Крещение

Крещение

Крещение возвращается?

Праздник Крещения завершает Рождественские святки, которые длятся с 7 по 19 января.

Крещение – великий, древнейший христианский праздник. Посвящённый в воспоминание о крещении Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан. (Звучит песня Людмилы и Сергея Ершовых «Крещение»)

В этот день совершается великое освящение воды, которую люди берут в свои дома и сохраняют в течение года. Считается, что вода во всех источниках и колодцах становится священной. Самые смелые христиане в этот день окунаются в реке, в освящённой ледяной воде.

Хранят крещенскую воду дома до следующего праздника Крещения. Ею кропят жилище, с благоговением пьют по утрам.

День, предшествующий празднику Крещения, называется Крещенским сочельником. Так же, как и Рождественский сочельник, это – день строгого поста, которым заканчиваются святки – праздничные дни после Рождества. В народе существовало убеждение, что в крещенский сочельник, перед утренней, открывается небо и требует особенного подъёма в молитвенном настроении. Для изгнания бесовского наваждения в часы крещенского сочельника на дверях и окнах надворных строений принято было ставить кресты мелом.

Ещё лет пять назад в большинстве семей (имеются в виду не очень религиозные или совсем неверующие семьи, каких у нас в стране большинство) про Крещение вспоминали, когда около 19 января на дворе холодало. «Крещенские морозы» - говорили про эти холода. А в последние годы, вместе с модой на горные лыжи, дайвинг и прыжки с парашютом, появилась мода на купание в проруби. И праздник Крещения стал возрождаться! В Крещение около специально вырубленных прорубей стояли очереди!

Наши предки только пожали бы плечами. Эка невидаль! Да в Крещение все в проруби купаются. Все знают, что в крещенской святой воде простудиться невозможно, Бог сохранит. Была другая опасность...

Дело в том, что в святочные вечера (между Рождеством и Крещением) нечистая сила резвилась вовсю. Ведьмы летали по небу, даже не скрываясь, черти бесились за околицей, упыри и оборотни даже не притворялись «белыми и пушистыми»... На их фоне домовой выглядел просто собранием добродетелей. И вся эта нечисть так и норовила вселиться в крещёного человека. Да тут ещё эти маски... впрочем, маски - это на юге, в Италии. А у нас они назывались личины. Личины делались из бересты и изображали козьи и медвежьи морды и просто чудовищные рожи. В святочные вечера их надевали и шли «куролесить», ведь под маской не видно, кто это, значит, можно позволить себе то, что обычно нельзя. Русский человек тех времён жил в строгих рамках - вот это можно, а остальное - ни в коем случае.

А в Святки рамки раздвигались... спасибо личинам. Но в личинах крылась и опасность. Наденешь её - и в тебя может вселиться нечистая сила, ведь это уже не ты, благонравный христианин и добродетельный человек, а нечто другое в маске. Не случайно Церковь запрещала личины и колядки. И не случайно её никто не слушал - изредка так приятно делать то, что нельзя! К тому же наши предки знали, как потом прогнать нечисть. Надо окунуться в прорубь. Вода - добрая очистительная сила. Это славяне ещё до принятия христианства знали. Священник освятит воду в реке или озере, и никакая бесовская сила не выдержит купания в проруби. А может, она просто ледяной воды не любит? Но, выскакивая с воплем из тела человека, купающегося в проруби, нечисть так и норовит вселиться в кого-нибудь ещё. Это опасно для тех, кто находится рядом. Поэтому придумали замечательный выход: рядом с прорубью в снег втыкали куклу. Кукла не бог весть какая красивая - просто два прутика крест-накрест перевязаны. Ну, для нечистой силы делать красивую куклу и стараться не стоит. К кукле-крестцу привязывали яркие ленточки: бесовская сила, выскакивая из купающегося человека, увидит их и, привлечённая яркими красками, вселится в куклу. Бесы умом не блещут, авось не разберут, что это кукла, а не живой человек.

Правда, несколько смущал вопрос: как же бесы могут вселиться в куклу, которая имеет форму креста, ведь нечистая сила креста боится? Но на это отвечали: так делали наши деды и прадеды, значит, верное средство.

Хорошо, что обычай этот возрождается. Добрая вода смывает все плохое, как смывала сотни и тысячи лет назад...

Крещение завершает собой Святки — пору, когда на Руси было принято гадать и колядовать.

В Крещенский вечер (сказка)

Было это давным-давно на зимние Святки. Собрались в крещенский вечер к Машеньке подружки - о суженом-ряженом гадать. Стали они через дом башмачки бросать – кому что сбудется, не минуется загадывать. Побросали башмачки и пошли смотреть, в какую сторону носок башмака указывает: в сторону родного дома - в девках сидеть, в сторону чужого - замуж идти.

Все подружки нашли свои башмачки, а Машенька не нашла. Искала она, искала, ходила вокруг дома, ходила. Потом поглядела на небо и спрашивает:

- Месяц - золотые рога, скажи: не видал ли ты моего башмачка?

Месяц отвечает:

- Меня чёрная туча закрыла, я не видал!

Подошла Машенька к воротам и спрашивает:

- Ворота - дубовые верейки, не видали ли вы моего башмачка?

А ворота скрипят:

- Нас снег запорошил, мы не видали!

Спрашивает она у печной трубы:

- Печная труба, ты высоко торчишь, далеко глядишь, не видала ли ты моего башмачка?

- Меня дым застил,- отвечает печная труба,- я не видала!

Пришла Машенька в дом. Вдруг голос из-за печки говорит:

- Девушка, девушка, я твой суженый-ряженый! Выходи за меня замуж.

Испугалась Машенька. А деваться-то некуда. Вот она спрашивает:

- А ты кто такой?

- Я домовой.

- А ты молодой?

- Я молодой домовой, мне всего тыщу лет.

- Нет, не пойду я за такого старика замуж!

Тут из-за печки полетел её башмачок и на пол упал. Поняла Машенька, кто его подобрал и унёс, - домовой озорничал.

Золотой перстенёк (сказка)

Пришли Святки - святые вечера. Девки и парни на вечёрки гадать собираются. А красная девица Марьюшка на реку за водой пошла. Зачерпнула ведёрком воду в проруби, собралась зачерпнуть другим. Вдруг видит: в воде щука плавает, чешуйка у неё серебряная, позолоченная; голова жемчугом унизанная, принаряженная; два глаза, как два яхонта. Схватила щука у Марьюшки с пальца золотой перстенёк. Марьюшка просит:

- Щука, щука, отдай мой перстенёк, гадать на вечерок!

А щука ей говорит:

- Словил Иван-ловец в реке моего сыночка. Принеси его, и я отдам тебе перстенёк.

Побежала Марьюшка к Ивану-ловцу и просит:

- Иван-ловец, добрый молодец, отдай мне щучьего сыночка, я его в реку отпущу. Тогда щука отдаст мне золотой перстенёк - гадать на вечерок.

А Иван-ловец говорит:

- Я бы отдал, да у меня кот его украл.

Пришла Марьюшка к коту и просит:

- Кот, кот, отдай щучьего сыночка, я его в реку отпущу. Тогда щука отдаст мне золотой перстенёк- гадать на вечерок.

А кот ей:

- Я бы отдал! Да прыгнул я на шесток и сломал коготок. Нечем мне теперь мышей ловить, нечем полакомиться, одна рыбка осталась.

Побежала Марьюшка в кузницу к кузнецу и просит:

- Кузнец, кузнец, добрый молодец, скуй коту железный коготок, и он отдаст мне щучьего сыночка. Тогда щука отдаст мне золотой перстенёк - гадать на вечерок.

Сковал кузнец железный коготок, взяла его Марьюшка и отнесла коту. А кот отдал ей щучьего сыночка. Понесла его Марьюшка и в реку отпустила. Отдала ей щука золотой перстенёк - гадать на вечерок.

А уж на вечёрки красны девицы и парни идут. С ними скоморохи из города, торчат гусли из короба. Они гудочки берут, песни поют:

То не гусельки рокочут,
Не гудочки говорят-
В праздник красные девицы
Перстенёчками гремят!


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 19 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Крещение (в исп. Людмилы и Сергея Ершовых), mp3;
    Крещение (в исп. Дарьи Алексеевской), mp3;
    Крещение (в исп. Светланы Потеры), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Прим.: песни «Крещение» в исполнении Дарьи Алексеевской и «Крещение» в исполнении Светланы Потеры в презентацию не включены, а даны дополнительно, и могут использоваться на уроке по усмотрению педагога.

Композиторы и исполнители