Природа и музыка: Ходит месяц над лугами

Природа и музыка: Ходит месяц над лугами

ПРИРОДА И МУЗЫКА

Ходит месяц над лугами

1-е занятие

Программное содержание. Рассказать детям о композиторе С. Прокофьеве. Вызывать эмоциональную отзывчивость на музыку нежного, задумчивого, мечтательного характера, определять её эмоционально-образное содержание, сравнивать по настроению со стихотворениями.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, сегодня вы познакомитесь с пьесой замечательного композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Одновременно он был и дирижёром, и пианистом, написал оперы, балеты, симфонии, концерты, музыку для кинофильмов и театральных спектаклей.

В его произведениях много нежных мелодий. Также есть музыка, в которой большую роль играет ритм - чёткий, энергичный.

С. Прокофьев рано начал заниматься музыкой. Когда ему исполнилось 6 лет, столько, сколько сейчас вам, он сочинил свою первую пьесу – «Индейский галоп», а в 9 лет - уже оперу «Великан». Музыка для детей у него разнообразная: песни, фортепианные пьесы, музыкальные сказки («Гадкий утёнок», «Петя и волк»).

В сказке «Петя и волк» С. Прокофьев знакомит детей с инструментами симфонического оркестра. Каждый персонаж характеризуется одним музыкальным инструментом. Птичку изображает нежная флейта, неповоротливую утку - гобой, волка - несколько жёстко звучащих валторн, беззаботного Петю - струнные инструменты (скрипки, виолончель).

Фортепианный сборник «Детская музыка» начинается пьесой «Утро», а заканчивается произведениями «Вечер» и «Ходит месяц над лугами».

Музыка передаёт как бы события одного дня, прожитого ребёнком, с его радостями, огорчениями, играми, прогулками на природе. Послушайте пьесу «Ходит месяц над лугами». Какие настроения, чувства переданы в этой музыке, изображающей картину ночной природы? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Музыка ласковая, спокойная, нежная.

П е д а г о г. Да, музыка спокойная, мечтательная, задумчивая, сказочная, волшебная, мягкая. Послушайте стихотворение русского поэта Сергея Александровича Есенина «Ночь». Какое настроение передано в нём?

Ночь. Вокруг тишина.
Ручеёк лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошённых степей.
Ночь. Вокруг тишина.
В природе всё спит.
Своим блеском луна
Всё вокруг серебрит.

Д е т и. Спокойное, нежное.

П е д а г о г. В стихотворении передана волшебная картина ночной природы, освещённой серебристым светом луны. Музыка С. Прокофьева тоже очень светлая, волшебная, неторопливая, спокойная, мечтательная, заворожённая (исполняет пьесу).

А сейчас послушайте отрывок из другого стихотворения - А. Пушкина:

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.

Оно светлое и печальное одновременно и тоже созвучно характеру музыки С. Прокофьева.

2-е занятие

Программное содержание. Учить различать смену характера музыки, изобразительность, средства музыкальной выразительности, передающие образ.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, послушайте отрывок из произведения, вспомните его название и автора (исполняет фрагмент).

Д е т и. «Ходит месяц над лугами» С. Прокофьева.

П е д а г о г. Какая это музыка по характеру?

Д е т и. Спокойная, нежная, задумчивая, сказочная, волшебная.

П е д а г о г. Правильно. А меняется ли характер музыки? (Исполняет пьесу целиком.)

Д е т и. В начале музыка нежная, светлая, а потом более грустная, печальная, серьёзная, звучит низко.

П е д а г о г. Правильно, вторая часть начинается в низком регистре, таинственно, немного печально, настороженно (исполняет фрагмент). Наверное, месяц спрятался в тумане или в тучах, остался только его отсвет, и музыка стала более грустной, нахмурилась, потемнела (исполняет фрагмент повторно).

Но вот музыка ненадолго просветлела, зазвучала высоко, тихо, прозрачно, как будто лунный свет опять озарил природу или в небе засверкали звезды (исполняет фрагмент). И снова она звучит всё ниже, таинственнее, сказочнее (исполняет окончание пьесы).

На прошлом занятии вы слушали два стихотворения: С. Есенина и А. Пушкина. Оба они созвучны этой пьесе. Но характер музыки меняется. Послушайте стихотворения ещё раз и скажите, какое из них более соответствует характеру этой части пьесы (исполняет оба стихотворения и фрагмент второй части пьесы).

Д е т и. Второе стихотворение. Оно более печальное, грустное («На печальные поляны льёт печально свет она»).

П е д а г о г. Да, стихотворение, как и музыка второй части пьесы, печальное, грустное.

3-е занятие

Программное содержание. Закреплять у детей умение различать средства музыкальной выразительности, создающие образ, изобразительность музыки. Передавать в рисунках различный характер частей пьесы.

Ход занятия:

П е д а г о г (читает стихотворение А. Пушкина и исполняет вторую часть пьесы). Дети, отрывок из какого музыкального произведения я вам сыграла?

Д е т и. «Ходит месяц над лугами» С. Прокофьева.

П е д а г о г. А чьи стихи вы услышали?

Д е т и. Пушкина.

П е д а г о г. Какую часть пьесы я сыграла и какой характер музыки?

Д е т и. Это вторая часть. Музыка таинственная, печальная.

П е д а г о г. Почему вы так определили характер музыки?

Д е т и. Она звучит низко, более громко, чем в начале.

П е д а г о г. А какой характер первой части? (Исполняет её.)

Д е т и. Нежный, задумчивый, ласковый, светлый, волшебный, убаюкивающий, мягкий, напевный.

П е д а г о г. Почему вы так определили характер этой части?

Д е т и. Музыка плавная, неторопливая, спокойная? мелодия звучит высоко, тихо, светло, напевно.

П е д а г о г. Правильно, мелодия напевная, напоминает русскую народную песню, звучит неторопливо, ласково, мечтательно (исполняет одну мелодию). Она такая широкая, бесконечная, как просторы русских полей, лугов (исполняет фрагмент повторно).

Аккомпанемент тоже плавный, но более подвижный (исполняет фрагмент аккомпанемента). Эта плавность и подвижность аккомпанемента в сочетании с мягкой, песенной, текучей мелодией создаёт ощущение, что месяц плывёт по небу над просторами русских лугов и освещает, серебрит всё вокруг (исполняет первую часть пьесы).

Смогли бы вы нарисовать такую красивую, сказочную картину природы? Попробуйте это сделать дома. Кто хочет, может нарисовать картину, изображающую вторую часть пьесы, более сумрачную, таинственную: месяц спрятался за тучами, скрылся в тумане и лишь его отсвет падает на луга и поляны (исполняет фрагмент). А сейчас послушайте всю пьесу и попробуйте представить себе ту картину, которую вы нарисуете (исполняет пьесу).

4-е занятие

Программное содержание. Находить сходные и различные по настроению образы в разных видах искусства. Определять выразительные тембры музыкальных инструментов, передающие характер частей пьесы.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, давайте рассмотрим рисунки. Какие они разные - и светлые луга, освещённые луной, и более тёмные, над которыми нарисовано небо, покрытое тучами. Я сыграю вам пьесу С. Прокофьева «Ходит месяц над лугами», а вы выберите рисунки, наиболее соответствующие ее частям (исполняет пьесу, дети выбирают рисунки).

Вы слушали стихотворения А. Пушкина и С. Есенина о ночной природе, сравнивали их по характеру, настроению с частями пьесы. Каким рисункам соответствуют эти стихи? (Читает стихотворение С. Есенина, дети выбирают рисунки.)

А какая часть пьесы более близка по настроению к этим стихам и рисункам? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Первая часть. Музыка светлая, серебристая, волшебная, добрая, похожая на спокойную, ласковую песню.

П е д а г о г. А каким рисункам соответствуют эти стихи? (Читает стихотворение А. Пушкина, дети выбирают рисунки.) С какой частью пьесы С. Прокофьева они перекликаются?

Д е т и. Со второй, музыка печальная, таинственная, грустная, луна пробирается сквозь туман, тучи.

П е д а г о г. Правильно (исполняет фрагмент второй части). Подумайте, какими тембрами инструментов можно подчеркнуть волшебное, светлое, серебристое звучание пьесы.

Д е т и. Можно играть на треугольнике.

П е д а г о г. Правильно, у него очень звонкий, протяжный, волшебный звук. В начале второй части нужно играть тише, чтобы подчеркнуть таинственный характер музыки. (Даёт одному из детей треугольник, исполняет пьесу вместе с ним.)

Ходит месяц над лугами
Рекомендации по исполнению. Пьеса «Ходит месяц над лугами» может быть использована на занятиях во фрагменте (первые два периода). Первый период состоит из двух предложений, представляющих собой одно целое. В нём создан образ, близкий русским народным протяжным песням, ощущается светлый, сказочный, волшебный колорит. Мечтательный, задумчивый характер музыки создаётся певучей, плавной мелодией, мягким, текучим аккомпанементом. В мелодии необходимо избегать акцентов, добиваться объединённой фразировки по восемь тактов. Для этого начала и окончания лиг исполняются мягко.
Второй период состоит из двух контрастных предложений. В первом предложении мелодия перемещается в нижний регистр, звучит сумрачно, печально. Второе начинается светло, зыбко, прозрачно, но постепенно мелодия снова спускается вниз, звучит таинственно.

Утро
Рекомендации по исполнению. Пьеса очень поэтична, полна красочных гармонических сочетаний. Она трудна для исполнения тем, что требует нахождения тонких колористических звучаний. В ней важно почувствовать, услышать, передать обаяние тембровых красок-полутонов. Начальные аккорды (которые повторяются в пьесе неоднократно) важно играть, слушая крайние звуки, то есть с опорой на 5-е пальцы, что создаёт своеобразную «звуковую арку» большою диапазона. Необходимо найти выразительные тембры (сумрачный, таинственный и светлый, ясный).
Последующую мелодическую интонацию (1-й, 3-й и др. такты) важно играть с движением фразировки к середине фразы, мягким окончанием лиг, высветить верхний голос.
В средней части пьесы, в которой как бы изображается рассеивание тьмы и восход солнца, аккомпанемент состоит из мелких лиг и исполняется очень мягко, словно дымка. Восходящая мелодия в басу (10-15-й такты) звучит таинственно, сумрачно, с движением к вершинам. А мелодия в верхнем голосе (18-23-й такты) - ясным, полным, солнечным звуком.

Вечер
Рекомендации по исполнению. Пьеса спокойного, нежного характера. Мелодия напоминает русскую протяжную песню. В начале пьесы в аккомпанементе важно услышать мелкие лиги, подчеркнуть их мягкие окончания. В мелодии необходимо дослушивать длинные звуки и осторожно играть ее продолжение.
В 12-20-м тактах (середина фрагмента) мелодия исчезает, появляются разложенные гармонии, которые исполняются мягко, легко, подчёркивая светлые верхние звуки. В третьей части фрагмента (21-28-й такты) мелодия повторяется вновь и оплетается аккомпанементом из середины фрагмента.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Прокофьев. Утро, mp3;
    Прокофьев. Вечер, mp3;
    Прокофьев. Ходит месяц над лугами, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом (фортепиано), jpg.

Композиторы и исполнители