О любительской музыке

О любительской музыке

О любительской музыке

Множество музыкальных практик обходятся вовсе без концертного зала (соответственно без публики в привычном понимании этого слова)...

(Т. Чередниченко, музыковед)

В доме героев М. Булгакова пели оперные арии, а где-то в других семьях предпочтение отдавалось романсу или народной песне. Позднее в сферу домашнего пения вошла советская массовая песня, песня из кинофильма, авторская песня... Всё это свидетельствует о том, что сфера личного или совместного музицирования может существенно различаться по своему репертуару.

Так было всегда. В каждом кругу общества была своя музыка. Возник целый ряд различных культур музицирования, например народная, усадебно-помещичья, культура городского романса (и различных его видов - жестокий, цыганский и т. д.). В истории музыки есть немало примеров, когда популярный любительский жанр со временем перерастал своё значение и становился полноправным жанром академической музыки. Такова, например, камерная соната, выросшая из традиции совместной игры сольного и аккомпанирующего инструментов, принятой в кругу европейских образованных дворян.

Все эти культуры, также важные для формирования национальной музыкальной памяти, воспевались во множестве художественных произведений в самых различных видах искусства - поэзии, живописи, кино.

Жестокий романс, я смеюсь над тобой
За то, что красив ты и светел.
За то, что на всё, что случится с судьбой,
Ты просто и ясно ответил.

(С. Кузнецова)

Любительское музицирование было столь ярким, что им восхищались даже искушённые в профессиональном искусстве мастера.

Так, Лев Толстой был частым посетителем московского ресторана «Яр», славившегося своим профессиональным хором цыган под управлением знаменитого дирижёра Петра Соколова. Здесь же пела солистка, знаменитая Варя Панина, выступления которой писатель помнил до конца своих дней. Вспоминал о Варе и писатель А. Куприн: «В том глубоком, почти мужском голосе таилась громадная сила и красота».

Даже венгерский музыкант Ференц Лист, приехавший на гастроли в Россию, оказался во власти буйной стихии цыганской песни. Современники вспоминают, что великий пианист, словно загипнотизированный, «снял с груди ордена, сунул их в карман, откинулся назад, закрыл глаза и полностью отдался очарованию музыки». А на одном из вечеров Лист так увлёкся пением, что забыл о собственном концерте, который начал с большим опозданием.

Профессионалы классической вокальной школы отмечали, что Панина пела неправильно - не там брала дыхание, неверно расставляла ударения, однако воздействие её голоса было необыкновенным. На её концертах у слушателей даже случались обмороки.

Прослушивание
Романс «Когда на него ты глядишь» в исполнении Варвары Паниной (запись 1905 года)

Послушайте романс «Когда на него ты глядишь» в исполнении Варвары Паниной (музыка М. Губкина, слова Ф. Плевако). Можно ли понять, отчего эта исполнительница имела такой успех у публики?

В 20-е годы ХХ века возникли новые, весьма колоритные разновидности жестокого романса. Среди них, в частности, «блатная» песня, одним из наиболее популярных образцов которой стала всем известная «Мурка». Примечательно, что эта жанровая разновидность любительской музыки оказалась на редкость жизнеспособной: до сих пор она востребована на теле - и радиоканалах, звучит на улице, в транспорте и даже в концертных залах.

ХХ век вообще стал временем подлинного расцвета любительства: возникли массовые любительские движения, такие как спорт, туризм, альпинизм, студенческая самодеятельность, например КВН. Каждое из этих движений породило особую любительскую музыкальную культуру, предполагающую свой собственный репертуар, тематику, обстановку исполнения и т. д.

Появились специальные группы песенных жанров - туристические, альпинистские, спортивные, а также песни о различных профессиях: нефтяника, металлурга, связиста, монтажника-высотника, лётчика, геолога и т. д. Часть этих песен по-прежнему создавалась композиторами-профессионалами (воспевание романтики профессий было частью идеологии советского общества), а часть возникала самодеятельно - для пения у костров, в турпоходах и т. д.

Соответственно рождалась и особая интонация, характерная для самодеятельного музицирования, - простая, искренняя, дружеская. Она была направлена к каждому человеку, отражала его интересы, была ему близка и понятна. В ней был привкус русской бытовой романсовости, однако, без преувеличенных чувств и сентиментальной душевности.

Один из примеров такой песни – «Исполнение желаний» Александра Дольского. Послушайте эту песню. Обратите внимание на негромкий тон повествования, разговорные интонации в манере пения, придающие звучанию характер доверительного рассказа.

Прослушивание
Александр Дольский. Исполнение желаний

Мне звезда упала на ладошку.
Я её спросил: «Откуда ты?»
- Дайте мне передохнуть немножко,
Я с такой летела высоты.
А потом добавила, сверкая, -
Словно колокольчик прозвенел:
- Не смотрите, что невелика я,
Может быть великим мой удел.

Александр Мицник. Степь в лунную ночь

Вам необходимо только вспомнить,
Что для Вас важней всего на свете.
Я могу желание исполнить,
Путь неблизкий завершая этим.

- Знаю я, что мне необходимо,
Мне не нужно долго вспоминать.
Я хочу любить и быть любимым,
Я хочу, чтоб не болела мать,
Чтоб на нашей горестной планете
Только звёзды падали с небес,
Были все доверчивы, как дети,
И любили дождь, цветы и лес.

Николай Рерих. Звезда героя (1936 г.)

Чтоб траву, как встарь, косой косили,
Каждый день летали до луны,
Чтобы женщин на руках носили,
Не было болезней и войны.

Чтобы дружба не была обузой,
Чтобы верность в тягость не была,
Чтобы старость не тяжёлым грузом -
Мудростью бы на сердце легла,
Чтобы у костра, пропахнув дымом,
Эту песню тихо напевать.
А ещё хочу я быть любимым
И хочу, чтоб не болела мать.

Говорил я долго, но напрасно,
Долго, слишком долго говорил.
Не ответив мне, звезда погасла -
Было у неё немного сил.

Любительское музицирование стало одной из главных сфер музыкальной деятельности; оно породило множество стилевых направлений и жанровых особенностей. В каждом из них отразился определённый срез жизни, круг интересов, система взглядов. О наиболее заметных разновидностях любительской музыки мы поговорим в следующих параграфах.

Прослушивание
Родион Щедрин. Весёлый марш монтажников-высотников

Вопросы и задания:

  1. В чём, по-твоему, заключается секрет популярности любительской музыки? Почему её ценят многие профессионалы?
  2. Какие жанры любительской музыки прошлого ты мог бы назвать? А какие отличают нашу современность?
  3. С чем, на твой взгляд, связано небывалое разнообразие любительской музыки во второй половине ХХ века?
  4. Может ли любительская музыка звучать со сцены? Приведи известные тебе примеры.
  5. Послушай песню Р. Щедрина «Весёлый марш монтажников-высотников» (стихи В. Котова, из кинофильма «Высота»). В чём, по-твоему, состоит разница между профессиональной песней и песней любительской?

Композиторы и исполнители