Оливье Мессиан. Турангалила-симфония. Вознесение к звёздам

Оливье Мессиан. Турангалила-симфония. Вознесение к звёздам

Оливье Мессиан. Турангалила-симфония. Вознесение к звёздам

...Таинство,
Лучи света в ночи,
Отражение радости,
Птицы безмолвия...

(О. Мессиан)

Его называли: сын Франции и всего мира. Оливье Мессиан - один из самых ярких, универсальных и своеобразных музыкантов ХХ века. Современникам казалось, что творческий путь Мессиана был спокоен и тих, ведь всю жизнь он был верен двум занятиям - музыке и орнитологии, а историки музыки нередко сравнивают его с Бахом. Будучи примерным католиком, значительную часть своей жизни он проработал церковным органистом, написавшим немало произведений духовного содержания.

Оливье Мессиан - композитор, который придумал свою музыкальную и мировоззренческую Вселенную, свой музыкальный и ритмический порядок, при этом сам уверял, что не придумал ничего нового.

Детские годы будущий композитор провёл в Авиньоне и Гренобле, городах, где его отец - знаток английской литературы, переводчик Шекспира - преподавал в лицее английский язык. Сильное влияние на формирование художественной натуры ребёнка оказала его мать, довольно известная в своё время поэтесса Сесиль Соваж.

Сам Оливье с раннего детства проявил склонность и талант к музыке и в 11 лет уже поступил в Парижскую консерваторию, где занимался с Жаном Галлоном гармонией, с Марселем Дюпре игрой на органе и с Полем Дюка композицией.

Блестящие способности мальчика обратили на себя внимание музыкантов и за пределами консерватории. Его сочинения для органа и для фортепиано, написанные ещё в стенах консерватории, были услышаны в концертах и встретили благоприятный отклик критики.

После окончания в 1930 году консерватории Мессиан получает назначение органистом в один из крупнейших парижских соборов - Святой Троицы, где проработал свыше шестидесяти лет. Уже в ту эпоху молодой композитор проявляет себя как пытливый искатель новых технических средств в музыке. Он разрабатывает свою систему ладовых формул и ритмических конструкций, основанных отчасти на пристальном изучении древних музыкальных источников - греческих, индийских, григорианских. Особый интерес молодого композитора вызывает «музыка птиц». Он приступает к систематической записи звучаний голосов различных представителей царства пернатых.

Мессиан нотами записывал голоса птиц, пренебрегая всеми правилами орнитологов-традиционалистов. Специалист Московского зоопарка Иннокентий Сметанин говорит, что правильную картину голосов птиц дают только графическая и фонозапись. «Были попытки записывать голоса и нотной записью, но адекватно записать не удалось», - утверждает он. Не удалось никому, кроме Мессиана, который сам ходил по лесам с нотной тетрадкой в руках, а потом переносил пение птиц на бумагу.

С началом в Европе Второй мировой войны Оливье пошёл на фронт, а через несколько месяцев, во время отступления, он оказался в немецком плену. Один из немецких офицеров из лагерной охраны оказался любителем музыки. Он подарил Мессиану нотную бумагу, карандаш и резинку. Среди товарищей по заключению были скрипач, кларнетист и виолончелист.

«Квартет на конец мира» написан для скрипки, кларнета, виолончели и фортепиано. Однако поскольку в распоряжении композитора не было фортепиано, его партия была сочинена позже, когда в лагерь было доставлено старое разбитое пианино и устроен концерт для заключённых.

Конечно, самый факт создания музыкального произведения в столь трагической обстановке, и организация его исполнения перед пятитысячной толпой заключённых, испытывавших тяжкие муки голода, холода (исполнение состоялось 15 января 1941 года в лютый мороз), болезней, унижений, является актом высокого мужества и стойкости перед лицом суровых испытаний.

Освобождённый из концлагеря летом 1942 года, Мессиан возвратился в Париж где продолжил работать при церкви, а также преподавать в Парижской консерватории по классу гармонии.

У него учились Булез, Штокхаузен, Ксенакис. Есть последователи Мессиана и в России.

Среди наград композитора - премия Эрнста Сименса 1975 года, Премия Эразмус 1971-го, награда от Королевского филармонического общества и много прочих. Кроме того, Мессиан был удостоен почётных степеней от нескольких учебных заведений Франции.

Оливье Мессиан много выступал как органист и пианист, исполнитель собственных сочинений.

Яркое отражение в творчестве Оливье Мессиана нашла тема Востока. Увлечение этой интереснейшей темой возникло у композитора после того, как он ознакомился с трактатом (трактат – научный труд), содержащим 120 индийских ритмов. Глубокие смыслы, заключённые в них, были связаны с древневосточными учениями о божествах, о космосе, о Вселенной.

После изучения культуры восточных народов Мессиан создаёт одно из своих лучших творений – «Турангалилу-симфонию», написанную по заказу Бостонского симфонического оркестра.

Название турангалила имеет древнеиндийское происхождение. «Туранга» означает «бегущее время», «движение и ритм», «гимн радости». «Лила» - «божественная игра», «игра творения», «любовь». Симфония «Турангалила» - это песнь любви, гимн радости» ...

Для воплощения грандиозных смыслов, заключённых в названии, композитор обратился к крупному музыкальному жанру симфонии. При этом симфонический цикл он расширил до десяти частей!

Потрясает огромный состав оркестра, в котором особенно выделяется группа ударных инструментов. Помимо большого барабана мы слышим мощные, «колокольные» удары тамтама, сверкающие серебристые звоны турецких тарелок, шумовой гул китайских тарелок.

Ярчайший фрагмент симфонии – пятая часть «Ликование звёзд». В огненном вихре звучаний перед нами проносятся мириады (неисчислимое множество) звёзд, освещаемых красочными потоками света. Не только звёзды, но и вся природа – горы, моря, океаны – участвует в грандиозном музыкальном действии. Мы наблюдаем космическую игру, по словам Мессиана, «ослепительную, безмерную, сверхчеловеческую радость».

В середине и в заключении солирует музыкальный инструмент «Волны Мартено». Его необычное, «космическое «звучание достигается за счёт электрозвуковых вибраций.

Во время Первой мировой войны, когда на долгое время гул разрывающихся снарядов, свист пуль, скрежет гусениц танков и т.п. наполняли окружающий мир, французский радист Морис Мартено, сидя в окопах, мечтал найти новое звучание, которое бы заглушило ноты войны.  Экспериментируя с военной радиостанцией, он заинтересовался необычным «поющим» звуком, который издавали лампы оборудования. Будучи музыкантом по призванию (он в совершенстве играл на скрипке), ему не составило труда превратить случайные электрические звуки радиостанции в незатейливые мелодии.

После окончания войны, увлечённый электрическим звучанием, Морис Мартено продолжил свои эксперименты. Почти десять лет он работал над своим проектом и только лишь в 1928 году достиг желаемого результата. В этом же году на Парижской выставке он представил мировому сообществу своё изобретение, назвав его «Волны Мартено. Поскольку это был один из первых подобных инструментов, изобретение Мартено вызвало оживлённый интерес.

Мартено действительно удалось найти новое звучание. Люди, впервые услышавшие в 1928 году его инструмент, окрестили его «космическим пианино», поскольку он издавал необычные для того времени неземные звуки, которые одновременно кажутся и радостными, и загадочными, и величественными!

В настоящее время, когда современные синтезаторы способны воспроизвести множество сложнейших звуков, инструмент Мориса Мартено потерял свою актуальность, но некоторые музыканты, отдавая дань истории, всё же продолжают его использовать в своём творчестве.


Вопросы и задания:

  1. Какие смыслы заключает в себе древнеиндийское слово «турангалила»?
  2. Послушайте пятую часть «Турангалилы-симфонии» О. Мессиана. За счёт каких средств музыкальной выразительности достигается эффект грандиозности звучания? Слова для справок: ритм, мелодия, лад (мажор, минор), динамика, тембр, оркестровка.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 14 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Мессиан. Турангалила-симфония:
        5 часть. Ликование звёзд, mp3;
        6 часть. Сад сна любви, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Композиторы и исполнители