Музыка Георгия Свиридова в общеобразовательной школе

Музыка Георгия Свиридова в общеобразовательной школе

Музыка Георгия Свиридова в общеобразовательной школе

«Надобно понимать музыку
как составную часть общей духовной жизни нации,
а не как обособленное ремесло»

(Г. Свиридов)

Музыка Свиридова звучит на уроках часто, в различных темах: «Интонация», «Что такое музыкальная речь», «Музыкальный образ», «Музыка и литература», «Можем ли мы увидеть музыку» и т. д., - в разных контекстах и драматургических ситуациях урока. Помнится, мы слушали с детьми «Весну и осень» из «Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». «Весна» - светлые краски мажора, прозрачное, светящееся звучание флейты и, перекликающийся с ней, ликующий звук валторны. И сразу же, почти без паузы, печальный голос скрипки, ведущий всё ту же тему, но уже в миноре, тут же оттеняющий её, глубокий и холодный речитатив гобоя. Это произведение звучало на наших уроках на протяжении многих лет, неизменно оказываясь уместным в любой из вышеперечисленных тем.

Многие из нас, педагогов, говоря о музыке Георгия Свиридова, отмечают её простоту и то, как легко отличить её от музыки других композиторов.

Однако далеко не всегда ясно, что мы имеем в виду: лаконизм формы, скупость выразительных средств, лёгкость вокализации основных тем, метроритмическую уравновешенность?

Уверен, простота эта кажущаяся. Музыка Свиридова выглядит неприхотливой не потому, что автор избегает композиторских изысков, столь свойственных музыке «постшёнбергского» периода, но, прежде всего, потому, что она выразительна по сути своей, которая менее всего зависит от формы и навязанных композиторской модой формообразующих элементов.

Уместно ли говорить о простоте «Маленького триптиха» - одного из немногих сочинений Свиридова для симфонического оркестра? Музыка эта потрясает до глубины души. А то, что первая часть произведения построена целиком на сдержанных интонациях знаменного распева, не является доказательством её простоты. Это симфоническая картина глобального масштаба. И глобальность эта не зависит от количества страниц партитуры. Как говорил о музыке Свиридова его учитель Дмитрий Шостакович: «Нот мало, а музыки много».

Во многих своих произведениях Свиридов повествует о проблемах трагических, но, в отличие от многих художников ХХ века, он предельно сдержан и благороден. Эмоциональная несдержанность для него неприемлема. Подтверждение этого мы находим в его «Записных книжках»: «Под трагизмом часто подразумевается мелодраматическая истерика, а глубокие страдания человеческой души подменяются животным визгом».

Специфика профессии вынуждает нас постоянно говорить о музыке. Необходимость эта зачастую приводит к многословию, к стремлению всё объяснить, сделать, как нам кажется, простым и понятным, и, что самое ужасное, к произвольному «литературному» толкованию музыкального содержания.

Часто пользуемся мы книгами о музыке, музыковедческими статьями, высказываниями композиторов и музыкантов-исполнителей, проявляя при этом излишнюю доверчивость к «авторитетам». В «Записных книжках» Свиридов подчёркивал: «Когда иной раз говорят о том, что невозможно или очень трудно объяснить музыкальное содержание, чаще всего бывает, что имеют в виду такую музыку, в которой содержания вовсе нет или, по крайней мере, оно крайне незначительно».

По поводу того, как музыкальное содержание подменяется литературным, он иронизировал: «Чего только не написано о музыке? Разумеется, всё это – самое великое: мироздание, жизнь и смерть человечества, космос, судьбы мира и тому подобные материи. Весь этот пышный словесный набор часто прикрывает полнейшую чепуху, лишь чисто техническую фантазию автора, пускает пыль в глаза доверчивых простаков». Характеризуя так называемое «фантазирование под музыку», он писал: «... Развилась целая профессия людей, занимающихся этим делом, рассказывающих всем желающим свои фантазии, выдавая их за содержание музыки».

Мы частенько доверчиво следуем за этими «толкователями», а дети следуют за нами. И все мы вместе в результате оказываемся за многие версты от понимания истинного содержания музыки.

Музыке Свиридова присуще душевное и духовное богатство при предельной сдержанности эмоций. Она легко находит дорогу к сердцу любого слушателя, вне зависимости от возраста, профессии, страны проживания. И в то же время она глубоко национальна, интонационно связана кровными узами с русской музыкой, народной и классической, притом, подчеркнём, композитор практически не прибегает к цитированию или варьированию. Просто он мыслил и писал по-русски, в самом полном смысле этого слова. И был, безусловно, новатором. По словам Д. Шостаковича, он «не уставал изобретать новый музыкальный язык», подыскивать «новые изобразительные средства». Это сочетание безусловной принадлежности к русскому национальному стилю и новаторства позволяет называть его самым русским композитором ХХ века.

Для музыки прошлого века характерна полистилистика. Мы сталкиваемся здесь с необыкновенным разнообразием течений, направлений, школ. Свиридов – ученик Шостаковича. Но значит ли это, что он принадлежит «школе Шостаковича»? В ранних его сочинениях, безусловно, чувствуется влияние учителя, которое он долгое время мучительно преодолевает. В 1956 году Свиридов пишет «Поэму памяти Сергея Есенина», в которой, по существу, он окончательно обретает собственную Тему и с которой начинается в отечественной музыке эпоха Свиридова. В этом произведении проявляются основные признаки его индивидуального стиля, именуемого «новым традиционализмом».

Стилистически музыка Георгия Свиридова абсолютно самостоятельна, не похожа на произведения других композиторов современников. Более близка она, пожалуй, музыке М. П. Мусоргского - по скупости выразительных средств, по сути, а не по форме. Ей чужда прихотливая изысканность, показное «новаторство», желание удивить и озадачить слушателя. Однако говорить о том, что музыка Свиридова легка для понимания, - значит упрощать её взаимоотношения со слушателем. Музыка этого удивительного творца требует работы мысли, а более всего, души.

Большинство произведений Свиридова являются литературно-музыкальными. Выбор поэтов широк и разнообразен. Для композитора важна не эпоха, в которую жил автор выбранных им стихотворений, а высокий уровень его поэзии и духовное с ней родство. И Свиридов неизменно остаётся на этом высоком уровне. Его музыка делает поэтическое слово ещё более выразительным, ещё более устремлённым к сердцу слушателя.

Свиридов обладал потрясающим умением постигать самую суть поэтического слова. Когда мы слушаем романсы на стихи Бернса или Беранже, то ощущаем их национальный колорит, хотя, как это уже отмечалось по отношению к его произведениям на русскую тему, он никогда не прибегает к цитированию. Надо обладать высочайшей художественной культурой, чтобы так чувствовать поэзию.

Стихи многих известных поэтов стали песнями и романсами благодаря этому удивительному творцу. Судите сами: Пушкин, Шекспир, Беранже, Некрасов, Тютчев, Соллогуб, Хлебников, Блок, Есенин - вот его поэты, его соавторы. Хорошее знание духовной музыки позволило Свиридову внести в свои сочинения элементы знаменного распева, для которого характерна, прежде всего, особая образно-эмоциональная «просветлённость» (Е. В. Николаева). Это ясно слышится в таких его замечательных хоровых произведениях, как хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова», «Пушкинский венок», «Душа грустит о небесах». Особое, принципиальное значение для понимания существа творчества Свиридова имеют гениальные хоры из музыки к драме А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович»: «Молитва», «Любовь святая» и «Покаянный стих». Отметим, что это были первые духовные произведения советского композитора, прозвучавшие публично.

Свиридов никогда не зависел от музыкальной моды. При этом он широко использовал как традиционные, так и новаторские приёмы музыкального письма: мажоро-минор, пентатонику и народные лады с переменными функциями, в том числе, например, «Курский лад» (целотонный тетрахорд), полиладовость и политональность, сонорику. Содержательность и стилистическая самостоятельность соединяются в творчестве Свиридова с «виртуозно неблестящей» (выражение Б. Асафьева) простотой, являющейся результатом строжайшего отбора и максимальной экономии выразительных средств.

В своё время, характеризуя стиль венских классиков, Б. Асафьев писал, что для их творческого почерка характерны «чёткость контуров и лёгкость конструкции». Это в значительной степени можно отнести к стилю оркестрового письма Свиридова. Его оркестр звучит ярко, насыщенно и в то же время удивительно прозрачно. Основные функции оркестра - красочный фон и динамика. Партия фортепиано в его вокальных произведениях совершенно самостоятельна и играет важную роль в создании музыкального образа. Его мелодии современны и в то же время глубоко народны по духу. Пример тому - кантаты «Курские песни» и «Деревянная Русь».

Мировую славу Свиридову принесли хоровые циклы: «Декабристы» на слова А. Пушкина и поэтов-декабристов, «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическая оратория» на слова В. Маяковского, «Пять песен о России» на слова А. Блока и др. «Что мне дорого в поэзии? - писал Свиридов, - высокое, благородное движение души».

В 1959 году Свиридов создаёт «Патетическую ораторию» на стихи В. Маяковского для солиста, хора и оркестра. Стихи В. Маяковского, как известно, исключительно трудны для музыкального воплощения, и, пожалуй, только Свиридов удалось успешно решить эту задачу.

Особое место в отечественной музыкальной классике ХХ века занимает его музыка к кинофильму «Время, вперёд!» Так точно передать дух нового времени, его энтузиазм и экспрессию, не удалось более никому. Исключением является, пожалуй, только Первый концерт для фортепиано с оркестром С. Прокофьева.

Георгий Свиридов как-то заметил: «Эпоха, прожитая нами, мало имеет равных в истории по величине и размаху событий. ХХ век принёс с собой в мир много грохота, смятения, подавляющих сознание впечатлений. Музыка ХХ века наполнилась необыкновенным напряжением, тревогой за жизнь, за судьбу человека. Но ХХ век принёс и другое: небывалую силу и величие духа, новое понятие о нравственных ценностях, неистребимое в человеке желание добра и света, он вернул нас к категориям вечным».

В годы зрелого творчества композитор все чаще обращается к народной музыке. В частности, он заинтересовался сборником народных песен, записанных в Курской области группой фольклористов и изданных в конце 50-х годов. Но Свиридова не удовлетворяют нотная и текстовая фиксации материала, он обращается к магнитофонной записи и приходит к однозначному выводу: «Здесь все, что нужно! - с удивлением восклицает он. - Композитору делать почти нечего ... Но нужно познакомить с песнями Курской области как можно больше людей. Ввести эту музыку в нашу постоянную концертную жизнь!»

Глубокое понимание природы народной песни помогло композитору найти особую гармоническую структуру музыкального сопровождения, которое своей ёмкостью, выразительностью равноценно основной мелодической линии и способствует выявлению смысла, содержания всего целого.

Следующим очень важным этапом в творчестве Свиридова стал Концерт для хора, написанный к 180-летнему юбилею со дня рождения А. Пушкина.

В 1974 году Свиридов написал музыку к фильму В. Басова «Метель». Возможно, неудовлетворённый воплощением на экране пушкинской повести, он называет её «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» и, по существу, становится создателем совершенно нового музыкального жанра. Музыка сюиты необычайно выразительна. В ней явственно звучат пушкинские слова, воплощённые Свиридовым в музыкальных звуках. Всё в ней удивительно просто, удивительно точно, узнаваемо и полно открытий. Может быть, самой популярной её частью является «Романс», в каждом звуке которого слышны интонации стихов Пушкина, Жуковского, Баратынского. О любой части этого шедевра можно говорить часами. К примеру, обрамляющие сюиту «Тройка» и «Зимняя дорога» поражают своей образной достоверностью, своим поэтическим соответствием пушкинским строкам:

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска ...

Главными жанрами, с которыми композитор не расстаётся никогда, являются песня и романс. Свиридов не только пишет романсы на классические тексты (Р. Бернса, П. Беранже), но и использует в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах «Курские песни» и «Деревянная Русь».

Свиридов слыл композитором, чьи вокальные произведения трудны для исполнения. Некоторые из них десятилетиями ожидали своего концертного воплощения. Но, дождавшись, они звучали в исполнении певцов выдающихся, чья интерпретация была конгениальна перу их создателя. Имена их хорошо известны публике: Александр Ведерников, Евгений Нестеренко, Дмитрий Хворостовский. Определив исполнителя, Свиридов работал с ним не только как автор музыки, но и в значительной степени как режиссёр-постановщик, ибо его вокальные произведения удивительно сценичны, театральны. Это мини-спектакли, подчиняющиеся законам театральной драматургии. При этом сам композитор выступает в роли драматурга и режиссёра. Такая позиция роднит его вокальные произведения с творчеством А. Даргомыжского и, более всего, М. Мусоргского.

Убедительным примером является романс Свиридова на стихи П. Беранже «Как яблочко румян». Мы неоднократно слушали его на уроках, знакомясь с темами «Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия». Всё в этом произведении сценически обосновано и выразительно. Партия фортепиано остроумно воспроизводит походку нетрезвого человека – поначалу «заплетающаяся» мелодия в рефрене становится бесшабашной. На последнем слоге конечной легкомысленной фразы «Ей-ей, умру от смеха!» мелодия делает октавный скачок, и финальное «Ха» звучит как последний вздох. Перед нами короткий спектакль длиной в жизнь. Такие сценические миниатюры разворачиваются перед слушателями едва ли не в каждом вокальном произведении Свиридова.

Разумеется, традиционная исполнительская манера для такой музыки не подходила. Композитор говорил, что новизна и сложность его вокальной музыки связаны, в том числе, и с тем, что сама речь постоянно совершенствуется.

Пожалуй, никто до Свиридова не сделал столько в отечественной музыке для развития и обогащения вокальных жанров - оратории, кантаты, хора, романса ... В этом его великая заслуга.

Краткая биографическая справка

Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в городке Фатеже Курской губернии в семье служащего. Его отец его погиб на гражданской войне.

Тяга к музыке и склонность к её сочинению проявлялась у будущего композитора ещё в детстве. Когда мальчику было девять лет, к нему пригласили преподавателя фортепиано. Позже семья переехала в Курск, где был неплохой оркестр народных инструментов. Юный Свиридов осваивал в нём основы музыкальной грамоты, играя на балалайке.

С 1929-го до 1932-й год он учился игре на фортепиано в курской музыкальной школе у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. 14-летний подросток на вступительных экзаменах в музыкальную школу исполнил на фортепиано марш собственного сочинения. Окончив школу, по совету Крутянского Свиридов в 1932 году поступил в Ленинградский центральный музыкальный техникум, где занимался по классу фортепиано у Исайи Браудо, а по классу композиции у Михаила Юдина.

Произведения, написанные в этот период, быстро становятся известными. Вокальный цикл на стихи Пушкина (1935), состоящий из шести романсов: «Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога», «Няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры», - представил слушателю удивительно самостоятельного, своеобразного композитора, которому не было тогда и 20 лет. Затем последовали удивительно зрелые для молодого автора вокальные циклы на стихи Лермонтова, Есенина, Исаакяна, Шекспира, Бернса. Окончив техникум в 1936 году, Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию в класс композиции Петра Рязанова, а через полгода стал учеником Дмитрия Шостаковича. В 1937 году Георгий Свиридов был принят в Союз композиторов СССР.

Целеустремлённость, усидчивость и трудолюбие молодого человека обращали на себя внимание студентов и преподавателей. «Он не терпит никакого безыдейного звукоискательства, - говорил о нём Д. Шостакович, - никогда не устаёт пробовать новые формы, творить новый музыкальный язык для выражения своих мыслей». Влияние Шостаковича ощущается в некоторых инструментальных произведениях (Фортепианное трио /1945/, Соната для фортепиано /1944/, Две партиты для фортепиано /1947/). И от этого влияния он вынужден был мучительно избавляться долгие годы в поисках собственного языка, собственной темы в искусстве.

Консерваторию Свиридов окончил весной 1941 года. С началом Великой Отечественной войны он поступил в военное училище, откуда его демобилизовали в связи со слабым зрением.

До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров.

Рукописи практически всех довоенных сочинений Свиридова погибли во время Ленинградской блокады, среди них - Концерт для фортепиано с оркестром и Симфония для струнного оркестра, с успехом исполнявшиеся перед войной в Ленинграде.

После окончания войны Георгий Свиридов вернулся в Ленинград, где написал среди прочего Четыре лёгкие пьесы для фортепиано для исполнения юными пианистами. С 1956 года композитор живёт в Москве. Он пишет симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы.

С 1957 года - член правления Союза композиторов СССР, в 1962 году избран секретарём правления Союза. В 1963 году Георгию Свиридову было присвоено почётное звание народного артиста РСФСР, а в 1970-м – народного артиста СССР. В 1965 году он был награждён Орденом Ленина. Свиридов - лауреат Ленинской премии (1960, за «Патетическую ораторию») и Государственной премии СССР (1946). В июне 1974 года на Фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов». В последние годы Георгий Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. Великий композитор похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература

  1. Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки / Сост. А. Золотов. - М., 1983.
  2. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. М., 1998. с. 488.
  3. Свиридов Г. В. Музыка как судьба /Сост., авт. предисл. и коммент. А. С. Белоненко. - М., 2002. (Библиотека мемуаров: Близкое прошлое. Вып. 2).
  4. Георгий Свиридов: Сб. статей и исследований/ Сост. Р. С. Леденев. - М., 1979.
  5. Сергеенко А. Б. Записные книжки Георгия Свиридова. - М., 2000.
  6. Сохор А. Георгий Васильевич Свиридов: Критико-биографический очерк. - Л., 1956.
  7. Сохор А. Н. Георгий Свиридов. - М., 1972. 2-е изд.

Старобинский Семён Лейзерович - доктор педагогики, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования, член-корреспондент Международной педагогической академии, город Хайфа (Израиль).

Композиторы и исполнители