темы пронизывают все искусство: разве и в живописи не находим мы те же образы? Гремит колокольчик, мчится тройка, разливаются весенние воды, зацветает сирень – каждый из этих образов по-своему отражён во всем русском искусстве.

Внимание и любовь к окружающему миру - с этой эстетической установкой формировалась национальная композиторская школа в России. И, несмотря на свою относительную молодость (в сравнении с западноевропейской музыкальной традицией), она поражает и зрелостью чувств, и мудростью наблюдений, и отточенностью мастерства.

Романс стал неотъемлемой частью русского музыкального искусства и, может быть, даже больше, чем другие жанры, оказался созвучным духовному складу русской души. У истоков русского романса стояли А. Алябьев, А. Гурилёв и А. Варламов.

2. Слушание романса.

К жанру романса М. Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. Этот жанр стал своеобразным лирическим дневником, в который композитор записывал не только свои многообразные чувства, но и очень широкий круг жизненных явлений. В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные пейзажи, портреты окружавших его людей, картины далёких времён и стран.

Романсы Глинки удивительно «вокальны». В них проявилось тонкое знание возможностей голоса и полное владение ими. Из воспоминаний современников мы знаем, что Глинка сам был замечательным вокалистом, хотя любил петь только в кругу близких людей. Он был также прекрасным вокальным педагогом, среди учеников которого такие выдающиеся русские певцы, как Д. М. Леонова, О. А. Петрова, А. Я. Петрова-Воробьёва и другие. Михаил Иванович считал, что при исполнении романса важны не только умение технически распоряжаться своим голосом, но и явственное, чеканное произнесение каждого слова, верная декламация.

«В музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны. Одно и то же слово можно произнести на тысячу ладов, не переменяя даже интонации, ноты в голосе, а переменяя только акцент, придавая устам то улыбку, то серьёзное, строгое выражение», - говорил композитор.

Поэтому не случайно то, что именно Глинка стал основоположником русской вокальной школы соединяющей высокое мастерство владения голосом широкую распевность и драматическую выразительность. В своих романсах Глинка использовал тексты двадцати поэтов.

Хотя все романсовое творчество композитора отличается единством стиля, Глинка сумел отразить в музыке особенности поэтического языка разных авторов. Среди них надо отметить великих русских поэтов Пушкина, Дельвига, Жуковского,  Баратынского и других.

Вокальные произведения Глинка писал на протяжении 32 лет.

Глинка стал основоположником не только оперной и симфонической, но и вокальной русской классической музыки. Он наполнил романс огромным жизненным содержанием, усилил характер его образов. Традиции, заложенные романсовым творчеством Михаила Ивановича, были продолжены многими русскими композиторами.

Романс «Жаворонок» является одним из немногих образцов «русской песни» и зрелых романсах Глинки. Эта простая и бесхитростная песня народного характера стала воплощением образа любимой русской природы. Кстати, этот романс был столь популярен во времена Глинки, что стал предметом для всевозможных переложений и часто звучал в быту русских людей.

- Сейчас мы с вами прослушаем необыкновенно поэтичный и задушевный романс М.И. Глинки «Жаворонок» на слова Нестора Кукольника. (Слушание романса).

- Ребята; как вы думаете, что хотели передать авторы своим произведением, какие чувства, настроения? (Настроение светлое, приподнятое, радостное. И всё же чувствуется некоторая грусть, пусть светлая, мечтательная, но она все же присутствует в этом романсе.)

Ранняя весна, ласковое дыхание земли, звонкая струя звуков... Все как будто создаёт радостное и приподнятое настроение, неповторимое ощущение наступающей весны. И все же задумайтесь: нет ли в этой радости слегка уловимого оттенка грусти - может быть, оттого, что ещё обнажены земля и деревья, что порой налетает холодный ветер, а может быть, возникающего просто так, из-за чего-то, что трудно объяснить словами. Не это ли состояние - мечтательной грусти, но без тоски, без осенней безысходности - гениально передал М. Глинка в своей мелодии?

Романсы - подлинно лирические произведения, отражающие переживания, чувства, мечты человека. Все произведения, которые обращены к внутреннему миру человека, его мыслям, чувствам, стремлениям, называют психологичными. Недаром романс называют творческой лабораторией композиторов, без которой были бы неосуществимы многие их крупномасштабные замыслы: инструментальные концерты, симфонии, оперы.

Итог урока:

- Что вы узнали о романсе?

Вопросы и задания:

  1. На стихи каких поэтов писал романсы М. Глинка?
  2. Какие романсы М. Глинки вам известны?
  3. Вспомните и напойте их мелодии.
  4. Выполните задание на стр. 15 в «Дневнике музыкальных наблюдений».


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 6 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Глинка. Жаворонок (в исполнении БДХ, Н. Копылова и фортепиано), mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Композиторы и исполнители