Первобытное искусство

Первобытное искусство

История изобразительного искусства началась тогда же, когда началась история человечества. Древнейшим периодом истории считается Каменный век. Большинство орудий труда и оружие в это время человек изготавливал из камня. Каменный век делится на 3 периода: палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век) и неолит (новокаменный век). Палеолит был самым длительным, развитие человека и изменение форм его жизни происходило очень медленно. Палеолит начался 2,5 млн. лет назад и закончился 10 тыс. лет назад. Именно тогда, 40-10 тысяч лет назад, в конце палеолита, или в верхнем палеолите, появились первые изображения.

Верхний палеолит - чрезвычайно отдалённый от нас период. Конечно, мы не можем знать достоверно, как жили тогда люди, о чем думали и насколько были похожи на нас. Учёные строят предположения, гипотезы. Помогают им в этом данные археологии, науки, изучающей прошлое человечества по его вещественным останкам. Вещи, предметы, оставшиеся от человека или человеческого сообщества, могут многое сообщить. Производя раскопки и изучая находки, археологи делают выводы о том, в каких жилищах обитали люди, чем питались, на каких животных охотились или какой скот разводили, во что одевались, как и из чего изготавливали орудия труда. Археология помогает понять и духовную жизнь людей, их представления об окружающем мире, их верования и ритуалы.

Ещё одним источником наших знаний о жизни первобытных людей является быт так называемых традиционных народов. Сегодня на Земле существуют племена и народности, которые ведут практически тот же образ жизни, который вели люди 10 тысяч лет назад. Они замедлились в своем развитии, для них за прошедшие тысячелетия ничего не изменилось. Большинство таких племён обитают в Африке. Их образ жизни изучает этнография (наука о народах). По аналогии с жизнью и верованиями традиционных народов ученые описывают быт людей каменного века.

Основной деятельностью человека каменного века была охота. В период палеолита люди охотились большими группами на крупного зверя. Охота была преимущественно загонной: зверя загоняли в вырытую заранее яму с кольями. Для того чтобы победить зверя, нужно было хорошо знать его повадки, ритм жизни, характер и скорость передвижений. Поэтому первой темой первобытного искусства стало изображение зверя.

Самые ранние произведения изобразительного искусства обнаружены на юге Западной Европы, в пещерах Альтамира (на территории нынешней Испании) и Ласко (на территории Франции). В пещере Альтамира преобладают изображения бизонов. Они выполнены красноватой охрой в верхней части стен и на потолке. Первобытные художники демонстрируют совершенное знание пластической анатомии животных, умение сочетать подробное изображение с элементами обобщения. Однако они не задумывались о композиции: животные никак не связаны друг с другом. Потолок пещеры Альтамира напоминает скорее лист с набросками, чем единое произведение искусства.

В пещере Ласко породы животных более разнообразны. Помимо бизонов встречаются дикие лошади. Изображения различаются по стилю: возможно, художников здесь было больше, или пещера расписывалась в более длительные сроки.

Один из первых вопросов, который обычно возникает у зрителя нашего времени: зачем делались все эти изображения? Однозначного ответа на него не существует. Изображения могли участвовать в религиозных и магических обрядах: известно, что у каждого первобытного племени бьши тотемные животные, к которым оно возводило своё происхождение. Могли они и служить для передачи опыта молодым охотникам от старших соплеменников.

В эпоху верхнего палеолита возникла не только живопись, но и скульптура. На всей территории Европы археологи находят женские фигурки высотой около 30 см. Они получили название «палеолитических венер». Самая известная из них - Венера Виллендорфская, найденная неподалёку от местечка Виллендорф в Австрии. У всех изображённых женщин подчёркнуты части тела, отвечающие за деторождение, за воспроизведение человеческого рода. Проблема выживания, рождения новых людей стояла в то время перед каждой семьёй, племенем, сообществом. У «палеолитических венер» отсутствуют лица. Согласно верованиям первобытного человека, изображая лицо, мастер оживлял свое создание, наделял его самостоятельной, возможно агрессивной волей.

Мезолит, или среднекаменный век, отделён от палеолита периодом первого оледенения. Климат на планете изменился. Вымерли крупные животные, на которых охотился человек палеолита, например, мамонты. Да и люди не все смогли приспособиться к новым климатическим условиям. Те же, кому удалось выжить, совершили большой шаг в развитии: научились шить одежду и обувь, устраивать жилище, изобрели лук и стрелы.

Изображения, сохранившиеся от мезолита, сильно отличаются от палеолитических. Рассмотрим сцену охоты группы людей на стадо благородных оленей, найденную в ущелье Валлторта в Испании. В отличие от пластической проработки тел животных, которую мы видели в Альтамире и Ласко, здесь изображения силуэтны. Главным героем становится уже не животное, а человек: бегущие широкими шагами охотники с луками. Появляется и композиция: перед нами не беспорядочно разбросанные фигуры, а событие, происходящее во времени и пространстве, участники которого взаимодействуют.

Завершает каменный век период неолита. Он, как и мезолит, начинается оледенением, которое даёт импульс для нового витка развития человечества. После второго оледенения на Земле устанавливается тот климат, который сохранился по сей день. Со сравнительно небольшой территории люди начинают расселяться, занимая значительные пространства Европы и северной Африки. На смену охоте и собирательству приходит земледелие: племена, которые раньше вели кочевой образ жизни, оседают на одной территории. Складываются первые земледельческие цивилизации. У них появляется каменная архитектура. Она носит название мегалитической (мегалит - большой камень). Основные типы мегалитической архитектуры - это менгиры (отдельно стоящие камни), дольмены (два или четыре камня, накрытые, как крышей, еще одним), и кромлехи (комплексы из менгиров и дольменов).

Менгиры (поля менгиров) повсеместно встречаются в Западной Европе. Дольмены, возможно, вы видели на Кавказе, на Черноморском побережье. Здесь они имеют отличительную особенность: в одной из стен проделано круглое отверстие.

Самый известный на планете кромлех - Стоунхендж на территории Англии. Он представляет собой комплекс из дольменов и менгиров, поставленных по окружности. Стоунхендж был первобытной обсерваторией и календарём: благодаря взаиморасположению вертикально стоящих камней и лунок в земле предсказывались лунные и солнечные затмения, велось наблюдение за движением небесных светил, определялись фазы луны и смена сезонов. Помимо этого, комплекс использовался и для совершения религиозных обрядов.

Эпоха неолита - время появления керамики, то есть изделий из обожжённой глины. Керамические сосуды изготавливали для бытовых нужд (хранение и транспортировка продуктов) и различных ритуалов. Сосуды, изготовленные с ритуальными целями, покрывались особыми знаками, обозначавшими стихии (земля, вода), светила, человеческие действия. Постепенно эти знаки превратились в орнамент. Eго отличают стремление к симметрии, преобладание геометрических мотивов, их повторяемость и полное подчинение форме сосуда.

Контрольные вопросы

  1. Как называется древнейший период истории человечества? Почему он так называется? На какие части делится?
  2. Когда возникли первые произведения искусства и что они собой представляли?
  3. Что нового появилось в искусстве в период мезолита?
  4. Что такое мегалитическая архитектура и когда она возникла? Какие виды мегалитической архитектуры вы знаете?
  5. Когда и почему возник орнамент?

Композиторы и исполнители