Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром

Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром

Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром

При первых звуках поэтичного вальса к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» или «Танца с саблями» из балета «Гаянэ» слушатель сразу догадывается, что это музыка Хачатуряна, в которой чувствуется сочный колорит восточных мелодий, стремительный танцевальный ритм и особая красочность звучания оркестра.

Биография

Музыкальный путь композитора начался необычно. В детстве Хачатурян не учился музыке, только слушал народные песни и пел сам. Его отец, известный в Тбилиси мастер переплётного дела, был самодеятельным музыкантом. Он пел под аккомпанемент народных инструментов - саза, кеманчи или тара.

Настоящие занятия музыкой начались, когда Араму исполнилось 19 лет. Он приехал в Москву и поступил в техникум при Институте имени Гнесиных по классу виолончели. Талант юноши сразу же привлёк внимание выдающихся педагогов. В классе композитора Гнесина Хачатурян изучал музыкальных классиков и впервые попробовал сочинять музыку. Он блестяще оканчивает музыкальный техникум и поступает в Московскую консерваторию в класс к известному композитору Н. Мясковскому. В консерватории Хачатурян пишет свою первую симфонию, а также камерные и инструментальные произведения. Любопытно, что созданные им в то время марши были включены в обязательный репертуар военных оркестров.

В 1934 году Хачатурян закончил Московскую консерваторию, и его имя, как лучшего выпускника, было высечено на «золотой доске».

Первая симфония сразу была признана выдающимся произведением. В ней уже тогда проявилась такая черта творчества Хачатуряна, как импровизационность. Импровизировать - это значит сочинять внезапно, без предварительной подготовки. Здесь же это означало лёгкость и вместе с тем чёткость мелодии. Недаром композитор использовал много фольклорного материала - танцевальные мелодии Грузии и Армении.

Вслед за Первой симфонией появляется Концерт для фортепиано с оркестром. В нём также соединяются яркие национальные ритмы с чёткостью, свойственной классическим концертам Чайковского. Композитор пробует свои силы в самых разных жанрах - пишет балет «Счастье», поставленный впервые Ереванским театром балета, а также музыку к кинофильмам и ко многим драматическим пьесам.

По заказу театра им. Вахтангова Хачатурян создаёт знаменитый «Вальс» к драме М. Лермонтова «Маскарад», а для спектакля МХАТа «Кремлёвские куранты» пишет песню «Море Балтийское».

Наиболее крупным произведением стал Концерт для скрипки с оркестром, посвящённый Давиду Ойстраху, с которым композитора связывала не только дружба, но и длительное творческое сотрудничество.

В годы войны Хачатурян пишет свой второй балет – «Гаянэ», в котором рассказывает о борьбе советских людей с врагами.

С 1950 года он преподавал в Московской консерватории и впервые начал выступать как дирижёр. Любопытно, что исполнял он только произведения собственного сочинения, считая, что композитор не может воплотить музыку, сочинённую другим.

Центральное произведение послевоенного времени - балет «Спартак», ставший своеобразной визитной карточкой Большого театра. Появлению этого балета на сцене Большого театра предшествовала долгая история. Премьера «Спартака» состоялась в 1956 году в Ленинграде. Несмотря на то, что балет был восторженно принят публикой и критикой, композитор счёл необходимым доработать его музыку, и на сцене Большого театра была поставлена практически новая версия балета.

В нём музыкальными средствами рассказана история восстания древнеримских рабов и воссоздана история любви Спартака и Фригии. Новизна балета в том, что Хачатурян строит его драматургию на соединении динамичных массовых сцен и своеобразных танцевальных монологов героев. Это отражено и в характере музыки.

В последние годы жизни композитор работал над монументальным сочинением совершенно нового типа. Это был концерт-рондо, каждая из частей которого должна была исполняться оркестром с одним из солистов - на скрипке, виолончели и на фортепиано. Однако Хачатурян так и не успел закончить работу над этим новаторским сочинением.

Значение его творчества заключается в создании им практически новой музыки, музыки ХХ века, отличающейся особым динамизмом, драматичностью конфликта, мелодической выразительностью, специальной тональностью сольных партий.

Вот почему произведения Хачатуряна входят в программу произведений, обязательных для исполнения участниками Московского международного конкурса имени П. Чайковского.

Концерт для скрипки с оркестром

Концерт для скрипки с оркестром написан Хачатуряном в пору творческой молодости. Его музыка передаёт характерное для композитора страстное упоение земной красотой, поющей, животворящей, лучезарной.

Это произведение принадлежит к числу популярнейших творений советской музыки. Эта популярность во многом связана с достоинствами сочинения. С особой силой здесь проявился дар композитора создавать музыку, опирающуюся на народное творчество. В концерте не использованы подлинные народные мелодии, но весь он является выражением армянской народной песенности.

Композитор, следуя традициям, варьирует мелодии, оплетая их кружевом, орнаментом, «играет» ритмами, оркестровыми красками, перекличками оркестра с солирующей скрипкой. Праздничный, приподнято-восторженный тон Концерта вызывает ассоциации с цветущей природой Армении, рождает в сердцах слушателей ответный восторг: «Да будет свет! И да будет радость!» (Б. Асафьев.)

Произведение это очень сложно для исполнения и требует от скрипача огромного мастерства. Но это не просто виртуозность ради виртуозности. Она является средством выражения содержания музыки, её жизнерадостности, праздничности. Концерт посвящён известному скрипачу Давиду Ойстраху, который и был первым исполнителем этого сочинения.

В концерте три части, которые рисуют три разные картины из жизни народа, поэтические зарисовки природы Армении. В центре их - лирическая «песня», которую обрамляют две танцевальные части.

Первая часть открывается энергичным и напористым оркестровым вступлением, которое сразу же вводит нас в сферу активного действия.

Чёткий, упругий ритм и танцевальный характер отличают главную партию сонатного аллегро. Эта тема, исполняемая солирующей скрипкой, близка народной музыке Закавказья.

Побочная партия своей импровизационностью напоминает пение народных певцов-ашугов.

В разработке, состоящей из трёх разделов, подвергаются развитию все три темы. Результатом этого развития становится сближение этих тем, когда плавная мелодия побочной партии наполняется энергичными ритмами, а танцевальная главная партия становится более лиричной. Как и положено, разработка завершается блестящей виртуозной каденцией скрипки. (В концерте есть так называемая каденция - большой эпизод, который солист исполняет без оркестра).

В репризе все темы первой части Allegro con fermezzo варьируются, обрастают подголосками, движение становится все более динамичным. Такая реприза называется динамической. Завершает первую часть кода, утверждающая волевой мужественный образ первой части.

Вторая часть Andante sostenuto - самый лиричный образ концерта. Это своеобразная «песня без слов», которая «поётся» на фоне прекрасного кавказского пейзажа. Вы никогда не были на Кавказе? Представьте величественные горы, освещённые лучами солнца, какая-то первозданность горного пейзажа. Потому и музыка, его рисующая, звучит как гимн солнцу, красоте, природе.

Финал, 3 часть Allegro vivace - грандиозная картина народного праздника. Всё в нём полно движения, огня, энергии. Это как бы общий танец, из которого время от времени выделяются солисты. Движение танца постепенно становится всё более стремительным, как будто в танцевальный круг вливается всё больше людей. Оркестр подражает народным инструментам.

Большое значение в драматургии концерта играет кода финала. В ней в стремительном вихревом движении проносятся темы первой части, что объединяет произведение в единое целое.

Для творчества Хачатуряна характерны оптимизм, жизнеутверждение. Вот и здесь драматические и лирические образы первой части превращаются в образы народного праздника, веселья, буйной пляски.

Вопросы и задания:

  1. Послушайте Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна и запишите свои впечатления от каждой из его частей в «Творческую тетрадь».
  2. Какие принципы развития - контраст, повтор, вариационность - использует композитор в каждой части Концерта? В каком соотношении находятся в Концерте солирующая скрипка и оркестр?
  3. Если представить себе героя этой непрограммной музыки, то какими чертами его наделил композитор?
  4. Какие черты музыки Концерта Хачатуряна созвучны вашим мыслям и чувствам, восприятию современных слушателей?


Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 12 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром:
        I. Allegro con fermezzo, mp3;
        II. Andante sostenuto, mp3;
        III. Allegro vivace, mp3;
    Фрагменты первой части концерта:
        Вступление, mp3;
        Главная партия, mp3;
        Побочная партия, mp3;
        Каденция, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Композиторы и исполнители